Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание РФ.
Оперативное управление государственным кредитом под руководством правительства осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями БК РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований. Указанные программы представляют собой перечень, заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата.
Программы представляются Федеральному собранию РФ одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ, все займы оформляются в государственных книгах внутреннего и внешнего долга РФ. Контроль осуществляют департаменты созданные в рамках Министерства финансов РФ: Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом.
|
|
Управление государственным долгом представляет собой комплекс: обслуживание долгов, т.е. операции по размещению долговых обязательств, погашение основной суммы и выплата процентов кредиторам; изменение условий выпущенных займов; разработка условий новых займов; мониторинг показателей объема и уровня долга, их сопоставление с показателями государственных финансов; взаимоотношения с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставления новых кредитов; реструктуризация долгов; рефинансирование долгов и др.
При управлении государственным долгом принято его делить на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
система управления долгом, основными подсистемами которой являются следующие:
1. инфраструктура (институциональная подсистема) в ее состав входят следующие группы институтов:
- агенты государства занимающиеся размещением ценных бумаг, выплатой процентов и погашением основной суммы долга,
-агенты по размещению выступают контрагентами по первичному размещению ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг
|
|
-финансовые консультанты предоставляют необходимую информацию по предполагаемому выпуску и размещению долговых обязательств
- гаранты, страховщики
-организаторы торговли обеспечивают необходимые условия для движения и совершении сдло с государственными ценными бумагами
- контролирующие, регулирующие и надзирающие органы обеспечивают выполнение законности при совершении и заключении сделок на рынке;
2. правовое обеспечение (правовая подсистема)
Правовая’ подсистема представляет собой юридическую платформу функционирования институциональной подсистемы. Она включает следующие элементы:
• регулирование статуса ценных бумаг (включая основные условия установления дохода и погашения) и основ кредитных договоров и соглашений о займах;
• регулирование статуса субъектов заемных отношений (заемщиков, гарантов, агентов);
• регулирование объемов привлечения, общего объема государственного и муниципального долга и стоимости обслуживания долга;
• регулирование процессов эмиссии и размещении государственных и муниципальных ценных бумаг;
• регулирован допуска профессиональных участников рынка и инвесторов на рынки государственных и муниципальных ценных бумаг;
• регулирование обращения государственных и муниципальных ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка и инвесторов в отдельных секторах рынка;
• налоговое регулирование
3.экономическое оперативное регулирование (подсистема регулирования параметров долга); основывается на регулировании основных параметров долга
При управлении государственным долгом правительство оперирует такими количественно измеряемыми и качественно оцениваемыми показателями, как объем совокупного государственного долга; объем внешнего государственного долга; объем внутреннего государственного долга; темп роста государственного долга; объем финансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание государственного долга, соотношение государственного долга и ВВП и др.
логии размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг могут быть сведены к следующим видам:
• консорциальная технология - предполагает первичное полное размещение бумаг профессиональным участникам рынка ценных бумаг(агенты по размещению или андеррайтеры);
• частное размещение - проводятся предварительные переговоры между продавцом(агентом) и заранее определенным инвестором;
• проведение операций на открытом рынке и «дозированное» размещение - предварительное публичное предложение эмиссии неограниченному кругу инвесторов приобрести государственные бумаги, а дозированное размещение происходит по мере поступления заявок со стороны инвесторов и профессиональных участников к агентам;
• аукционная технология;
Аукцион является наиболее распространенной формой размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг.
Правовая основа современной системы управления государственным долгом РФ представлена следующими основными нормативными документами: Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ», Федеральным законом «О государственном внутреннем долге», Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, «концепцией единой системы управления государственным долгом» и др.
Государством могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:
- конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);
|
|
- консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения;
- унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
- аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.
В урегулировании государственного долга большую роль играют чисто рыночные методы, т.е. проведение различных операций с ценными бумагами долговыми обязательствами стран-должников. Основными рыночными методами являются следующие.
1. Обмен долговых обязательств на облигации страны-должника, которые должны продаваться на рынке с меньшим дисконтом.
2. Обмен государственных долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий. Выгоды от такой операции состоят в сокращении платежей по обслуживанию долга, увеличении притока иностранных инвестиций в страну-должника, улучшении его платежного баланса.
3. Выкуп страной-заемшиком определенной доли своих обязательств (10— 15%) по заниженному курсу ниже курса вторичного рынка.