Инкассация денежных средств

Инкассация наличных денег также является банковской операцией (п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности).

Данные операции могут осуществлять банки и расчетные небанковские кредитные организации[291], а также небанковские кредитные организации инкассации, зарегистрированные и получившие лицензию до 2 марта 2004 г.[292]

Под инкассацией понимается осуществление кредитной организацией сбора и доставки наличных денег клиентов в кредитную организацию с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этой или иных кредитных организациях.

Инкассацию следует отличать от перевозки, которой является транспортировка кредитными организациями наличных денег из кредитных организаций или учреждений Банка России, осуществляющих их расчетно-кассовое обслуживание, или в эти организации, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих вложению в программно-технические средства.

Для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов[293].

К перевозке относится и транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней.

8.2.4. Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Проверки соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации не реже одного раза в два года[294].

За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций на должностных лиц кредитных организаций налагается административный штраф в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.2 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 и 15.2 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

Причем за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных пределов штраф должен налагаться на юридическое лицо-плательщика (и соответственно на его должностных лиц)[295].

За нарушение порядка расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (т.е. при внесении юридическим лицом наличных денег в кредитную организацию для их зачисления (перечисления) на счет получателя) административного штрафа не установлено. В этом случае возможно применение к кредитной организации, принявшей наличные деньги от плательщика, со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных ст. 74 Закона о Центральном банке РФ.

8.2.5. Применение кредитными организациями контрольно-кассовой техники

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении контрольно-кассовой техники) порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Банком России (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 4).

Также Банк России должен направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах (п. 3 ст. 3).

При этом используемая кредитными организациями контрольно-кассовая техника регистрации в налоговых органах не подлежит (п. 1 ст. 4, ст. 5).

Кроме того, следует учитывать, что полномочия налоговых органов по контролю за применением контрольно-кассовой техники на кредитные организации при осуществлении ими банковской деятельности не распространяются. Данный контроль осуществляет Банк России (п. 3 ст. 7).

В то же время, если наличные деньги принимаются кредитной организацией как субъектом торгово-экономических отношений, например, при наличных денежных расчетах в подведомственных столовых, кафе и т.п., то к такой деятельности действие Закона о применении контрольно-кассовой техники применимо в полном объеме как в части полномочий налоговых органов, так и в части требований к самой контрольно-кассовой технике[296].

Такой же подход, по мнению налоговых органов, действует при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг[297].

Исходя из этого, Закон о применении контрольно-кассовой техники в части полномочий налоговых органов и требований к контрольно-кассовой технике не должен распространяться на все виды деятельности, относящейся к понятию к банковской (т.е. к банковским операциям, банковским сделкам, операциям с ценными бумагами, к иным сделкам и видам деятельности, связанным с оказанием услуг клиентам).

Банк России по вопросу применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники в рамках осуществления банковской деятельности отсылает к Закону о применении контрольно-кассовой техники[298].

Таким образом, кредитные организации должны применять контрольно-кассовую технику при получении от физических лиц наличных денег в качестве оплаты оказанных услуг либо проданных иностранной валюты, ценных бумаг, лотерейных билетов, монет и т.д. Если речь идет о привлечении средств на счета и во вклады, передаче в доверительное управление, проведении расчетов, а также о погашении выданных кредитов, контрольно-кассовая техника кредитными организациями применяться не должна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: