Практическое решение многообразных и сложных задач учреждения культуры осуществляют преимущественно в массовых формах культурно-досуговых программ, на которых, как правило, присутствует смешанная аудитория. Смешанная аудитория отличается, как правило, пестрым
спектром довольно противоречивых личностно-ценностных установок, уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных интересов, сложившейся системой взглядов и убеждений.
Следовательно, специалисту учреждения культуры необходимо обладать универсальными знаниями и навыками, как этого требует от него специфика работы со смешанной массовой аудиторией.
Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов учреждений культуры, позволяет определить и уровень научной организации труда, проверить правильность технологического процесса самых трудоемких и масштабных культурно-досуговых программ.
|
|
Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности характеризуется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества объективных и субъективных факторов. Это объясняется тем, что они видоизменяются от происходящих перемен в общественной жизни и психологии, что оказывает непосредственное влияние на их подготовку и проведение. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.
Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, ради чего создается та или иная форма культурно-досуговой деятельности.
Цель, поставленная перед организаторами массовой формы культурно-досуговой деятельности, включает в себя изучение состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отношений, объективных и субъективных условий и факторов.
Введение в структуру массовых форм культурно-досуговой деятельности различных видов искусства и художественно-образных элементов способствует повышению эффективности их воздействия.
Массовые формы культурно-досуговой деятельности по возможности использования выразительных средств и масштабам вовлекаемых людей стали эффективным способом организационно-творческой деятельности людей.
|
|
Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности предполагает систему знаний как об отборе содержания, так и о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в соответствии с задачей единства содержания и формы. И здесь существуют два критерия: правда и выразительность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если нет выразительности в передаче содержания. «Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму»1.
В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности имеются четыре основных компонента: а) содержание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория и ее расположение в пространстве.
Среди массовых форм наиболее популярны праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарка, шоу-программы и т.д. - каждая из этих форм в отдельности, тем более цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких,
1 Гегель. Соч. - М.; Л., 1930. - Т. 1. - С. 224.
например, как праздники, поднимаются темы истинно народные. В них конкретные, местные факты подаются максимально обобщенно. В силу этого они выдвигают свои, только им присущие формы сценической выразительности, особые методы, средства и способы сценического отображения. В основе крупномасштабных форм - торжественно-патетическая тема, свободное оперирование пространственными и временными представлениями, логика построения действия, трактуемого в условно-обобщенных категориях.
Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направлять, на основе регулирования межличностного общения и социально-психологического механизма воздействия.
Процесс общения является исходной предпосылкой построения технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление социальной активности людей вызывает к жизни всю совокупность человеческих связей, основу которых составляют производственные отношения.
Общение людей различных интересов - сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и взаимопониманию людей. Высокий эмоциональный подъем в процессе общения усиливает степень мобилизации выразительных средств. Поэтому общение является важнейшим инструментом создания условий, которые способствуют в массовых формах культурно-досуговой программы нарастанию эмоциональных переживаний и сопереживаний, настроений и чувств людей. Общение, как и все остальные элементы, должно быть в общих чертах запрограммировано в сценарии массовой формы культурно-досуговой программы, т.е. возможности учреждений культуры и их спонсоров в материальном обеспечении, привлечении художественных сил для решения конкретных задач.
Эта работа позволяет определить, во-первых, форму будущей массовой культурно-досуговой программы (театрализованное представление, массово-зрелищное, тематический вечер, обряд и т.п.), что очень важно знать при составлении сценария, а во-вторых, методику его подготовки и проведения с учетом ориентации на определенную аудиторию, для которой она будет осуществлена. Затем происходит написание режиссерского сценария, утверждение и уточнение программы на художественном совете и распределение функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации технологического процесса подготовки и проведения программы в учреждении культуры.
|
|
Составление и утверждение сметы расходов на подготовку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы контролируются членами совета учреждения культуры.
Успех здесь во многом зависит от того, насколько в технологическом процессе точно учитывались социально-психологические механизмы объединения людей, имеющие интенсивную эмоциональную окраску и активный характер.
Важное значение в подготовке массовой формы культурно-досуговой программы имеет умелый подбор творческих работников, прежде всего, сценариста-режиссера.
Однако немногочисленность кадров, способных квалифицированно подготовить и провести культурно-досуговую программу, тормозит поиск новых творческих решений.
Все большую роль в подготовке массовых форм культурно-досуговой деятельности стала играть группа технического обеспечения, которая осуществляет звуковое и световое оформление, радиофикацию, отвечает за транспорт, и группа материально-хозяйственного обеспечения, которая организует обеспечение питания и торгового обслуживания сувенирами, охрану порядка и медобслуживание.
Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и драматургической организации материала.
Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популярными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс (интеллектуальный, спортивный), традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, вечера вопросов и ответов: «Что нового, господин директор?»;, «Формула рабочего дня» и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.
У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребляется в привычном, буквальном значении, то его определяющей характеристикой является вторая часть термина -«митинг», «смотр», «отчет» и т.п. Это, по сути дела, и обусловливает отбор содержания, указывает на приемы и способы достижения цели.
|
|
Для методики и проведения вечера, кроме точного определения типа вечера, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.
Игнорирование жанрового определения в подготовке и проведении вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все.жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, может исказить смысл содержания. При этом никакая концентрация выразительных средств сама по себе не гарантирует качества. Дело не столько в обилии разнообразных художественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании.
Несмотря на развитие средств массовой информации не утратила своей значимости и такая форма культурно-досуговой деятельности, как устный журнал.
Возникнув как оперативная, информационная форма клубной работы, устный журнал не только сохранил эту специфику до наших дней, но и получил дальнейшее развитие. Следует уметь различать общую и конкретную информацию, которую несет устный журнал, акцентировать внимание на необходимости использования новых материалов.
При организации работы редколлегии журнала учитывают следующие моменты: планирование работы редколлегии, распределение обязанностей между ее членами, работа по отбору материала, с выступающими, ведущими, подготовка связок между страницами и их организация в единое целое, художественное оформление устного журнала. Законченность каждой страницы, обзорно-комментаторский способ освещения событий, введение методов иллюстрирования и театрализации позволяют специалистам эффективно использовать устный журнал в культурно-досуговой деятельности и в современных условиях.
Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:
- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
- анализ вида, типа и жанра массовой формы;
- определение содержания, соответствующего цели программы;
- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих творческий процесс (познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный);
- создание условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;
— выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.
Таким образом, массовая форма культурно-досуговой программы - это и способ организации содержания и его донесения до зрителей, и методика организации восприятия материала на основе культурного общения.