Оборот грузового вагона – это время, затрачиваемое на полный цикл работы вагона от момента начала одной погрузки до момента начала другой погрузки.
где - затраты времени вагонов рабочего парка, ваг-сутки;
- работа по сети, ваг.
Для железной дороги и ее отделений:
где - затраты времени вагонов рабочего парка по дороге или по отделению, ваг-сутки;
- работа по дороге или по отделению, ваг.
Оборот вагона характеризует уровень эксплуатационной работы железнодорожного транспорта и зависит от качества работы отраслевых хозяйств. За время оборота вагон проходит все стадии перевозочного процесса.
В среднем по сети:
- время в движении 22,5-23% общего времени оборота вагона
- время простоя на промежуточных стадиях 8,5-9% общего времени оборота вагона
- время простоя на технических станциях 34-34,5% общего времени оборота вагона
- время простоя под грузовыми операциями 34-34,5% общего времени оборота вагона
,
где - полный рейс вагона, км
- участковая скорость, км/ч
- техническая скорость, км/ч
- простой на технических станциях с переработкой, час
- простой на технических станциях без переработки, час
- простой под грузовыми операциями, час
- вагонное плечо (расстояние между техническими станциями), км
- маршрутное плечо (среднее расстояние, проходимое вагоном в поезде между станциями переформирования), км
- коэффициент местной работы (количество грузовых операций, которые проходит вагон за один оборот).
Снижение оборота вагона может быть достигнуто за счет:
- снижения полного рейса вагона
- увеличения технической скорости
- уменьшения времени простоя на технических станциях и под грузовыми операциями
- снижения числа и продолжительности остановок на промежуточных станциях
- увеличения участков обращения локомотивов
- увеличения пробега поездов без технического осмотра вагонов.
Ускорение оборота вагона – один из путей освоения заданных объемов перевозок при снижении потребного парка вагонов. Ускорение оборота вагона приводит к снижению капитальных затрат, сокращению эксплуатационных затрат, оборотных средств.
Полный рейс вагона – это расстояние, которое проходит вагон в груженом и порожнем состоянии от одной погрузки до другой.
где - общий пробег вагонов, ваг-км.
Полный рейс подразделяется на груженый и порожний:
где - груженый пробег вагонов, ваг-км;
- порожний пробег вагонов, ваг-км.
Среднесуточный пробег вагона – это расстояние, пройденное вагоном рабочего парка в груженом и рабочем состоянии за сутки.
Увеличение среднесуточного пробега вагона имеет тот же эффект, что и снижение оборота вагона