В любом случае не следует подводить Банк России под имеющийся перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Например, появляющиеся предложения о признании Банка России государственной корпорацией не учитывают, что организации данной организационно-правовой формы являются собственниками переданного им имущества (см. п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях)). Для имущества, находящегося в ведении Банка России, например, золотовалютных резервов, это является неприемлемым.
В отношении предложений о признании Банка России государственным учреждением следует иметь в виду, что подобный подход, по сути, ликвидирует его независимость от органов государственной власти. Учитывая, что независимость Банка России от органов государственной власти закреплена в Конституции РФ, реализация указанного подхода без изменения Конституции РФ невозможна.
У Банка России особая организационно-правовая форма, существующая в единственном экземпляре, — Центральный банк РФ (Банк России).
Такой подход укладывается в действующее законодательство, поскольку перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является открытым и может дополняться федеральными законами (см. п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).