Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре

Модернизм. Направление, на долгое время определившее ос­новной характер художественной культуры Запада первой поло­вины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. — новейший, современный). В теоретическом плане модернизм смыкается с различными вариантами «философии жиз­ни» и экзистенциализма, представленными столь различными мыслителями, как А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шес­тов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.

В рамках модернизма происходили поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индуст­риального общества. К нему относятся самые разные течения в искусстве XX в., зачастую вступавшие в ожесточенную конкурен­цию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, футуризм, супрематизм, конструкти­визм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Модернизм от­разился в самых разных формах художественной культуры (жи­вопись, поэзия, литература, скульптура, графика, музыка, архи­тектура, хореография).

Постмодернизм — в культурном обиходе обозначает состояние эпохи «постсовременности» (XX в.). Как и сам термин «культура», «постмодернизм» не имеет и не может иметь однозначного опре­деления, будучи по своей сути амбивалентным (гр. вокруг, около + лат. — сила) — двойственность переживания и чувств (например, симпатию и антипатию) и противоречи­вым. Постмодерн определяется как культурное течение, характер­ное для постиндустриального общества.

Если вначале к постмодернизму (или постструктурализму) от­носили в основном философско-культурологическое направление, имеющее концептуальные основы в теориях французских фило­софов Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида и др., то в середине 70-х гг. он вышел за рамки локализованной, опирающейся на на­ционально-культурный материал школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности, яркое воплощение в американской литературе. К началу 80-х гг. идеи «постмодернизма» начинают приобретать ведущее положе­ние в различных культурологических и социологических концеп­циях, во многом благодаря работам Ф. Джеймсона и Ж.-Ф. Лио-тара. Известный писатель и теоретик литературы У. Эко полагает, что «постмодернизм вообще нельзя считать направлением мскусства или стилем, относящимся к какой-либо эпохе».

Негативное и даже агрессивное отношение к прошлому, к классике, к традиции – норма для культуры постмодерна. Поэтому не случайна создаваемая столетиями гуманистическая и рационалистическая культура оказалась вдруг ненужной, невостребованной.

Постомодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т. Е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще. Когда известный испанский философ Хосе Ортега – и – Гассет попытался выделить основные параметры искусства XX века, то пришел к выводу, сто таковыми являются дегуманизация, отказ от изображения «живых форм», превращение творчества в игру, тяготение к иронии, отказ от транцендентности, т.е. отказ признать сущестование чего-то, лежащего за пределами нашего опыта.

Основные направления в художественной культуре конца XIX XX вв.

Импресиионизм (франц. – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв. В нем выражен протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве, поиск новой формы, новой живописной техники, отход от социальной тематики и сюжетности. Импрессионисты стремились к наиболее естественному отражению реального мира в его подвижности и изменчивости, передать средствами искусства мимолетные впечатления. Открытие метода импрессинизма принадлежит Э. Мане. Художники этого направления работали на плэнере, открытом воздухе (О.Рэнуар, Э.Дега, К.Коровин и др.).

Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха.

РЕНУАР Огюст (1841-1919), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия («Мулен де ла Галет», 1876, «Ж. Самари», 1877).

ДЕГА (Degas) Эдгар (1834-1917), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»).

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939), российский живописец. Брат С. А. Коровина. Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888-89). Под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру. Красочные зрелищные театральные декорации. С 1923 за границей

Не менее значительно творчество постимпрессионистов Сезанна, Ван Гога, Гогена, ставшее своеобразной реакцией на импрессионистское движение и обогатившее его реалистичностью. Впоследствии импрессионизм распространился на скульптуру, графику, музыку, а также литературу и театр. К импрессионизму было близко творчество скульптура О. Родена, композиторов К.Дебюсси и М. Равеля.

СЕЗАНН (Cezanne) Поль (1839-1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888-90).

ВАН ГОГ (van Gogh) Винсент (1853-90), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма. Страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога, выражались им в 1-й пол. 80-х гг. в произведениях, выдержанных в сумрачной гамме, проникнутых сочувствием к людям труда; с 1888 создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890).

РОДЕН (Rodin) Огюст (1840-1917), французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», 1884-88; работы для «Врат ада», с 1880, в т. ч. «Мыслитель»).

ДЕБЮССИ (Debussy) Клод Ашиль (1862-1918), французский композитор. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества — программная инструментальная музыка: «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса, женского хора и оркестра «Дева-избранница» (1888), фортепианные произведения и др.

РАВЕЛЬ (Ravel) Морис (1875-1937), французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки и др.) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 в. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905) и др. Оркестровал «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1922).

Инвайронмент (англ. – окружающая среда) – одна из интердисциплинарных форм постмодернизма, «пространственный реликт» хеппининга (происходящее, случающееся); возник в 60 –е годы XIX века. Инвайронмент представляет собой аранжировку окружающего пространства (природного географического комплекса, города или закрытого помещения) с помощью алогичного сочетания созданных художником (или публикой) объектов с «готовыми» элементами окружающей среды. Разновидности инвайронмента — экологическое искусство, лэнд-арт, природная скульптура.

Экспрессионизм (франц.- выражение) — направление в европейском искусстве 10—20-х XX в., провозгласившее не изображение современной действительности, а «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма: отказ от гармонической ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростная экспрессия, возвышенность художественных композиций. В экспрессионизме художники могут выражать социальный протест, бунт против сложившихся ценностей, утверждать свое видение жизни.

КЛЕЕ (Klee) Пауль (1879-1940), швейцарский живописец, график. Один из лидеров экспрессионизма.

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944), российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей.

Символизм (гр. — знак, символ) — направление в европейском искусстве (1870—1910), сосредоточенное художественном выражении содержания посредством символа (многозначного, иносказательного и логически непроницаемого образа). В художественном творчестве символизм признает главным бессознательное, интуитивное начало.

Основные принципы русского символизма были изложены в книге Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893 г.). Московские символисты середины 90-х гг. (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, А. Миропольский), петербургская группа декадентов (А. Добролюбов, Вл. Гиппиус) относятся к так называемому старшему поколению, а через десять лет, в самом начале XX в., появляются «младшие символисты», среди которых А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Эллис и др.

СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» — сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля «модерн».

МУНК Эдвард (1863-1944), норвежский живописец и график. Характерные для поэтики символизма и экспрессионизма мотивы одиночества, тревоги, смерти, острая выразительность образов получают у Мунка трагическое звучание («Крик», 1893).

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910), российский живописец. Произведения («Демон», 1890, «Сирень», 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, «кристаллической» четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и др.), близкие к стилю «модерн».

БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870-1905), российский живописец. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы («Водоем», 1902).

Футуризм (лат. — будущее) — авангардистское течение в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. в Италии, СШ и России с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей линий, дисгармонии цветов и форм, а в поэзии — к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом. Итальянские футуристы эстетизировали как таковую силу, движение, войну; русские (Маяковский, Хлебников, Каменский) — подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (револю­ционного) содержания.

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Супрематизм (лат. — наивысший) — разновидность геометрического абстракционизма. Супрематизм оперирует ком­бинацией простейших геометрических элементов (квадратом, кре­стом, кругом, прямоугольником), среди которых квадрат счита­ется наиболее чистым, т.е. очищенным от содержательных ассо­циаций элементом. Основоположником супрематизма считается художник К.С. Малевич.

СУПРЕМАТИЗМ, стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, «высший, последний»), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).

Конструктивизм (лат. — построение) — направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и фу­туризмом и породившее свой художественный стиль, сказавший­ся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х — начале 30-х гг.; основной установкой конструкти­визма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы, геометризация контуров и обнажение тех­нической основы строительства в архитектуре (например, В. Тат­лин — картина «Проект памятника-башни Третьего Интернационала»).

КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в изо-искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и «конструктивизм философский» (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего — в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме.

Дадаизм (франц. — на языке детей — игрушеч­ная лошадка; бессвязный детский лепет) — одно из самых ради­кальных модернистских течений, зародившихся в Европе в 1916— 1922 гг. среди анархиствующей интеллигенции, как протест про­тив первой мировой войны. Он выражался в воинствующем анитэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, стра­сти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейс­ких предметов (консервных банок, старых вещей, этикеток и др.), предвосхитив этим современный поп-арт, искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материаль­ного богатства, созданного современной цивилизацией.

ДАДАИЗМ (франц. dadaisme, от dada — конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 20-е гг. Дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом.

Сюрреализм (франц.букв, сверхреализм) — модернистское направление, одно из движений в художественной куль­туре современности, возникшее в 20-х гг. и затронувшее почти все виды искусства. Идейные основы сюрреализма: философия инту­итивизма; восточные, мистико-религиозные учения; фрейдизм; идея дзен-буддизма. Специфика сюрреализма состоит в преиму­щественно фрейдистском подходе к творчеству, провозглашение его первоисточником неконтролируемой разумом сферы подсоз­нания, как метод — чистый психический автоматизм, разрыв ло­гических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных друг от друга реальностей.

В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобретательности, как, например, в абстракционизме, но всегда определена особая, ирреальная художественная данность.

Наиболее рельефно сюрреализм проявился в творчестве исландского художника Сальвадора Дали, французского драматурга Э на Ионеско, отечественных кинематографистов Андрея Тарковского и Александра Сокурова.

СЮРРЕАЛ?ИЗМ (франц. surrealisme, букв. — сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

ДАЛИ (Dali) Сальвадор (1904-89), испанский живописец. Представитель сюрреализма. Картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность («Пылающий жираф», 1935; «Постоянство памяти», 1931).

Абстракционизм (лат. — удаление, отвлечение) - одно из течений в современном искусстве, отражающее особое восприятие художником окружающего мира. Абстрактное искусство не воспроизводит реальной действительности, поэтому иногда именуют «беспредметным». Абстракционизм возник почти одновременно в 1910-х гг. в Мюнхене, Амстердаме и Москве, особое распространение получил в 1930-е гг. в Париже и Нью-Йорке. В русской живописи начала XX в. он представлен В. Кандинским в его книге «О духовном в искусстве» и К. Малевичем автором знаменитого «Черного квадрата».

Абстракционизм развивался по двум направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, а также к созданию геометрических абстракций. Он имеет тесную художественную взаимосвязь с экспрессионизмом, фовизмом, кубизмом, лучизмом, супрематизмом и др.

Художники-абстракционисты выработали оригинальные приемы и методы, которые сегодня применяют в дизайне, оформительском искусстве, в театре, кино, на телевидении, при создан интерьеров квартир и служебных помещений.

Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают разнообразия абстракционизма и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции. Тем не менее эти течения внесли новую струю в духовную культуру, показав многообразие красок мира, его непрерывное движение и субъективное видение, без чего немыслимы творчество и прогресс

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства — В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

МОНДРИАН (Mondrian) Пит (1872-1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы «Стиль». Создатель неопластицизма — абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: