-Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой.)
- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? {Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)
- Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)
- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.
Опыт 1
- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)
- О чем это говорит? (В почве есть воздух.)
Опыт 2
- Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)
- Вывод? (В почве есть вода.)
Опыт 3
- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)
- Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху — глина.)
- Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)
Опыт 4
- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)
- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)
- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)
Опыт 5
- Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)
-Кто догадался, что это такое? (Это соль.)
- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)
В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».
ВОЗДУХ
ВОДА
ПОЧВА
СОЛИ
ГУМУС
ПЕСОК
ГЛИНА
- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)
Для активизации мышления детей и осознанности знаний, получаемых на уроке, закладывается вместе с учениками до урока опыт: «В большую банку поместить с почвой 5-7 дождевых червей, засыпать почву, и на поверхность почвы положить остатки листьев, травинки. Пронаблюдать, как черви «очистят» почву. Выяснить роль дождевых червей в почвообразовании.
На уроке, после того, как дети самостоятельно определят наличие в почве воздуха (надо дать им мелкие и крупные комочки, чтобы они пронаблюдали, где больше воздуха). Задаем вопросы: «Почему деревья чахнут, если под ними вытаптывают почву?», «Почему в засуху приходится хуже тем растениям, вокруг которых почва сильно уплотнена?» Демонстрируем опыт: «Берем две трубочки или пробирки разного диаметра - в первой почву сильно уплотнить, а во второй оставить рыхлой. Опускаем одним концом в стакан с водой, наблюдаем, где вода будет быстрее подниматься». Этот опыт не только объясняет, что в рыхлой почве вода быстрее поднимается к корням растений, но и позволяет понять такое свойство почвы как капиллярность.