Определение величины начального капитала

Количество денег, которое необходимо инвестировать в бизнес, определяется характером бизнеса, масштабом операций, решением о приобретении собственного помещения и оборудования или получении их в аренду, уровнем товарных запасов, основными требованиями к будущей кредитной политике предприятия.

Одна из типичных ошибок, которую часто делают новички в бизнесе, заключается в неправильной оценке общей суммы денег (капитала), необходимой для начала и продолжения эффективной деятельности нового предприятия. Фактическая сумма денег на начало бизнеса может быть больше или меньше в зависимости от сферы деятельности и масштаба бизнеса, но любому бизнесу нужно найти капитал для двух основных целей: 1) приобретения капитальных активов, или основного капитала (помещение, оборудование, транспорт и т.д.); 2) обеспечения необходимых средств для поддержания ежедневной работы предприятия (текущие активы, или оборотный капитал). Эти средства используются в течение календарного года для платежей по таким статьям, как товарные запасы, материалы, зарплата, налоги, коммунальные платежи и т.д.

В целом потребность в капитале представляет общую сумму денег, которую необходимо инвестировать в бизнес в какой-то момент. Практически любому бизнесу необходима некоторая сумма основного капитала. Для большинства начинающих предпринимателей покупка помещения и оборудования является самым крупным инвестированием в основной капитал. Решение о покупке собственного помещения для предприятия значительно увеличит инвестиции в бизнес, а решение об аренде уменьшит их. Это в равной степени относится и к основному оборудованию. Для того чтобы оценить сумму инвестиций в основной капитал, необходимо разработать подробный план, который включает статьи расходов по отдельным элементам и примерную их стоимость. На принятие решения о включении в план той или иной статьи расходов (например, покупки помещения, ремонта и оформления торгового зала и т.д.) и ее величине будут оказывать влияние размеры будущего рынка, тип предприятия, специали-


Определение величины начального капитала



зация и ассортимент товаров, возможности получения необходимых финансовых ресурсов для покупки основных активов.

Все начинающие предприниматели при приобретении основных средств сталкиваются с различными предложениями. Прежде чем принять решение о покупке тех или иных основных средств в пределах имеющихся финансовых ресурсов, необходимо получить для себя ответы на ряд вопросов: что даст это приобретение для моего бизнеса? Действительно ли покупка так необходима и без нее нельзя обойтись? Имеются ли альтернативные варианты получения основных средств, отвечающие тем же целям? Если да, то какой из вариантов будет наиболее выгодным?

Окончательный план инвестиций в основной капитал оформляется в виде таблицы (табл. 4). Он и определяет потребность в финансовых средствах, необходимых для формирования капитальных активов.

Таблица 4 План инвестиций в основной капитал вновь создаваемого предприятия

Статьи расходов Инвестиции, тыс руб
Приобретение помещения 2 200 000
Ремонт и оформление приобретенного помещения 600 000
Приобретение мебели 200 000
Приобретение производственного и торгового оборудования 1 240 000
Приобретение транспортных средств 2 600 000
Прочие приобретения 550 000
Всего основного капитала 7 390 000

Формируя активы фирмы, следует знать, что успех в бизнесе в значительной степени зависит от установления рациональной структуры капитала в разрезе основного и оборотного. Некоторые из начинающих предпринимателей считают самым главным приобретение основных средств и поэтому почти весь начальный капитал направляют на эти цели. Это заблуждение. Основной капитал остается длительное время «связанным» в активах, в то время как оборотный является наиболее ликвидным. Ос-



Как начинают бизнес


новной капитал на первых порах рекомендуется формировать, используя лизинг или аренду. Хотя это может оказаться и несколько дороже, но существенно уменьшает потребность в начальном капитале и позволяет достичь более оптимального соотношения между основным и оборотным капиталом.

Носителем прибыли выступает оборотный капитал, и ему следует уделять первостепенное значение. В процессе одного цикла (оборота) оборотный капитал изменяет форму, превращаясь из денег в товарные запасы, затем в ссуду, предоставляемую покупателям, и наконец в денежные средства, когда покупатели оплачивают счета. Оборотный капитал, необходимый для бизнеса в любой момент, зависит от длительности периода его превращения из наличных денежных средств в товарные запасы и обратно и от объема продаж, который и должен поддерживаться оборотным капиталом на определенном уровне. Чем больше времени требуется на полный оборот и чем выше объем продаж, тем большая сумма оборотного капитала нужна для ведения бизнеса.

Важной статьей оборотного капитала являются денежные средства. На счете в банке всегда должна находиться необходимая денежная сумма, достаточная для оплаты поставок сырья, материалов, товаров, заработной платы и других расходов. Наличные денежные средства будут поступать от продаж и других источников (ссуды, внереализационные доходы и др.). Потребность в денежных средствах, которые должны находиться на банковском счете, может быть больше или меньше в зависимости от различных факторов. К ним прежде всего относятся масштабы деловой активности фирмы, уровень эффективности менеджмента, состояние и обоснованность бизнес-планирования.

Наибольшая часть оборотного капитала идет на финансирование товарных запасов. Два фактора влияют на их величину: оборачиваемость и количество дней между размещением заказа и получением товаров. Сложно вывести какие-либо общие правила о минимальном уровне необходимых запасов, так как каждая сфера бизнеса имеет свои особенности. Главное при определении величины товарных запасов — обеспечение бесперебойной и ритмичной работы предприятия. Если заранее известен коэффициент оборачиваемости для данной сферы бизнеса и период, на который производятся расчеты, то несложно определить величину оборотного капитала, направляемого на приобретение


Определение величины начального капитала



товарных запасов путем деления стоимости проданных товаров в оптовых ценах на коэффициент оборачиваемости. Если предпринимателю уже на первых порах удастся получить у поставщиков коммерческий кредит, то это существенно сократит его потребность в финансовых ресурсах на формирование оборотного капитала. Так, например, если оборачиваемость товарных запасов в днях составляет 60 дней, а предприниматель получил отсрочку платежа за поставленный товар на 30 дней, то его ожидаемая потребность в оборотном капитале на поддержание товарных запасов уменьшится за этот период на 50 % (30: 60 х х 100).

Если предприниматель планирует продажу в кредит, то при расчете потребности в оборотном капитале должна быть учтена и возможная сумма долга покупателей — дебиторская задолженность. Продажа в кредит удлиняет цикл оборота капитала и тем самым увеличивает потребность в оборотном капитале. Например, если предприниматель, при плановом объеме продаж в первом квартале 2430 тыс. руб., предоставит своим покупателям кредит сроком на 60 дней, то его потребность в оборотном капитале увеличится на 1628,1 тыс. руб. (60: 90 х 2430).

Все перечисленные выше статьи и составляют оборотный капитал, или текущие активы, фирмы. Их сумма и будет определять потребность в финансовых ресурсах, которые необходимо инвестировать в оборотный капитал.

При расчете потребности в оборотном капитале могут использоваться не только прямые, но и косвенные методы. Один из таких методов основывается на расчетах точки безубыточности и ожидаемой оценки рентабельности оборотного капитала. Например, предприниматель считает, что рентабельность оборотного капитала должна быть равна 40 %, т.е. каждый вложенный рубль должен в данном случае принести дополнительно 40 копеек и вернуться после полного оборота возросшим в 1,4 раза. При этом постоянные издержки в плановом периоде ожидаются равными 90 тыс. руб., валовая маржа (уровень валового дохода в товарообороте) — 0,2 и, следовательно, точка безубыточности составит 450 тыс. руб. (90: 0,2). Плановый объем продаж, как известно, должен быть обязательно выше точки безубыточности, иначе фирма не получит прибыли. Точка безубыточности и рассчитывается для обоснования планового объема продаж.


204 _________________,____________________ Как начинают бизнес

Расчет потребности в оборотном капитале по данному методу осуществляется по формуле

где Пок — потребность в оборотном капитале; ОПп — плановый объем продаж; R0K рентабельность оборотного капитала.

Если объем продаж планируется в сумме 600 тыс. руб., то потребность в оборотном капитале составит примерно 430 тыс. руб. [600: ((100 + 40): 100)].

Применение этого метода позволяет оперативно рассчитать и ожидаемую величину прибыли, которая при наших исходных данных составит в плановом периоде 30 тыс. руб. [600 х 0,2 - 90; см. формулу (13)].

Таким образом, прежде чем открыть свое дело, необходимо самым тщательным образом определить потребность в начальном капитале, и только после этого наступает время для воплощения собственной бизнес-идеи в жизнь. Уже с первых шагов в бизнесе нужно внимательно следить за фактическими финансовыми показателями предприятия и анализировать любые отклонения от планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: