Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:
1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);
2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от общего времени новорожденный проводит во сне. Иногда бывает трудно отделить сон от бодрствования. Главной особенностью сна новорожденного является его полифазный характер, когда короткие периоды сна чередуются островками бодрствования.
|
|
Одним из важных показателей будущего развития младенца является наличие у него врожденных безусловных рефлексов: сосательного, ориентировочно-пищевого, хватательного и др. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для формирования новых социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.
Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью.
Аффективная сфера младенца характеризуется достаточно бурными изменениями. Важной потребностью младенца является потребность в эмоциональных отношениях с окружающими. Об этом свидетельствует появление на 2-м месяце жизни так называемого «комплекса оживления». Это положительная эмоционально-двигательная реакция младенца, возникающая при появлении взрослого, включающая зрительное сосредоточение на лице взрослого, вокализации (голосовые реакции), движения ручками и ножками и улыбку.
Ведущие виды деятельности в младенчестве:
· непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
· переход к предметно-манипулятивной деятельности.
Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы».
|
|
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).
1.Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку (пространство вытянутой руки). Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки. Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения – ситуативно-деловое.
2. Ходьба (к 9-ти месяцам). Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
3. Появление первого слова (речи).
Младенческий возраст заканчивается кризисом 1 года. Эта стадия называется – «выходим из младенчества», девиз которой – Я ЕСТЬ!
Возникновение кризиса 1 года обусловлено следующими фактами:
- «ребёнок пошёл» – освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жизненное пространство ребёнка, с другой – порождает ощущение самостоятельности;
- «ребёнок заговорил» – ребёнок с интересом узнаёт, что каждый объект имеет своё название;
- «ребёнок ощутил своё «Я» – первые достижения ребёнка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т.д.) формируют у него первые ощущения «Я» и усиливают потребность в расширении «зон самостоятельности».
Кризис 1 года может вызвать ряд неприятных последствий:
- нарушение биоритмических процессов (сон – бодрствование);
- нарушение удовлетворения ряда простейших потребностей;
- эмоциональные нарушения (угрюмость, плаксивость, обидчивость ребёнка).
Таким образом, ведущими достижениями в младенческом возрасте являются:
складываются первые две формы общения со взрослым (ситуативно-личностное и ситуативно-деловое);
начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование – активность;
в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; появляются зачатки мышления, возникают предпосылки для освоения речи.