Коленчатый вал

Коленчатый вал дизеля (рис. 17) изготовлен из хромистой стали. Вал имеет четыре шатунные и пять коренных шеек. Шатунные шейки полые. Щеки кривошипов имеют круглую форму, что упрощает их механическую обработку. Для уменьшения веса на щеках делаются скосы. Первая, третья и пятая коренные шейки вдвое шире, чем вторая и четвертая. Шейки вала закаливаются, после чего шлифуются и полируются.

Рис. 17. Коленчатый вал в сборе:

1 — коленчатый вал; 2 и 8 — шпонки; 3 — шестерня; 4 — гайка; 5, 6, 14 — маслоотражатели; 7 — шкив; 9 — храповик; 10, 11 — дистанционные втулки; 11 — заглушка; 13 — болт; 15 — маховик; 16 — венец маховика.

Переходные радиусы (галтели) шеек к щекам также тщательно полируются.

Кривошипы коленчатого вала лежат в одной плоскости. Первый и четвёртый имеют одно направление, второй и третий повернуты относительно их на 180°. При таком расположении кривошипов удается уравновесить центробежные инерционные силы от масс кривошипов и силы инерции от поступательно движущихся масс. Поэтому дизель- 4ч8,5/11 работает сравнительно спокойно, без значительных вибраций. Для подвода смазки в полости шатунных подшипников в первой, третьей и пятой коренных шейках сделаны косые каналы. Масло к коренным подшипникам коленчатого вала подается по каналам в перегородках картера из центральной масляной магистрали.

Поступающее масло увлекается вращающейся шейкой вала, и вокруг нее образуется масляная подушка. Часть масла по сверлениям в коленчатом вале поступает в полость шатунных шеек, а оттуда по медной завальцованной трубке к шатунным подшипникам.

С торцов полости шатунных шеек закрываются заглушками с помощью болтов.

Пятая коренная шейка заканчивается фланцем с маслосгонной резьбой и центрирующим пояском, на который надевается маховик 15, отлитый из серого чугуна высокой прочности. Маховик крепится шестью болтами, которые контрятся проволокой. Маховик фиксируется от проворачивания во время работы четырьмя штифтами.

Наружная поверхность маховика имеет градуировку, по которой устанавливаются и проверяются фазы газораспределения и угол опережения впрыска топлива. На носке коленчатого вала устанавливается на шпонке 2 и прижимается Гайкой 4 шестерня 3, передающая вращение механизмам дизеля.

Здесь же монтируются маслоотражатели 5 и б и ведущий шкив 7 клиноременной передачи для привода водяного насоса совместно с вентилятором и зарядного генератора. Шкив посажен на шпонке 8 и прижимается к дистанционной втулке 10 храповиком 9, ввернутым в торец вала.

Храповик служит для проворачивания коленчатого вала рукояткой при обслуживании дизеля. Носок коленчатого вала уплотняется с помощью специальной крышки, снабженной маслосгонной резьбой и маслоотражателями 5 и 6.

Уплотнение со стороны маховика осуществляется маслоотражателем 14, который состоит из двух половин и крепится к фланцу вала четырьмя винтами. При вращении вала он отбрасывает масло к стенкам кожуха маховика, по которым оно стекает в картер. Просочившееся между отражателем и кожухом масло задерживается маслосгонной резьбой.

Для снятия маховика с коленчатого вала в комплект инструмента дизеля дается специальный съемник (рис. 18), представляющий собой стальную планку 2, в резьбовое отверстие которой ввернут болт 3, а в крайние отверстия вставляются болты 1.


Рис. 18. Съемник маховика:

1 и 3 — болты; 2 — планка.


Крайние болты при съемке вворачиваются в резьбовые отверстия диска маховика. Завинчивая центральный болт в резьбовое отверстие планки, доводят его до упора в торец коленчатого вала.

Шатун

Шатун 7 (рис. 19), штампованный из углеродистой стали, состоит из верхней головки, стержня и нижней головки. Стержень шатуна выполнен двутаврового сечения и имеет плавный переход к головкам. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка 6. Для смазки пальца поршня в головке просверлены два радиальных отверстия 12. Во втулке 6 против указанных отверстий имеется кольцевая канавка с четырьмя радиальными отверстиями (два сверху и два снизу). Когда палец прижимается к верхней части втулки, то масло поступает через нижние отверстия, и наоборот.

Рис. 19. Шатун в сборе с поршнем:

1 — поршень; 2 — компрессионные кольца; 3 — маслосъемные кольца; 4 — палец; 5 — стопорное кольцо; 6 — втулка верхней головки шатуна; 7 — шатун; 8 — вкладыш нижней головки шатуна; 9 — шатунный болт; 10 — крошка нижней головки шатуна; 11 — штифт; 12 — отверстие для смазки пальца.

Нижняя головка шатуна разъемная. Плоскость разъема направлена под углом 45° к стержню шатуна. Это позволяет устанавливать шатун с поршнем сверху через гильзу цилиндра. Кроме того, косой разъем уменьшает нагрузку на шатунные болты 9, крепящие крышку 10 нижней головки. Крышка нижней головки шатуна штампованная.

Для разгрузки шатунных болтов от срезывающих усилий крышка соединяется с верхней частью головки «в замок», т. е. в крышке имеется точно обработанный паз, а в верхней части головки соответствующий ему выступ.

Осевым перемещениям крышки препятствуют штифты 11. 06работка торцов нижней головки и расточка гнезда под вкладыши производятся в сборе с крышкой.

В расточку нижней головки вставлены с натягом тонкостенные вкладыши 8, залитые свинцовистой бронзой. Вкладыши шатуна отличаются от вкладышей коренных опор коленчатого вала шириной.

Вкладыши от проворачивания и осевого перемещения фиксируются выштамповалными «усами», которые входят в специальные пазы в нижней головке шатуна и крышке шатуна. Болты, крепящие крышку нижней головки шатуна, изготовляются из высококачественной хромоникелевой стали. Опорный торец и стержень болта шлифуются. Перед шлифовкой заготовка шатунного болта подвергается термообработке.

После окончательной затяжки болты контрятся проволокой. Комплект шатунов для одного дизеля подбирается с разновесностью не более 30 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: