Формационная теория развития общества

Эта модель производна от понятия «общественно-экономиче­ская формация».

Общественно-экономическая формация – понятие о типе обще­ства и об исторической ступени в развитии общества.

Общественно-экономическая формация как конкретное обще­ство имеет базис и надстройку.

Базис – совокупность производственных отношений.

Надстройка – сис учреждений, различных идей, который произ­водны от общественного базиса, вторичны и которые определяют идеологическую жизнь общества.

Автором формационной теории является Маркс.

Поскольку общественно-экномическая фармация представляет собой историческую ступень в развитии общества, постольку воз­никает вопрос о количестве ступеней.

Выделяются различные варианты периодизации истории чело­вечества:

1 Пятиформационная. В основе выделения этих ступеней лежит способ производства. Способ производства – совокупность произ­водственных отношений и производственных сил. По способу производства выделяются следующие формации:

а первобытно-общинная

б рабовладельческая

в феодальная

г капиталистическая

д коммунистическая

Социализм – первая фаза коммунистической формации. В каче­стве главного критерия выделяется форма собственности.

2 Шестиформационная. Шестая формация связанна с выделе­нием азиатского способа производства в отдельную формацию. В основе этой формации лежит специфическая форма собственности: Бог (собственник всего) àДеспот (представитель Бога) àобщина (владелец)àИндивиды.

Все, что в данной стране имеется является собственностью. В течении исторического времени эта форма собственности практи­чески не изменяется.

3 Трехформационная. Основана на различии форм зависимости людей в процессе труда:

а Докапиталистические общества, основанные на отношениях личной зависимости.

б Капиталистическое общество (включая социалистическое) -основано на отношениях личной независимости, но при сохране­нии вещной зависимости.

в Коммунистическое общество – основано на отношениях сво­бодных индивидуальностей.

4 Двухформационное.

а Предистория – когда люди не овладели своей общественной жизнью и не полностью освободились от давления природно-сти­хийных факторов. Считалось, что капиталистическое общество за­вершает эту формацию

б История (коммунизм) – иногда люди овладевают своими об­щественными отношениями, интересы и запросы человека пре­вращаются в важнейший критерий и ориентир общественного раз­вития.

Формационная теория имеет как достоинства так и недостатки:

1 История предстала как последовательная смена качественно различных этапов.

2 История предстала как совокупность эволюционных и рево­люционных изменений.

3 История предстала как процесс прогрессивного развития об­щества, поскольку каждая новая ступень означала более высокий рубеж в развитии человечества.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на эту теорию:

1 Полное отрицание позитивности, применение общественно – экономических формаций к историческому материалу и объясне­ние перспектив развития общества.

2 Полная поддержка применения этой теории и считают, что только она способна объективно объяснить историю человечества.

3 Представители этой точки зрения выступают за сочетание формационного подхода с культурно-историческим, цивилизаци­онным. Они считают, что ось времени должна быть дополнена осью пространства.

Недостатки этой теории:

1 Эта теория не учитывает альтернативности и многовариантно­сти мировой истории, такие формы исторической динамики, как циклическое движение, регресс, застой, запой.

2 Эта теория упрощает представление об истории делает её од­нолинейной и не только в тенденции, но на уровне локальной ис­тории. Эта теория сводит индивидуальность цивилизации к равно­мерности развития.

3 Формационный подход абсолютизирует объективную сторону исторического процесса.

Общественный закон связан с условиями гибче, чем естественно природный. Общественный закон может прекращать свое действие или принимать различные формы реализации в зависимости от конкретных условий. Поэтому, формационная теория, позволяю­щая выделить этапы формации, должна быть дополнена изучением конкретных цивилизаций. Формационную и цивилизационную концепции не стоит противопоставлять. Более позитивные резуль­таты дает их сочетание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: