структура группы — это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т. д.). Неформальная структура группы — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния. Наличие в группе функциональной структуры, т. е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности <в том числе функций руководства и исполнения), является отличительным признаком организованных групп, в отличие от стихийно сложившихся, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.
В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую и коммуникативную структуры группы, а также структуру власти и влияния. Социометрическая структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Дж. Морено [1958], В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками соцометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т. е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов. Существенная характеристика группы, получаемая по результатам социометрического опроса, — это число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы).
|
|
Коммуникативная структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики комму-
никативной структуры группы; положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей н группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»). В экспериментах А. Бейвелиса и Г. Ливитта было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию) способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» — более высокой удовлетворенности членов группы. В исследованиях К. Фашо и С. Московичи (1958) обнаружено, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих усилий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач. Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики структуры социальной власти и влияния: системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формальной организованной группе) и неофициального (неформального) влияния, выраженного феноменом лидерства.
|
|
6.4.2. Развитие малой группы
Психологические механизмы формиро--вания (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости от того, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае
6.4. Психология малых групп
более правильно говорить о механизмах вхождения, или включения, индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится н первую очередь привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу обычно определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д. Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.
Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т. д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К. числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.
В концепции Л.И. Уманского (1980) поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующихся качественными различиями в степени выраженности таких параметров, как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы происходит и континууме, «высшую точку» которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью, а «низшую точку» этого развития представляет группа-конгломе-
рат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все названные параметры. В предложенном континууме автор выделяет узловые точки основных этапов развития группы как коллектива: номинальная группа, характеризующаяся внешним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач; группа-ассоциация, которую отличает начальная межличностная интеграция; группа—кооперация, которой свойственна интеграция не только в сфере межличностных, но и деловых отношений; группа-автономия, обладающая высоким внутренним единством по всем основным параметрам внутригруп-повой активности. Именно на этом этапе возможна изоляция группы, ее концентрация на узкогрупповых целях и превращение в группу—корпорацию. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие социально значимые цели. Динамика коллективооб-разования — сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения.
|
|
В психологической теории коллектива, разрабатываемой А.В. Петровским 11978), развитие группы идет по двум основным критериям: по степени опосредствован-ности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественной значимости. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает