Состояние списков избирателей , образование избирательных округов и избирательных участков , формирование избирательных комиссий

1. Образование избирательных округов - вторая стадия избирательного процесса. Избирательный округ - это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования избирательных округов лежит территориальный принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Данный принцип соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права, так как все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов. Территориальный принцип является наиболее демократичным.

Избирательные округа разделяются на виды по нескольким основаниям. По числу избираемых депутатов (выборных должностных лиц) различаются одномандатные и многомандатные округа. Одномандатным является округ, в котором избирается одно лицо, многомандатным - несколько (два и более) лиц. Избирательные округа, образуемые при выборах депутатов представительных органов, в зависимости от разновидности территориального принципа разделяются на округа, образованные на основе единой нормы представительства, и административно-территориальные округа.

Единая норма представительства означает, что избирательные округа являются равными по числу объединяемых в них избирателей. Данное правило исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен в законодательном (представительном) органе государственной власти (местного самоуправления).

В основе образования админнстративно - территориальных избирательных округов лежит административно-территориальное деление Российской Федерации. Такие округа предполагают в качестве «цены» одного депутатского мандата не равное по сравнению с наполнением другого мандата количество избирателей, а избирательный корпус административно-территориальной единицы (муниципального образования). Административно - территориальные округа традиционно используются для образования в составе представительного органа «верхней» палаты - палаты представителей от каждой обособленной единицы территории. Таким образом, депутаты, избранные по административно-территориальным округам, являются прежде всего представителями интересов своих административных (муниципальных) единиц (населения этих единиц). Данная разновидность округов используется для формирования «верхних» палат региональных парламентов в Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Карелии, Республике Саха (Якутия), а также для формирования части однопалатного парламента в Республике Марий Эл, Чувашии, Ненецком автономном округе.

Два этих принципа образования округов для выборов представительных органов могут сочетаться. Так, для выборов депутатов Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе образуются округа, основанные на единой норме представительства, но не менее одного избирательного округа на субъект Российской Федерации.

В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании пропорциональной избирательной системы образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты Государственной Думы, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного округа, включающего всю территорию Российской Федерации. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным образом по соответствующим округам избираются главы субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» предусматривает образование только «чисто» территориальных округов и предъявляет к ним следующие требования:

1) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15%.* При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства. Данное требование не применяется при выборах в федеральные органы власти, если федеральным законом установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Федерации;

2) избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий;

3) при соблюдении первых двух условий учитывается административно - территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

 
 


* Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливаются законом субъекта Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Закон также предъявляет особое требование к многомандатным округам: число мандатов, подлежащих распределению в таком округе не может превышать пяти. Данное требование установлено законодателем с целью исключить возможность того, что в избирательном бюллетене будет содержаться большое количество кандидатов и выбор избирателя между ними будет затруднен. Еще одним недостатком могло бы явиться то, что голоса избирателей будут «распылены» между многочисленными кандидатами и победитель в рамках системы относительного большинства будет избран очень малым количеством голосов.

Организационная сторона образования избирательных округов регулируется следующим образом. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе. Данная схема не позднее чем за 60 дней до дня голосования утверждается соответствующим представительным органом государственной власти (местного самоуправления).

2. Образование избирательных участков. Избирательные участки представляют собой структурные единицы избирательных округов, предназначенные для непосредственной организации голосования избирателей. Избирательные участки не должны пересекать границ избирательных округов.

Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке.

Избирательные участки могут образовываться за пределами Российской Федерации для голосования граждан Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств. Эти участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. В данном случае норма о равной численности избирателей на каждый участок не применяется.

Исключениями из общего правила образования избирательных участков является также их образование в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях и т. п.), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях и в порядке исключения - в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования, списки избирательных участков публикуются главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

3. Составление списков избирателей. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе. а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. Списки избирателей составляются по избирательным участкам.

В списке избирателей содержатся сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя.

Гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных законодательством, также временного проживания на территории этого участка.

Определенные особенности касаются включения в список избирателей на муниципальных выборах военнослужащих. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на постоянную военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

Списки избирателей составляются территориальными избирательными комиссиями на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления и воинскими частями. Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 25 дней до дня голосования передают списки избирателей участковым избирательным комиссиям. После этого список избирателей уточняется участковой комиссией и представляется ею для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

После представления списка избирателей для ознакомления избирателей гражданин может заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая комиссия рассматривает такое заявление и в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов проверяет заявление, а также представленные документы и устраняет ошибку или неточность либо выдает заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

4. Формирование избирательных комиссий. Избирательные комиссии -это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов. Все избирательные комиссии делятся на две большие группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК Российской федерации), избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а также муниципальными органами -избирательная комиссия муниципального образования;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Формирование таких избирательных комиссий является отдельным этапом избирательного процесса.

Избирательные комиссии в различных выборах могут выступать в трех качествах: окружной, территориальной и участковой комиссии. Окружная избирательная комиссия - верхнее звено системы избирательных комиссий в любом избирательном процессе. Она распространяет свою деятельность на всю территорию, от которой избирается выборное лицо (выборные лица). Так, при выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы по пропорциональной избирательной системе вся территория Российской Федерации составляет один избирательный округ. В качестве окружной избирательной комиссии в данном случае выступает ЦИК Российской Федерации. При выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным округам в рамках мажоритарной избирательной системы окружные избирательные комиссии создаются в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов и выступают в качестве высшего звена избирательных комиссий по выборам депутата Государственной Думы в соответствующем округе.

Территориальная избирательная комиссия всегда распространяет свою деятельность на определенную территорию в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации, а также административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации. Территориальными комиссиями являются ЦИК Российской Федерации (территория деятельности - вся Российской Федерации), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований. Функции территориальной и окружной комиссии могут совпадать, как, например, в уже упомянутом случае с выборами Президента РФ. Также постоянно действующие муниципальные (городские, районные) избирательные комиссии выполняют роль территориальных комиссий на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти.

Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает порядок формирования избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. Пять членов ЦИК РФ назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами и депутатскими объединениями. Пять членов назначаются Советом Федераций из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации. Пять членов назначаются Президентом РФ.

Для иных комиссий установлен единый порядок формирования, обеспечивающий демократизм этой процедуры, паритетное участие в ней государственных органов законодательной и исполнительной власти, активное участие общественных объединений, органов местного самоуправления, собраний избирателей. Так, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и окружные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти создаются законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъектов Федерации на паритетных началах: половину состава комиссии назначает законодательный орган, а половину - исполнительный. Назначение осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. Гарантированная квота - не менее одной трети состава комиссии - предоставлена представителям избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в Государственной Думе, а также в законодательных (представительных) органах власти субъекта Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения (блока).

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий осуществляется представительными органами местного самоуправления в том же порядке на основе предложений тех же субъектов, что и в предыдущем случае, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.

Как дополнительную гарантию независимости избирательных комиссий федеральный закон устанавливает, что в их составе государственные (муниципальные) служащие не могут составлять более одной трети состава.

Федеральный закон об основных гарантиях впервые устанавливает возможность расформирования избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных, территориальных, участковых комиссий в случае такого нарушения ими избирательных прав граждан, которое повлекло признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в целом. Решение о расформировании избирательной комиссии может быть принято только судом по заявлению депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего уровня, а также Центральной избирательной комиссии (в отношении комиссии субъекта Федерации).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ"

В настоящее время Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") стала неотъемлемой частью избирательной системы Российской Федерации. Создание и внедрение системы позволило автоматизировать весь процесс организации и проведения выборов, сделать его прозрачным и контролируемым, способствующим реализации избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией и избирательным законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации избирательного процесса.

В ГАС "Выборы" применяются современные компьютерные технологии, обеспечивающие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки, проведения и обработки результатов избирательных кампаний и референдумов, оперативного доведения результатов выборов до избирателей.

С использованием системы проводятся учет избирателей, кандидатов в депутаты, регистрация избирательных объединений и блоков, планирование этапов избирательной кампании, контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, подведение итогов голосования, а также решаются другие задачи.

Впервые идея использования средств автоматизированной обработки информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний была официально выражена в Концепции создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы"), утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 12 июля 1994 года.

Идеи Концепции нашли свое нормативно-правовое подтверждение и развитие в принятых в 1994-1995 годах указах Президента Российской Федерации "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (от 23 августа 1994 г. № 1723), "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (от 28 февраля 1995 г. № 227), "Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (от 18 августа 1995 г. № 861).

На основе этих документов была выстроена схема создания и управления ГАС "Выборы" с учетом особенностей страны - огромная территория, 89 субъектов Российской Федерации, большое количество часовых поясов, более 90 тысяч избирательных участков, образуемых в период проведения федеральных выборов. Очевидно, что подготовка и гласное проведение демократических выборов в таких условиях сопряжены с необходимостью решения множества сложных организационных и технологических проблем, немалыми финансовыми затратами.

Государственным заказчиком системы была определена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 861 при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ), которому было поручено решать задачи организационного, технического, информационного и методического обеспечения ГАС "Выборы", включая разработку стратегии дальнейшей информатизации избирательной системы России. За ФЦИ закреплен на праве оперативного управления имущественный комплекс автоматизированной системы.

Разработка и создание ГАС "Выборы" в основном завершились в первом квартале 1996 года. После предварительных испытаний ГАС "Выборы" была принята в опытную эксплуатацию.

Начиная с 1996 года все мероприятия по разработке и опытной эксплуатации ГАС "Выборы" осуществлялись в соответствии с Федеральной целевой программой развития ГАС "Выборы" на 1996-2000 годы, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 года № 1242.

В постоянную эксплуатацию система принята в июне 2000 года после проведения государственных испытаний и подписания акта Государственной комиссией.

С момента ввода в опытную эксплуатацию и по настоящее время ГАС "Выборы" успешно использовалась в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго и третьего созывов в 1995 и 1999 годах, выборов Президента Российской Федерации в 1996 и 2000 годах. С 1996 года ГАС "Выборы" применялась при подготовке и проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" информация, полученная с применением ГАС "Выборы", не имеет юридического значения. В то же время предусматривается, что соответствующими федеральными или региональными законами может быть установлено и иное правовое значение этой информации. Практически это значит, что итоги голосования, подведенные с помощью ГАС "Выборы", считаются предварительными, а окончательными результатами выборов признаются данные, полученные на основе обработки бумажных протоколов (на одну-две недели позднее).

Надо отметить, что расхождения между предварительными и окончательными результатами выборов исчисляются тысячными долями процента и объясняются не какими-то недостатками электронной или "бумажной" методики, а запаздыванием передачи данных из некоторых особо удаленных точек страны. Эти расхождения никак не отражаются на реальном исходе выборов, и граждане нашей страны привыкли с доверием воспринимать итоговые цифры, полученные с использованием автоматизированной системы.

В настоящее время ГАС "Выборы" представляет собой одну из самых крупных постоянно функционирующих территориально распределенных информационных систем страны. Программно-технические средства ГАС "Выборы" расположены практически во всех городах и муниципальных образованиях Российской Федерации.

Иерархическая структура построения ГАС "Выборы" повторяет иерархию системы избирательных комиссий страны: от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации к избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и далее к окружным и территориальным избирательным комиссиям.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГАС "ВЫБОРЫ"

Комплексы средств автоматизации (КСА) всех уровней состоят из технического, программного и информационного обеспечения и объединяются в информационную сеть на базе электронной почты с использованием каналов и сетей связи.

Общий объем технических средств, объединенных в систему, составляет более 8 тысяч компьютеров, 100 тысяч единиц другой техники, более 3000 автоматизированных рабочих мест.

При проведении выборов и референдумов в качестве конечного периферийного оборудования системы в избирательных участках могут использоваться комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), интегрируемые в сеть ГАС "Выборы". В опытном порядке они уже применялись на выборах в ряде регионов страны. В ходе этих мероприятий были проверены различные инженерно-технические решения задачи автоматического подсчета голосов и передачи информации. КОИБ дают возможность в автоматическом режиме подводить итоги различных типов голосования всего за 20-25 минут после момента окончания голосования.

Наряду с экономией времени система позволяет синхронно с голосованием проводить проверку подлинности бюллетеней, технически гарантировать защиту результатов голосования от фальсификации, обеспечивать наглядную демонстрацию процесса проведения выборов по всем регионам страны в динамике реального времени. В день выборов промежуточные итоги голосования по графику поступают в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в виде статистической, схематической, текстовой, звуковой и визуальной информации и после обработки оперативно переадресуются средствам массовой информации.

В основу построения системы в целом заложен модульный принцип, который позволяет осуществлять ее развитие без нарушения функционирования базовых сетей, а также дает возможность автономного использования фрагментов сети в привязке к ограниченной территории при проведении различного рода выборов и решении иных задач местного значения.

Учитывая общегосударственное функциональное назначение системы, важнейшим критерием отбора технических средств и компьютерного оборудования были показатели высокой надежности в эксплуатации и универсальности исполнения.

При создании и внедрении ГАС "Выборы" одной из главных задач было гарантировать безопасность информации и надежность функционирования системы. Безопасность информации в системе обеспечивается комплексным применением программно-технических средств защиты и принятием организационных мер.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАС "ВЫБОРЫ" представляет собой совокупность общесистемных и специальных программных средств, позволяющих автоматизировать процесс сбора, обработки и анализа данных на всех уровнях иерархии.

Общее программное обеспечение ГАС "Выборы" используется для управления системой и поддержания протокола взаимодействия ее аппаратных средств, построения автоматизированных рабочих мест пользователей, создания и поддержки единой программной и информационной среды.

Специальное программное обеспечение ГАС "Выборы" - это разработанный в России пакет многоцелевых и многофункциональных программ, обеспечивающих решение задач, стоящих перед ГАС "Выборы".

Пакет состоит из следующих основных программных продуктов - функциональных комплексов задач (ФКЗ):

"Избиратель" - регистрация и учет избирателей, составление их списков;

"Территория" - ведение классификаторов территорий, населенных пунктов, избирательных комиссий;

"Итоги" - сбор оперативных данных об участии избирателей в голосовании, обобщение предварительной информации по итогам голосования и подготовка отчетов для СМИ;

"Картография" - оперативное картографическое отображение сведений о подготовке, ходе и результатах избирательных кампаний;

"Кандидат/Депутат" - ведение списков и личных карточек кандидатов, доверенных лиц, избирательных объединений и блоков, а также избранных депутатов. Подготовка и регистрация кандидатских и депутатских удостоверений;

"Планирование" - автоматизация работы избирательных комиссий при планировании и подготовке мероприятий и проведении выборов и референдумов;

"Контроль финансов" - контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов на выборную должность; анализ исполнения бюджетов избирательных кампаний;

"Право" - формирование массивов правовой информации, работа с текстами нормативных, правовых и распорядительных документов в электронном виде;

"Делопроизводство" - работа с документами (входящие, исходящие, распорядительные, регистрируемые в аппарате избирательной комиссии), контроль за прохождением и исполнением документов.

Специальное программное обеспечение ГАС "Выборы" пополняется по мере ее развития и расширения круга задач.

СИСТЕМА СВЯЗИ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ. Проект системы связи и передачи данных разработан, исходя из реального состояния каналов связи в России, с использованием отечественных и зарубежных технологий и оборудования.

Виды связи верхнего уровня системы с избирательными комиссиями субъектов Федерации: прямая телефонная, модемная, факсимиле, телеконференции.

В периоды подготовки и проведения федеральных выборов задействуются практически все виды имеющихся каналов связи, пригодных для передачи данных, - от коммутируемых телефонных до выделенных цифровых и спутниковых.

На нижнем уровне системы - от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации до территориальных избирательных комиссий - используются коммутируемые телефонные каналы либо региональные и иные местные сети передачи данных.

Для обеспечения доступа пользователей к накопленным информационным ресурсам на КСА ЦИК России внедрена Информационно-справочная система и создан сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в международной информационной сети Internet.

С целью оперативного информирования общественности, отечественных и зарубежных средств массовой информации о ходе и предварительных итогах голосования организуется Федеральный информационный центр "Выборы". Центр обработки информации системы базируется на функциональной схеме локальной вычислительной сети Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации. Во время федеральных выборов или референдумов поступающая по каналам телекоммуникаций информация о голосовании накапливается в Центральной избирательной комиссии, где обрабатывается программными средствами "Итоги" и "Картография", а затем поступает в Информационный центр "Выборы".

В Информационном центре "Выборы" установлен комплекс программно-технических средств, объединенных в локальную вычислительную сеть. Поступающая информация обрабатывается средствами визуализации и выводится для СМИ на мониторы, принтеры и большой экран, который является элементом системы отображения информации (СОИ).

До завершения голосования на самых западных избирательных участках страны - в Калиниградской области - предварительные данные о результатах уже завершившегося на Дальнем Востоке голосования не выходят за пределы Центра обработки информации, чтобы не оказывать косвенного влияния на избирателей, еще не сделавших свой выбор. Вплоть до закрытия последнего избирательного участка Информационный центр "Выборы" представляет общественности данные только о ходе голосования, то есть о том, где сколько избирателей проголосовало к настоящему моменту.

Одной из важнейших задач ГАС "Выборы" является обеспечение информационного обмена между избирательными комиссиями и хранение полученной информации. Программные средства ГАС "Выборы" формируют на КСА ЦИК России более десяти информационных баз данных. Применяемые в ГАС "Выборы" технологии позволяют произвести программную перенастройку сетей всех уровней на проведение различных видов выборов и референдумов.

Техническую эксплуатацию КСА ГАС "Выборы" осуществляют системные администраторы, работающие в избирательных комиссиях. За время семилетней эксплуатации ГАС "Выборы" сформировался в основном квалифицированный состав системных администраторов, освоивших предметную область автоматизации избирательного процесса, способных технически грамотно ставить и решать вопросы использования системы в регионе, оценивать с учетом региональной специфики проектные и технические решения по развитию ГАС "Выборы". ФЦИ регулярно проводит тренировки системных администраторов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ГАС "ВЫБОРЫ":

создание системы на основе использования единой интегрированной базы данных, современных информационных технологий и систем управления базами данных, обеспечивающих наращивание функциональных возможностей без нарушения работоспособности системы;

развитие технического и программного обеспечения КСА избирательных комиссий всех уровней ГАС "Выборы";

автоматизация работы участковых избирательных комиссий, включая использование комплексов обработки избирательных бюллетеней;

развитие подсистемы управления и контроля функционирования;

организация подсистемы эксплуатации и сервисного обслуживания;

развитие подсистемы обеспечения безопасности информации, в том числе внедрение электронной цифровой подписи;

развитие подсистемы связи и передачи данных, в том числе обеспечение возможности одновременной передачи телефонной и факсимильной информации и данных;

организация подсистемы автоматизации административной деятельности избирательных комиссий;

развитие подсистемы Интернет-портала ГАС "Выборы";

организация работы информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

расширение возможности использования ресурсов системы в период между выборами в интересах информационного обеспечения деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти.

Система обладает огромным потенциалом: она способна обеспечивать связь и обмен данными между органами власти разного уровня, доступ к информационным ресурсам, включая базы данных правового характера, учета насе­ления, других информационных фондов.

Сегодня ГАС "Выборы" имеет технические возможности для осуществления такой работы. Требуется проработка нормативно-правовой базы.

Перечисленные направления не исчерпывают всех возможностей использования ресурсов ГАС "Выборы", а лишь дают общее представление о ее перспективах.

Списки избирателей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: