Причины и последствия раздела Индии по религиозному признаку

Национально-освободительное движение привело к становлению идеологии общеиндийского национа­лизма и секуляризма, что явилось основой представ­лений о «единой индийской нации». Вместе с тем объективные процессы формирования этнических и конфессиональных общностей способствовали соединению рели­гии и политики, что обусловило, в частности, возникновение теории •«двух наций» — индусской и мусульманской, углубление конфликта между двумя общинами и оформление движения за создание незави­симого мусульманского государства Пакистан, приведшего в конеч­ном итоге к разделу колонии на два независимых государства, не подкрепленному ни социально-экономическими, ни административ­ными, ни географическими факторами.

Создание первых индусских и мусульманских религиозно-общин­ных организаций относится к началу XX столетия. Первоначально возникшие в контексте национально-освободительноо движения идеи «возрождения индусов» и «возрождения мусульман» со временем ста­ли приобретать соответственно антимусульманский и антииндусский подтекст. Две старейшие организации индусов и мусульман Хинду маха сабха (Великое собрание индусов) и Мусульманская Лига пона­чалу не обособляли себя от деятельности секуляристского Индийско­го национального конгресса. Однако со временем они постепенно становятся его антиподами и вырабатывают две альтернативные кон­цепции по отношению теории единой индийской нации и общеиндий­ской государственности: индусской нации и индусского государства — «хинду раштра» и «государства чистых» — Пакистана, основанного на принципах ислама. Появляются и другие общественно-политичес­кие организации, деятельность которых носит наступательный ком-муналистский характер. Создается Раштрия сваямсевак сангх — РСС (Союз добровольных слуг Родины) (1925), поставившая своей зада­чей последовательную индуизацию Южной Азии и обращение в ин­дуизм мусульман и христиан, возникает Джамаат-и-ислами (Совет мусульман) (1941) с ее идеей исламизации и распространения мусуль­манских ценностей на немусульманское население Индостана Раскол национально-освободительного движения и последовавший за ним раз­дел на два доминиона становились, по сути, горькой неизбежностью.

Раздел повлек за собой разрыв традиционных экономических и торговых связей в южноазиатском регионе: производственной и сы­рьевой базы промышленности, производящих сельскохозяйственных районов и потребляющих сельскохозяйственную продукцию круп­ных городских агломераций, единой ирригационной системы и транспортной сети. Взаимные финансовые претензии, трудности с разделом валютных резервов и урегулированием проблемы имуще­ства беженцев наслаивались на недовольство обеих сторон установ­ленными границами доминионов и остающимися территориальными претензиями. Сокращение производства, вызванное политическим и экономическим хаосом, обострило проблему занятости, привело к росту безработицы и накалило и без того взрывоопасную ситуацию.

Массовое переселение индусов и сикхов из Пакистана в Индию и мусульман в Пакистан привело к нарастанию индо-мусульманской розни в обоих доминионах и к всплескам насилия: грабежам, погромам, разрушению жилищ беженцев, массовым убийствам. Кровавые столкновения на конфессиональной почве происходили повсеместно. Кульминационным моментом этих трагических событий стало убий­ство в 1948 г. национального лидера Индии Мохандаса Карамчанда Ганди, осуждавшего раздел и продолжавшего выступать за налажи­вание единства индусов и мусульман, индусскими коммуналистами.

Идея противопоставления индусов и мусульман, нашедшая за­крепление в создании двух самостоятельных государств, продолжи­ла свое существование в условиях развития независимой Индии, на территории которой оставалось 45 млн мусульман, что составляло 12% населения страны (данные на 1947—1948 гг.). Почва для даль­нейшего развития как индусского, так и мусульманского коммуна-лизма устранена не была. При решении одного вопроса о судьбах мусульманского меньшинства Британской Индии посредством создания Индии и Пакистана в 1947 г. были созданы три новые про­блемы: статуса индусского меньшинства в Пакистане, сохранив­шегося мусульманского меньшинства в Индии, а также взаимоотношений двух образовавшихся государств, которые разви­вались конфликтно и были чреваты периодическими военными стол­кновениями. Раздел привел к возникновению двух уровней противостояния индусов и мусульман в Южной Азии: межгосудар­ственного и внутригосударственного. Однако раздел Британской Индии на два доминиона был, очевидно, исторически предрешен не только конкретными действиями заинтересованных сторон, вклю­чая англичан, но и объективно нараставшими на протяжении веков противоречиями между двумя крупнейшими конфессиями на тер­ритории Индостана, а также процессами становления этноконфес-сиональных общностей с закономерно возникающим стремлением к обособлению и самоопределению, процессами формирования различных моделей политических культур.

Сложное взаимодействие двух культур и цивилизаций и полити­ческое противостояние основных религиозных общин Индии ухо­дит корнями в доколониальное прошлое: эта проблема существовала со времен Делийского султаната и державы Великих Моголов. На каждом этапе она имела разные проявления, а действующие лица представления, растянувшегося на века, нередко менялись местами: сначала это были отношения правителей-мусульман и покоренных индусов, затем и те и другие выступали как колониально-зависимые персонажи, лишенные права на главные роли, пока, наконец, индуис­тское большинство независимой Индии не почувствовало себя хозяи­ном в своем собственном доме, а оставшееся в ней мусульманское меньшинство стало испытывать комплекс второсортной ущемленной общности, потенциальной «пятой колонны» «государства чистых».

Оставшееся в Индии мусульманское население имело несколько ареалов концентрации, однако значительная его часть была терри­ториально распылена и не могла претендовать ни на отделение, ни на автономию.

Однако мусульманские лидеры, безусловно, одержали победу в неравной схватке как с англичанами, так и с конгрессистами: они сумели не только достичь независимости, но и создать самостоятель­ное государство индийских мусульман. Джинна достиг желанной цели, а Неру и Ганди вынуждены были отказаться от долго вынаши­ваемой идеи сохранения целостности и неделимости бывшей Бри­танской Индии.

Вместе с тем конфликт между индусами и мусульманами содействовал ускорению процессов межэтнической интеграции среди индусского большинства и подготовил почву для создания централизованной федерации. Решение индо-мусульманского кон­фликта путем раздела в определенной степени стало предпосылкой как обеспечения единства Индии, так и стабильности ее демократиче­ского режима. История последующего развития Индии с ее устойчивыми традициями парламентаризма и Пакистана с часты­ми переменами власти и склонностью к военно-диктаторским режимам позволяет говорить о разности, а возможно, и несовмести­мости двух типов политических культур: преимущественно секу-лярной индийской и исламизированной пакистанской.

Религиозно-общинный принцип, положенный в основу раздела Британской Индии, привел к тому, что в состав Пакистана были включены территориально разобщенные области субконтинента с абсолютным преобладанием мусульманского населения, разделен­ные 1600 км индийской территории: Западный Пакистан и Восточ­ный Пакистан, различавшиеся по своему этническому составу. Важнейшими факторами, обусловившими особенности развития стра­ны были общая социально-экономическая и.культурная отсталость, слабость промышленного сектора экономики, устойчивость традици­онных социальных структур и отсутствие четкой социальной стра­тификации преимущественно аграрного населения, низкий уровень политического самосознания и слабая подключенность масс к учас­тию в общественной жизни, огромное влияние патриархальных и ре­лигиозных представлений во всех сферах жизни государства.

Пакистан отличался не только этнической неоднородностью, но и значительными различиями в уровнях развития отдельных регио­нов, начиная от Белуджистана и Северо-Западной пограничной про­винции с архаичными политическими структурами, основанными на принадлежности к определенному племени, роду или клану, и кон­чая Восточной Бенгалией с ее давними традициями функционирования развитой политической системы, созданной на рубеже XIX — XX вв. Особенностью политического развития Пакистана было пре­валирование в общественной жизни религиозно-общинных партий и группировок, выдвигавших лозунги исламизации государства. Слабость и аморфность политических партий не способствовали ус­тановлению стабильной гражданской власти и вели к развитию тен­денции скатывания в сторону диктаторских военных режимов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: