Понятие, сущность и содержание методов управления. Классификация методов управления

В научной литература по разному трактуются методы управления, но если обобщить высказанные по этому поводу суждения можно выделить следующее определение:

Метод управления представляет собой способ юридического и организующего воздействия субъекта на сознание и поведение конкретных объектов управления, с помощью которого достигаются цели, решаются поставленные задачи.

Эффективность управления органами внутренних дел во многом зависит от правильного выбора и умелого сочетания используемых в его процессе методов.

Каждый конкретный вид служебной деятельности осуществляется с помощью определенных методов. Например, если взять такую разновидность практической деятельности, как раскрытие преступлений, то методы раскрытия преступления, могут быть названы и путем, ведущим к раскрытию преступления, и способом исследования всех обстоятельств, связанных с установлением истины по делу, и образом действия, направленного на раскрытие, и способом достижения цели, связанным с раскрытием преступлений.

В то же время применительно к каждой конкретной разновидности практической деятельности, к каждому из составляющих ее элементов целесообразно и удобно употреблять то значение, которое наиболее соответствует содержанию осуществляемой деятельности в каждом конкретном случае.

Сущность методов может быть понята лишь в связи с объектом приложения, преследуемой целью и условиями осуществления этой деятельности. Именно в объектах, целях и условиях деятельности следует искать специфику тех или иных методов.

Поэтому важнейшим условием для правильного подхода к пониманию тех или иных методов, в том числе и методов управления, является четкое и недвусмысленное определение содержания самой деятельности, сущность методов осуществления которой рассматривается. От того, что понимается под управлением, какого содержание и объем этого понятия, будет зависеть и определение сущности его методов. Если управление имеет разноаспектное содержание, то, естественно, и методы управления должны отражать эту многоплановость.

Эффективность того или иного метода зависит от ситуации, в которой он применяется. Для руководителя очень важно правильно не только выбрать, но и сочетать методы управления, учитывая деловые и личные особенности подчиненных, состав коллектива, его нынешнее и завтрашнее социально-психологическое состояние.

Содержание управления, прежде всего, характеризуется его функциями. Поэтому методы управления – это методы осуществления функций управления.

Для управления органами внутренних дел, как особого вида государственного управления, характерны общие методы управления - убеждение и принуждение. При этом общие методы приобретают не только специфический характер, вытекающий из особенностей служебной деятельности, но в следствии, этого обуславливают появления целой гаммы методов, присущих исключительной деятельности органов внутренних дел (полиции) (специальных методов): методы административного надзора полиции, государственной регистрации, выдачи отзыва лицензии, прямого принуждения.

Во внутри-аппаратных служебных правоотношениях, как «начальник-подчиненный», используются преимущественно общие методы управления. Внешне-организационное правоотношение «сотрудник ГИБДД - водитель автомототранспорта» предполагает использование более сложной системы методов, то есть использование общих и на их основе специальных методов служебной деятельности.

К числу традиционных признаков (или характерных черт) методов

управления можно отнести следующие:

1) существование методов управления обусловлено формированием исполнительной ветви государственной власти и соответствующих органов исполнительной власти;

2) цель использования метода управления или его практическое назначение — обеспечение государственного управления, практической управленческой деятельности органов исполнительной власти для решения установленных задач и осуществления функций управления;

3) методы применяются и используются в процессе публично-управленческой деятельности;

4) наличие особого правоотношения между субъектом и объектом государственного управления, выражающееся в соответствующих правомочиях у государственного органа и должностных лиц по применению мер как убеждающего, воспитательного, регулятивного характера, так и властного, государственного, которое обеспечивается специальными силами и средствами; методы управления отражают связи и отношения, возникающие между субъектом и объектом управления;

5) установление в правовых актах управляющего воздействия, т. е. правовое регулирование порядка применения метода управления. В управленческой практике используются методы, которые не установлены в правовых нормах (например, применение в необходимых случаях мер убеждения и воспитания);

6) методы являются средством осуществления установленной за субъектами государственного управления компетенции и полномочий;

7) отражают характер используемых управляющим субъектом правомочий по отношению к объекту управления; выражают юридически властные полномочия соответствующего субъекта управления;

8) содержание управляющего воздействия в каждом конкретном случае зависит от специфики объекта управления, в отношении которого могут применяться методы управления (например, физическое лицо или организация; форма собственности; наличие вертикальной подчиненности);

9) как и всякое управленческое воздействие, методы управления обеспечивают должный порядок в системе управления; они имеют организующий характер и упорядочивают происходящие в системе управления процессы;

10) реализация нормотворческих и индивидуально-распорядительных полномочий субъектами государственно-властного управленческого воздействия, т. е. в некоторых случаях необходимо приложить усилия для разработки и принятия нормативного правового акта управления, действующего для неограниченного круга лиц, в других случаях применяется индивидуальное воздействие на конкретного субъекта;

11) динамизм методов управления, т.е. они привносят в управленческую действительность процессуальные начала, способствуют реальному движению в системе управления, выполнению необходимых функций и полномочий;

12) наличие установленного законодательством порядка применения методов управления;

13) существование организационно-правовых форм применения методов управления или правовых форм их выражения. Она напрямую зависит от форм, используемых в процессе управления, т. е. методы управления могут содержаться в самих формах управления. В этом смысле форма и методы управления неразрывно взаимосвязаны. Например, метод административного принуждения реализуется в форме издания индивидуального акта (постановления соответствующего юрисдикционного органа) о наложении на конкретное лицо меры административного взыскания (штрафа, административного ареста и т. д.). Методы управления могут выражаться и в форме административного нормотворчества в тех случаях, когда для обеспечения управляющего воздействия необходимо разработать и принять определенный нормативный правовой акт. Инициирование принятия такого правового акта, и есть практическая реализация метода управления;

14) метод управления имеет специфической характер управляющего воздействия на объекты; он может оказывать прямое воздействие (например, применение физической силы к правонарушителю или мер дисциплинарного воздействия к должностному лицу) или косвенное воздействие (например, реализация на практике предусмотренных законами ограничений для государственных служащих или, наоборот, применение мер поощрения, принятие решения о размещении государственного заказа, заключение государственного контракта, разработка государственной программы стимулирования развития конкретных отраслей промышленности и производства);

15) содержащееся в методе управления индивидуальное (применяемое должностным лицом единолично) или коллегиальное воздействие на объект управления (применяемое воздействие - результат коллегиального обсуждения и осуществления);

16) временные пределы применения метода управления. Управленческое воздействие может быть кратковременным (единовременным, одномоментным) и длительного воздействия.

Независимо от содержания и направленности методы управления обладают (свойства):

- объективной организационной формой (вид воздействия);

- характером воздействия;

- способом воздействия;

- временной характеристикой;

- тактическим и стратегическим характером.

Важное значение при характеристике методов управления играет такое обстоятельство как: обусловленность объективными процессами в обществе, конкретно-историческими условиями, характером управляемых объектов, содержанием решаемых задач и т.д. Вместе с тем недопустимо преуменьшать значение субъективного фактора, ибо от компетентности, профессионального уровня, наличия тех или иных управленческих навыков, умения принимать правильные управленческие решения во много зависит их выполнение.

Необоснованное использование одного метода управления там, где требуется применение других методов, может вызвать последствия негативного плана.

Методы управления не только применяются руководителями, но и участвуют в формировании руководителей. Нередко можно встретить ситуацию, когда кадры аппарата управления всячески препятствуют внедрению новых, более совершенных методов управления.

Именно в этой связи Министерство внутренних дел Российской Федерации неоднократно обращало внимание на медленную перестройку форм и методов организационной работы.

Методы управления тесно связаны между собой и образуют систему воздействия субъекта управления на управляемый объект.

Методы всегда адресованы человеку как центральному звену любой организации.

Методы предметной управленческой деятельности связаны с принципами и конкретными задачами деятельности. Задачи предопределяют предмет управленческой деятельности и позволяют создать теоретические способы их решения. Принципы управления определяют логику выбора того или иного метода.

Методы решения задач, стоящих перед органами внутренних дел, должны строго соответствовать принципам их деятельности и сочетаться с методами познания (анализа) проблемы, методами выбора пути решения задачи (разработкой комплексной программы) и методами предметной организационной деятельности по направлениям работы служб и подразделений.

Классификация методов управления и ее основания

Правильное понимание единства и взаимной связи методов управления, их классификация важны для познания сущности и условий более эффективного их использования.

В административно-правовой учебной литературе традиционно рассматриваются два универсальных метода управляющего воздействия в системе государственного управления:

- убеждение

- принуждение

Также выделяются методы прямого управляющего воздействия (административные), для них характерны следующие признаки:

а) прямое воздействие на волю;

б) директивность, приказной характер;

в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

г) широкое использование ведомственных, а также правительственных актов и сужение роли законов;

д) наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение;

е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, за лояльность;

ж) широкое использование внеэкономического принуждения.

Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись (в армии, на транспорте, например). Но возможность получить и методы косвенного управляющего воздействия - методы регулирующего управления (социально-психологические, экономические), им присущи следующие особенности:

а) руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интересы, потребности, исполнителей;

б) акты власти управомочивают на определенные действия;

в) у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;

г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот и т. п.);

д) наличие развитого механизма решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.

Использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны. Хорошее взаимодействие верхов и низов со временем обеспечивает устойчивость и развитие системы, достижение стратегических успехов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: