Содержание и функции организационной культуры

Содержание организационной культуры определяется ценностями, составляющими ее основу.

Ценности, нормы поведения и другие элементы организационной культуры, которые она отражает, формируются под управленческим воздействием на протяжении всей истории развития организации. Для культуры конкретной организации характерен определённый набор связанных между собой ценностей, который соответствует стилю руководства, организационной структуре, стратегии, системе контроля и др. Культура конкретной организации несёт в себе, как основу, черты национальной культуры той страны (или региона), в которой существует организация. Но столь же сильное воздействие на содержание организационной культуры оказывают ценности, принципы, установки и представления тех, кто создает эту организацию.

Организационная культура присутствует во всех сферах деятельности человека в организации, и ее функции должны быть реализованы во всех функциональных блоках системы управления фирмой (рисунок 1.4).

Организационная культура, воздействуя на каждый функциональный блок системы управления, отражает идеологию управления данной организацией.

Воздействие организационной культуры непосредственно направлено на человека, а через него уже на производственный процесс, качество продукции и т.п.

В целом, организационная культура имеет многоцелевую направленность:

· устанавливает и усиливает взаимосвязь, взаимодействие между работниками организации и подразделениями;

· формирует благоприятный психологический климат в организации;

· предоставляет ценностные ориентиры для деятельности работников (например, какие поступки и действия допускаются в организации, а какие недопустимы) и др.

Однако главной целью организационной культуры является обеспечение самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала.

Достижение главной цели организационной культуры возможно через повышение трудового потенциала организации. В трудовой потенциал включаются следующие компоненты: здоровье, нравственность и умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени, а также профессиональная культура, которая представляет собой функцию от компетенции работника и его трудовой этики, принципов, ценностей.

Рисунок 1.4 - Взаимодействие организационной культуры и общей системы управления организацией

Мотивация - это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых или общественных целей. Мотивация бывает

· внутренней – содержание и значимость выполняемой работы, соответствие его убеждениям и этическим нормам,

· внешней. Внешняя мотивация (стимулирование) может быть административной (выполнение работы по приказу, команде, принуждению), и экономической (заработная плата, дивиденды, предоставление бесплатного проезда и т.п.).

Содержание организационной культуры проявляется в ее функциях.Во многом функции организационной культуры определяются функциями культуры в общем смысле (сравнительная характеристика приведена в таблице 1.2).

Таблица 1.2 - Сравнительная оценка функций культуры и функций организационной культуры

Функции культуры Функции организационной культуры
Формирование, накопление, передача, хранение ценностей Формирование системы ценностей, позволяющих выбрать допустимые методы достижения целей
Функция целеполагания Определение целей, к которым нужно всем стремиться
Коммуникативная функция; Способ общения людей (интеллектуального и материального) Формирование и контроль формы поведения и восприятия, целесообразные для организации; Обеспечение контроля за поведением, предотвращение нежелательных и запрещенных поступков
Компенсаторная функция (обеспечение духовной и физической разрядки индивида) и социализирующая функция Усиление вовлеченности в дела организации и формирование преданности ей. Усиление системы социальной стабильности в организации. Создание четкого критерия принадлежности к данному коллективу Создание и сохранение границ группы, организации – членов культуры, обеспечение чувства единства
Формирование норм, значений Формирование системы идеалов и моделей мира Нормативная функция Предоставление смысла деятельности работникам, Обеспечение единой интерпретации организационных событий
Формирование системы знаний Познавательная и информационная функция Формирование системы знаний организации
Деятельностная функция Мобилизация персонала Стимулирование работников
Аналог отсутствует Формирование имиджа организации
Игровая функция Символическая функция Формирование системы внутренних коммуникаций
Духовное творчество. Создание произведений искусства Аналог отсутствует

Укрупненно можно выделить следующие блоки основных функций организационной культуры:

1. Формирование, накопление, передача, хранение ценностей организации.

2. Формирование системы знаний.

3. Формирование системы внутренних коммуникаций, и связей внутри организации по вертикали и горизонтали.

4. Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации.

5. Целеполагание.

6. Формирование культуры трудового, производственного и других материальных процессов.

Состав и содержание функций показаны на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5 - Состав и содержание функций организационной культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: