Сократ и сократические школы

В V веке до н.э. в греческой философии акцентировалось внимание к проблемам человеческой жизни, ее практической и теоретической стороне. Представителями этого направления были софисты (учителя мудрости), которые обучали искуству красноречия. Это были платные учителя, помогавшие «мыслить, говорить и делать». Они отрицали объективную истину и признавали только субъективную.

Ярким представителем ЭТОГО направления был Сократ. Он разработал метод субъективной диалектики, призванный установить истину. Человек должен познать самого себя, свою сущность, сосредоточенную в душе. Для ее совершенствования требуется знание добродетели, умение управлять страстями. Истину можно познать только в процессе диалога, с помощью которого происходит уточнение понятий. Метод субъективной диалектики Сократ называл майевтикой (повивальным искусством). Применялся также метод индукции — выведение более общих знаний из частных. Сократ считал, что познать мир невозможно и пониманию человека может быть доступна только его душа, в познании которой состоит и суть философии.

Сократ - гуманист, софист,сын простых людей, говорящий философ, имел много учеников и основные идеи опредляют по трудам учеников; осн. ученики:Платон, Диоген Синопский. Считал что сущность человека это его душа, а она не дается, а воспитывается. Основные методы работы сократа с молодежью: а)“метод “Маевтики”-ученик должен быть беременным идеями идеей, должен сам поставить проблему и сам ее решить; б) метод ученного незнания - считал, что умный знает, то что знает и то, что незнает; ставил проблему ученного незнания; говорил:”я знаю, что ничего не знаю, но некоторые незнают малой доли, чего я знаю”. Сократ автор рационалистической этики: люди совершают зло по незнанию; основная благодетель - знание, основа зла незнание; человек не сделает зла когда он знает; не мог объяснить профессионального исполнения зла людьми; высказал идею о насилии в рамках права; считал демократию словесным одурачиванием избирателей для достижения власти, пытался показать мотивы выступающих перед народом за что был приговорен по специально принятому закону к отравлению ядом цыкуды. Смерть Сократа указала на невозможность победы чистыми методами над людьми, играющими грязными.

Сократ имел многочисленных последователей. Наибольшую извест ность получили: киники, кирснаики. Киники отличались не столько идея ми, сколько экстравагантным поведением. Так Диоген жил в бочке, сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяния. Киники предпочитали жить по своим собственным законам, отвергая общепринятые нормы поведения. Цивилизация то, что сковывает свободу человека, поэтому киниками становились оставив семью, работу

Кирснская школа в центре своей философии ставили этику, считая, что поведение человека определяется его душой, которая имеет два состояния: плавное и резкое. Первое порождает наслаждение, второе — страдание и боль. Целью жизни считается счастье, или возможность получать наслаждение. Но при этом надо оставаться свободным, не быть рабом жизненных благ, сохранять благоразумие.

Мегарики: Эвкулипт Мегарский. Пошел по Сократу – разработка общих понятий; абстрактная понятная сторона рассуждений Сократа была ими унаследована. От них остались задачки для тренировки мышления.

Гедоники – основоположник Аристик из Кирены. Исповедовал смысл жизни, человек живет для счастья. Эфдемонизм – направление, которое считает, что человек рожден для счастья. Наслаждение – вот, что доставляет человеку удовольствия: телесные, духовные, чувственные (дружба, любовь, наука). Они исходили из представления, что удовольствия связано с целой гаммой чувств.

Философия киников и стоиков
  1. Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.
  1. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
  • • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
  • • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
  • • отсутствие постоянного места жительства, скитания;
  • • паразитический образ жизни, попрошайничество;
  • • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
==37==
  • • восхваление физической и духовной бедности;
  • • крайний аскетизм;
  • • замкнутость;
  • • критика и отвержение иных философских учений, особенно
идеалистических;
  • • непризнание авторитетов;
  • • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и
образа жизни;
  • • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
  • • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
  • • концентрация внимания на пороках общества, худших чело
веческих чертах;
  • • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
  1. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
  • • жил в бочке;
  • • заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго
раживай мне солнце!";
  • • выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
  • • вывел понятие "гражданин мира" (космополит);
  • • отвергал брак;
  • • жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
  • • не признавал никаких законов, кроме закона природы;
  • • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
  • • идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
  1. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).
Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так называемых "апорий" — парадоксов). Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.
  • • ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;
  • • средняя стоя (II — I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;
  • • поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
  1. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). К характерным чертам стоической философии также относятся:
  • • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
  • • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;
  • • определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
  • • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
  • • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
  • • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
  • • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
==39== только для ознакомления
  • • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
  • • высокий эстетизм в мыслях и поступках;
  • • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
  • • признание стремления к счастью высшей целью человека.
  1. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ:
  • • проповедовал идеи добродетели;
  • • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
  • • приветствовал покой и созерцание;
  • • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
  • • верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
  • • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";
  • • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
  • • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.
Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе". К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:
  • • глубокое личное уважительное отношение к Богу;
  • • признание высшим мировым началом Бога;
  • • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
  • • объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
  • • видение в качестве главной причины успеха любого государ
ственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;
  • • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку,. и
внутреннего мира, подвластного только человеку;
  • • признание основной причиной счастья отдельного человека —
приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
  • • разделение души и разума;
  • • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;
  • • размышления о конечности человеческой жизни, призывы
ценить и максимально использовать возможности жизни;
  • • предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.

[1] 1 Ин. 4. 8.

[2] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М., 1992. С. 111-112.

[3] 2 Кор., 12:7.

[4] Лк., 16:19.

[5] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М., 1992. С. 115.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: