Характеристика форм и видов организации перевозок грузов и работы флота, их особенности, преимущества и недостатки

Классификация перевозок и работы флота производится по общим признакам, сочетающимся с характеристиками различных форм морского судоходства и видов морских сообщений, и специальным признакам, которые относятся только к перевозкам. Морские перевозки грузов и работа транспортного флота подразделяются по общим признакам на три группы: вид плавания, форма судоходства и вид сообщений. По видам плавания выделяют: каботажные и заграничные перевозки. Различают малый и большой каботаж. К малому относятся перевозкимежду портами, расположенными на одном морском бассейне; к большому– в разных морских бассейнах. Работа флота в загранплавании обеспечивает экономические связи России с другими странами.

Классификация перевозок и работы транспортных судов по формам судоходства принята в отечественной и мировой практике. Существуют трамповая и линейная формы. Термин «морское сообщение» отражает плавание судов и участие морского транспорта в процессе доставки грузов от отправителя до получателя. Морские сообщения формируются в каботаже и загранплавании, подразделяются по району действия на местные сообщения, бассейновые и межбассейновые. По связям с другими видами транспорта имеются сообщения: морские, в котором морской транспорт не связан с другими видами транспорта и комбинированные, при которых происходит обмен грузами – их прием и передача – между морским и другими видами транспорта.

В случае, когда перегрузочные операции производят не с грузами, а с трейлерами, лихтерами, вагонами или автомашинами, формируются бесперевалочные сообщения. Перевозки грузов по специальным признакам подразделяют по видам грузов или основной номенклатуре. По роду грузов имеются перевозки сухогрузные и наливные. Распределение перевозок грузов по основной номенклатуре служит предпосылкой для выделения объемов той части перевозок, которая осуществляется специализированными судами.Существуют регулярные и нерегулярные формы организации работы флота. Регулярные – линейные перевозки осуществляются последовательными рейсами по закрепленным схемам движения судов.

Нерегулярные – эпизодические, трамповые перевозки последовательными рейсами по произвольным схемам движения судов.

Основные признаки регулярности: постоянное направление перевозок; закрепление на заданном направлении определенного тоннажа; работа судов по заранее установленной схеме движения; соблюдение определенного режима движения с обусловленной точностью (по расписанию).Регулярные формы организации перевозок и движения судов имеют следующие особенности: – устойчивый доход; – упрощенное оперативное планирование;– пониженный уровень балластных пробегов;– грузовая специализация судов;

– эффективная обработка судов;– знание капитанами особенностей работы портов; – повышенная безопасность работы флота;– низкий коэффициент затрат;– ритмичность работы флота;– установленные тарифы на перевозку грузов;– упрощенная форма договора на перевозку грузов (по линейному коносаменту);– оплата судовладельцем стивидорных расходов в портах линии.

К основным преимуществам линейного судоходства относятся: возможность отправки небольших партий груза (вплоть до отдельного грузового места); возможность точно определить время отправки груза из порта отправления и прибытия в порт назначения.

Недостатками линейного судоходства являются: необходимость захода в очередной порт даже при отсутствии груза; возможность потери доходов в период спада грузопотока или при его сезонных колебаниях; необходимость возврата контейнерного парка при контейнерных перевозках; сложность замены судна при его выводе из эксплуатации.Организация регулярной работы флота в трампе последовательными рейсами производится на мощном грузопотоке однородных (массовых) грузов. Перевозчик обычно обслуживает одного грузовладельца. Между перевозчиком и грузовладельцем заключается фрахтовый (генеральный) контракт. Основное преимущество трамповых перевозок заключается в возможности везти любой груз в любом направлении (в рамках технических возможностей судна). Другим преимуществом является возможность получить доходы больше, чем при линейных перевозках. Основными недостатками трамповых перевозок являются сложность обеспечениясудна работой и сложность оформления договора на перевозку грузов.

Формулировка задачи построения схем движения флота и приведение ее в матричную форму. Определение портов с избытком и недостатком тоннажа. Основные условия построения схем движения тоннажа.

На основании заданных грузопотоков производится расчет потребного тоннажа для их освоения. Строим таблицу распределения тоннажа в которой определяем порты с избытком и недостатком тоннажа. Далее распределяем балл тоннаж из портов с избытком в порты с недостатком по критерию минимального перемещения. На основании данных тоннажепотоков и оптим плана перемещения балл тоннажа строим таблицу на основании которой строятся схемы. Построение схем начинаем с минимального по величине тоннажа в табл и так до тех пор пока схема не замкнется в первоначальном порту

Основная задача для определения оптимальной схемы движения флота сводится к обеспечению минимума балластных пробегов при имеющихся перевозках. При движении флота должно обеспечиваться соблюдение баланса кол-ва тоннажа, на всех участках схем движения используется равный по величине тоннаж. Оптимизация требует, чтобы суда не уходили из порта в балласте, если в нем есть груз. Следующий этап решения задачи заключается в определении минимума тоннаже-миль в балласте, необходимого для обеспечения перевозок из портов, в которых груз не обеспечен тоннажем SSLijXij-min. Где Xij – тоннаж перемещающийся по заданным портам. При этом очевидно, что из каждого порта должно уйти в балласте все кол-во тоннажа, не обеспеченного грузом Ai во все порты, где есть груз, не обеспеченный тоннажем. Поэтому первое ограничениеSXij=Аi, так же кол-во тоннажа, прибывшего в балласте в каждый j-й порт, должно быть равно потребностям этого порта в тоннаже SXij=Вj. В модель должно быть включено условие неотрицательности, так как отрицательные значения балластных переходов не имеют эксплутационного смысла Xij≥0. Далее строится матрица по горизонтали указываются порты с недостатком тоннажа (V), по вертикали с избытком (U). Итоговый столбец и строка содержат число избытка или недостатка тоннажа. Величина U1 берется произвольно, примерно равна максимальному расстоянию. На пересечение портов внутри матрицы в крайнем правом углу указывается расстояние.

Vj-Uj≤ Lij по этому неравенству проводится проверка на оптимальность. Согласно направлениям движения тоннажа с грузом и оптимального плана распределения балл тоннажа составляется таблица для построения схем движения тоннажа. По верт - порты отправления, по гориз-назначения. Решение задачи на совокупный минимум балластных пробегов осуществляется с помощью специальных алгоритмов транспортной задачи линейного программирования. Использование полученного решения заключается в наиболее рациональном сочетании груженных и балластных пробегов, и в получении, таким образом, набора линий и направлений.

Определение портов с избытком и недостатком тоннажа. Сначала определяем тоннаж для освоения грузопотоков (для легкого груза SDч=Qiµ/ω (ω=Wi/Dч)). Для определения портов с избытком или нехваткой тоннажа строим таблицу. В этой таблице число столбцов и строк по названиям портов должно совпадать, В таблицу вносятся все порты, которые встречаются в задании строго в определенном порядке во избежание ошибок в расчетах. По горизонтали – порты назначения, по вертикали – порты отправления. В последнем столбце и посл. строке - общее количество груза по отправлению и назначению. Далее таблица заполняется в соответствии с заданием, на пересечении строк и столбцов записываются соответствующие значения тоннажа Σ Qi, пересчитанные по формулам. В последнем столбце и строке необходимо просуммировать тоннаж по отправлению и назначению в каждом порту. Для установления избытка или недостатка тоннажа из итоговой суммы груза по столбцу вычитается итоговая сумма по строке. Разность записывается в клетке, образованной от пересечения строки и столбца одноименного порта. Знак “+” означает избыток тоннажа, знак “-” нехватку тоннажа. Числа выставляются по диагонали таблицы, их сумма должна равняться нулю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: