Принцип природосообразности

1. Принцип общечеловеческих ценностей. Вечные общечеловеческие ценности: любовь, истина, спокойствие, долг, ненасилие, добро, сострадание – имеют вечную, исторически не локализуемую духовную природу, являются инвариантами изменчивой системы социальных, политических, национальных, научных, личностных и других ценностей. Они потенциально заложены в каждом человеке и структуре материальной Вселенной. «Добро, красота, вера, надежда, любовь – не выдумки, а имманентные законы бытия. Человеку не следует, прорываясь к глубочайшим тайнам бытия, закрывать их от себя познанием законов материи. Эти законы важны, но они - поверхность бытия. Ответы на важнейшие вопросы человек носит внутри себя; и как раз «простые» вера, надежда, любовь, добро и образуют эти ответы. Они суть законы духа и материи; они едины бытию»[38]. Именно это и делает их единственно возможной основой интеграции нравственно-духовного образования и интеллектуального обучения. Система общечеловеческих ценностей должна стать основой реализации интегрированного подхода к содержанию образования. В этом случае при отборе материала будет приниматься во внимание не столько познавательная значимость материала, сколько, его влияние на развитие и выявление нравственно-духовных качеств личности. Таким образом, в основе содержания образования должны лежать вечные истины (ценности), составляя его ядро.

При правильном подходе к интеграции, со временем, предмет «Самопознание» может стать стержневым предметом образования (метапредметом), обеспечивая целостность, человечность и одухотворенность процесса образования. Для этого всё содержание школьного образования, все учебные дисциплины следует объединить с духовно-нравственными ценностями. Тогда в процессе формирования предметных знаний у учащихся разовьются качества, внутренне присущие человеческой природе и проявляемые как приверженность в своем поведении идеалам истины, долга, мира, любви и ненасилия.

Видение единой духовной сутиобщечеловеческих ценностей очень важно для организации целостного педагогического процесса. Если педагог видит единую духовную сущность той или иной общечеловеческой ценности, то он сможет раскрыть ее связь с другими ценностями и интегрировать ее в изучение учебного предмета. Общечеловеческие ценности следует объединить со всем, чему мы учим.

2. Принцип выявления и саморазвития личности в процессе обучения. Заметим, что духовно-нравственное образование – это внутреннее образование, направленное на выявление высшей духовной сущности человека, вектор которого исходит изнутри вовне. В данном случае учитель не предлагает знания в готовом виде, он лишь направляет вектор развития ученика от изучения внешнего мира на открытие бесконечной красоты своего внутреннего мира. Открыв свой внутренний мир и встав на путь осознанного саморазвития, ученик откроет все необходимые ему знания, и внутренний голос совести будет его вечным духовным учителем. Поэтому нравственно-духовное образование сродни процессу выявления, раскрытия, взращивания того, что уже заложено в человеке изначально.

Приведем пример, растение вырастает из семени. В семени содержится вся информация о будущем растении, человек не формирует растение, его формируют внутренние силы развития, заложенные в семени. Но человек может создать условия, благоприятствующие или препятствующие внутренним силам саморазвития. Также и учитель может создать условия, благоприятствующие или препятствующие выявлению внутренней духовной красоты каждого ученика. Великий духовный учитель человечества Сократ, подчеркивая естественность хода духовно-нравственного развития, сравнивал его с процессом взращивания, а свое искусство с искусством повивальной бабки. Душа содержит истину, но нуждается в духовной помощи для ее рождения.

Данный принцип также означает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самосовершенствованию в процессе обучения. В педагогике осуществляется постепенный переход от модели внешнего воспитания кмодели внутреннего воспитания и помимо традиционных факторов, влияющих на развитие и формирование личности – наследственность, среда, воспитание, деятельность и общение, выделяются внутренние силы саморазвития, не только бытие определяет сознание, но, прежде всего, сознание определяет бытие.

3. Принцип единства. Всё взаимосвязано, всё едино. В каждой точке Вселенной, как в голограмме, есть вся информация обо всём. Из каждой частички мироздания можно рассмотреть контуры целого. Здесь важно учителю самому осознать принцип взаимосвязи и единства. Например, древние мудрецы говорили: «Звезд много – небо одно, коров много – молоко одно, украшений много – золото одно, людей много – человечество одно». Важно развивать в школьниках видение единства в многообразии, умение чувствовать свою сопричастностьсо всем человечеством. Как писал Эрнест Хемингуэй: «По ком звонит колокол? Он всегда звонит по тебе»[39].

Известный философ М. Мамардашвили заметил, что современное обучение не развивает мышление, а «формирует однообразную систему представлений». Он полагает, что до тех пор, пока человек смотрит на мир из узкого мирка своего эго, говоря классическую фразу невежества: «Это все они, а не я. Я – тут ни причем», человек не способен истинно мыслить. Процесс истинного мышления начинается с расширения сознания до уровня: «Все взаимосвязано, всё это – Я»[40]. Одна из основных задач современной школы – это обучение учащихся способности мыслить. Умение мыслить подразумевает не только решение стандартных задач стандартными методами, а умение находить нестандартное, неожиданное решение в непредсказуемых,меняющихся условиях и вызовах современной науки и жизни. Более того, современная ситуация требует чтобы решения, принимаемые людьми, учитывали интересы природы, других людей и способствовали улучшению духовно-нравственного климата планеты.

Таким образом, только расширение сознания поможет человеку подняться над пространственно-временной ограниченностью, оценить себя, жизненную ситуацию, решаемую проблемус точки зрения вечной истины, что будет способствовать рождению истинной мысли и совершенного решения.

4. Принцип вдохновлённого научно-исследовательского творчества учащихся. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Развитие способности мыслить, умение оценить любую ситуацию и научную проблему с духовного уровня: «Все взаимосвязано, все это – Я» способствует развитию навыков научно-исследовательской работы и раскрытию творческого потенциала учащихся. Важно вдохновлять школьников на научно-исследовательскую деятельность, на проведение междисциплинарных проектных исследований, отражающих внутренние связи и единство всех видов научно-рационального знания на основе их общечеловеческой ценностной направленности. Очень важно обсуждение и оценка естественнонаучных, экономических, социальных и политических научных проектов школьников, прежде всего с точки зрения их нравственной, этической и экологической ценности.

5. Принцип социальной активности или принцип служения обществу. В результате неверно расставленных приоритетов в образовании, развитые, одаренные школьники могут получить все знания и навыки, положенные по программе, но не будут подготовлены для того, чтобы использовать накопленные знания в целях своего дальнейшего развития и на благо общества. Рожденный в обществе человек должен работать для благополучия и развития общества. Современное общество нуждается в образованных людях с открытым сердцем, обладающих широтой мысли, способных к бескорыстному служению обществу. «Простая жизнь, возвышенное мышление» – вот что должно стать идеалом образования, а не «высокий уровень жизни, приземленное мышление», что, к сожалению, является идеалом сегодня.

Современные школьники – это будущие ученые, политические и общественные деятели, бизнесмены, и то какими нравственными принципами они будут руководствоваться в своей будущей профессиональной деятельности во многом зависит от того, какими ценностями мы наполним их образование сегодня. Важно, чтобы школьникамбылане безразлична жизнь общества, чтобы бы они могли увидеть,где могут применить свои знания для улучшения жизни людей. В этом плане, очень важноразвивать умение работать в команде, умение формулировать и решать практические, жизненные задачи.

6. Принцип позитивности, реализация которого направлена на создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности. На уроке следует создать атмосферу любви и доверия – это сделает процесс образования личностно значимым и пробудит внутренние силы саморазвития и самовоспитания учащихся. Когда на уроке атмосфера наполнена энергией любви, то проявляются лучшие качества учащихся. В процессе обучения учащийся должен почувствовать вкус, радость от нравственных поступков.

Очень важно развитие у учащихся позитивного отношения к действительности и различающего мышления, ценностного отношения к природному началу, к другому человеку, к миру в целом.

Позитивное мышление подразумевает развитие позитивного отношения к себе, людям, различным жизненным ситуациям. Сила позитивного мышления описана в психологической литературе (А.Г. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн). Позитивное мышление дает понимание осмысленности происходящего. Действительно, если все взаимосвязано, и внешние события отражают внутренний мир человека, то когда происходит что-либо нежелательное в жизни, следует подумать о том, что позитивно в данной ситуации, в чем смысл происходящего и каков обучающий урок для человека.

Различающее мышление подразумевает способность к различению между истинным и ложным, между вечными ценностями и временными с предпочтением истинного и вечного.

7. Принцип культуросообразности. Предусматривает обогащение процесса воспитания мудростью и красотой мирового культурного наследия и проявление уважительного отношения к культурам всех народов. Человеческая жизнь немыслима без культуры, культура – это образ жизни. Истинная культура - это расширение границ любви, отход от узости мышления и развитие более широкого видения мира, результатом которого будет истинная радость как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Объективное пространство культуры – произведения искусств, знания, возвышенные смыслы, образы и идеи, как порождение совокупного человеческого сознания, пытающегося постичь вечное, имеет важнейшее значение для интеграции.

8. Принцип природосообразности учитывает возрастные и индивидуальные особенности личности, предполагает максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого, состояние физиологического и психического здоровья. Нелишним будет вспомнить слова Л.С. Выготского, который отмечал, что «будет гораздо меньше психологического абсурда, когда к разным детям учитель не будет идти с одним и тем жематериалом, предъявлять одни и те же требования, оценивать по одним критериям»[41]. Каждый ученик имееткроме возрастных особенностей и свои психологические особенности. Дифференциальная психология давно пытается обратить внимание дидактов на тот факт, что не все учащиеся одинаково воспринимают излагаемый учителем учебный материал, у них могут быть разные типы мышления, разная степень и скорость переработки и воспроизведения информации, разные виды памяти. Поэтому учителям необходимо применять гуманистический подход ко всем сферам деятельности учащихся, активизируя их самостоятельность.

Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в единое образовательное пространство школы, основанная на вышеизложенных принципах иорганизованная через ценностное обогащение воспитательной работы в целом, будет способствовать решению поставленнойнравственно-духовной задачи расширения ценностной основы внеклассной воспитательной работы и дополнительного образования.

Таким образом, внеклассная воспитательная работа является совокупностью разнообразныхвидов и форм деятельности. Она обладает достаточно большими и уникальными возможностями духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Во-первых, различныевиды деятельности способствуют самореализации и самопознанию школьников. Они повышаютсамооценку учеников, обеспечивают уверенность в себе.

Во-вторых, внеклассная воспитательная работа, организованная подобным образом предоставляет возможность для раскрытия общечеловеческих ценностей у учащихся.

В-третьих, вовлечение в многообразныевиды и формывнеклассной работы способствует иобогащает личный опыт школьника,

В-четвертых, в таких видахвнеклассной работы ученики смогут научиться находиться в коллективе и научатся сотрудничать друг с другом. Они смогут в дальнейшем заботиться о своих одноклассниках, ставить себя на место других людей.

Итак, внеклассная работа объединяет в себе организацию свободного времени учащихся, нравственно-духовноевоспитание школьников на основе общечеловеческих ценностей, его развитие и социализацию.

При организации внеклассной воспитательной работы в школах необходимо направить усилия педагогического коллектива и администрации школы на:

- способствованиедуховно-нравственному развитию, активности и самостоятельности учащихся;

- разнообразиесодержания внеклассной работы иее общественную направленность (очень важно, чтобы она охватывала все направления: духовно-нравственное, эстетическое, физическое, патриотическое, экологическое и трудовое воспитание);

- использование индивидуальных и массовых форм внеклассной работы. Это необходимо, как для духовно-нравственного воспитания школьников, так и для правильнойорганизации их свободного времени;

- охват внеклассной работой всех учеников школы.

Школьнику необходимо предоставить большойвыбор кружков, клубов или секций.Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел духовно-нравственную направленность, чтобы он видел, что, то дело, которым он занимается, жизненно необходимо ему для самопознания. И все это позволит школьникам «подняться над узостью потребительского мировоззрения к высотам осознания духовности как своей истинной природы, и они смогут передать другим личный опыт самопознания как носители и выразители духовно-нравственного начала»[42].

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы школы в целом, учителя, педагога дополнительного образования, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Так, учитывая вышесказанное, перечислим основные требования к организации внеклассной работы:

- при проведении внеклассной работы необходимо определить и поставить цель;

- перед тем, как начать организацию внеклассной работы нужно четко представлять ожидаемые результаты (такой подход поможет сформулировать задачи, которые, в свою очередь, будут способствовать достижению поставленной перед педагогическим коллективом цели);

- при построении воспитательной внеклассной работе главным условием является оптимистический подход к ее организации и, безусловно,опора на все лучшее, что есть в любом ученике;

-педагоги и организаторы внеклассной работыдолжныиметь высокие личностные качества (во внеклассной работе огромную роль играет наличие контакта учителя с учащимися. Такой контакт нельзя установить без высоких личностных качеств учителя. В процессе внеклассной работы школьники начинают оценивать педагога как личность, учащимся не приемлема фальшь, двойные стандарты и отсутствие бескорыстной любви);

- когда учитель приступает корганизации внеклассной воспитательной работы, ондолжен быть в постоянном творческом поиске.

В заключение нелишне будет напомнить еще раз о великой ролиличности учителя в учебно-воспитательном процессе школы. Учитель это тот человек, у которого ребенок будет учиться воспитанности, благонравию и перенимать нравственный опыт. И он должен быть подготовлен к этому и обладать внутренней чистотой, добротой, терпением и настойчивостью в своих благородных усилиях. Учитель в жизни воспитанника наряду с родителями играет главную роль, поскольку ученик не только старается приобрести знания, но и стремится к благородству души и обретению доброго нрава. Учитель содействует преобразованию ребенка в гармонично развитую, духовно зрелую личность.[43]

Дорогие коллеги, будем достойны чистоты своих учеников и поддержим их в устремлениях к высотам Духа! Творческого нам вдохновения и крыльев!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: