Формирования создаются на базе центров госсанэпиднадзора России, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля.
Предусматривается создание следующих типов специализированных формирований: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) – эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические); специализированные противоэпидемиологические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).
Санитарно-эпидемиологические отряды формируются центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации из сотрудников учреждений госсанэпидслужбы, а также за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования. Центры Госсанэпиднадзора, не имеющие возможностей формирования СЭО, СЭБ. СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руководством учреждения-формирователя. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады с участием экспертов для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.
Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд.
Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 24 ч (бригад -12 ч). Для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2-4 ч. В составе СЭО (типовом) предусматриваются: начальник СЭО (заместитель главного врача центра Госсанэпиднадзора), врач по радиационной гигиене, инженер-радиолог, 2 врача по общей гигиене, врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог), 2 врача-дезинфекциониста, 2 врача-лаборанта, 2 врача-бактериолога (вирусолога), 2 техника-дозиметриста, помощник санитарного врача (фельдшер), помощник эпидемиолога, лаборант-химик (средней квалификации), лаборант-микробиолог (средней квалификации), инструктор-дезинфектор, 2 водителя автотранспорта – всего - 21 чел.
Состав санитарно-эпидемиологических бригад:
· эпидемиологическая - начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта - всего 5 чел.;
· радиологическая - начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранспорта - всего 5 чел.;
· санитарно-гигиеническая (токсикологическая) - начальник (врач), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лаборант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта - всего 5 чел.
Задачи СЭО в режиме повседневной деятельности:
• участие личного состава СЭО в организации и проведении основных
мероприятий по предупреждению возникновения эпидемических вспышек в ЧС.
• поддержание постоянной готовности управления отряда, других сил и средств, обеспечение готовности к забору проб, проведению индикации возбудителей инфекционных заболеваний; накопление, хранение и обновление оснащения формирования;
• создание запасов медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики особо опасных инфекционных заболеваний;
• подготовка специалистов отряда по вопросам профилактики особо опасных инфекций, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;
• обучение личного состава отряда современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды на зараженность бактериальными средствами (СБ), АОХВ и радиоактивными веществами (РВ);
• проведение тренировочных занятий личного состава отряда по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС;
• проверка готовности отряда к практическому его развертыванию в установленные сроки с привлечением всех сил и средств и постановкой задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; проверка эффективности схемы оповещения и сбора личного состава, уточнение потребности в личном составе, транспорте, имуществе; определение реальных сроков приведения в готовность; уточнение последовательности и порядка развертывания; уточнение возможностей проведения биологической разведки в военное время исанитарно-эпидемиологической разведки, лабораторного контроля за загрязненностью РВ, АОХВ и зараженностью БС продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды; определение объема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС.
Задачи СЭО в режиме повышенной готовности:
• повышениеготовности подразделений СЭО, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнение их планов и действий в зависимости от прогноза развития санитарно-эпидемиологической ситуации;
• приведение СЭО в состояние повышенной готовности (выдвижение ГЭР и СЭО в район предполагаемых действий).
Задачи СЭО в режиме чрезвычайной ситуации в мирное время:
• развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологического характера, проводимых при возникновении ЧС;
• выдвижение оперативных групп (ГЭР) и формирований в район ЧС;
• организация и проведение противоэпидемических мероприятий;
• отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;
• оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;
· определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС;
• обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
• экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и выдача заключений о возможности их использования для нужд населения;
• санитарно-эпидемиологические неотложные мероприятия по жизнеобеспечению населения иличного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
• информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС; систематическое информирование руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемической ситуации и мерах по стабилизации обстановки;
• оперативная работа со средствами массовой информации.
Задачи СЭО в военное время в очаге бактериологического (биологического) поражения:
• санитарно-эпидемиологическая разведка с отбором проб из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух, пищевые продукты и продовольственное сырье);
• индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с помощью метода флюоресцирующих антител иреакции непрямой гемагглютинации с одновременной доставкой проб в головные лаборатории системы СНЛК;
• лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды БС с выдачей заключения о пригодности их к использованию;
• участие в определении границ очага поражения, границ карантинной и обсервационной зон, режима работы аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации эпидемического очага;
• эпидемиологическое обследование очагов заболеваний ианализ инфекционной заболеваемости в очаге;
• лабораторный контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды;
• организация экстренной профилактики инфекционных заболеваний среди населения, личного состава аварийно-спасательныхи других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
• контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, формирований и ведомственных служб;
• контроль за организацией санитарного режима работы на предприятиях общественного питания, объектах водоснабжения и других объектах жизнеобеспечения;
• контроль за проведением санитарной обработки пораженных БС, поступающих в лечебные учреждения;
• выдача рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хранения продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах.
Задачи СЭО а военное время в очаге радиационного поражения и зонах радиоактивного загрязнения:
• лабораторный контроль за загрязнением продуктов питания, продовольственного сырья и питьевой воды РВ с выдачей заключения о пригодности их для использования;
• наблюдение, оценка и прогнозирование радиационной обстановки в районе дислокации и работы формирований;
• оценка степени опасности для людей радиоактивного загрязнения местности и объектов окружающей среды в целях обоснования мероприятий по противорадиационной защите;
• участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима работы и защиты в зонах загрязнения РВ;
• организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение санэпид. благополучия населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации неблагоприятных последствий радиоактивного загрязнения;
• лабораторный контроль за полнотой дезактивации продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды;
• выдача рекомендаций по дезактивации, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах.
Задачи СЭО в военное время в очаге химического поражения:
• лабораторный контроль за загрязнением ОВ и АОХВ продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды с выдачей заключения о пригодности их для использования;
• участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима защиты, безопасных условий труда в зонах загрязнения;
• выдача рекомендаций по использованию и дегазации запасов продуктов питания, пищевого сырья, загрязненных ОВ, условиям их хранения на складах и базах;
• контроль за проведением санитарной обработки пораженных ОВ, поступающих в лечебные учреждения.
Деятельность после ликвидации последствий ЧС предусматривает свертывание формирования, возвращение его к нормальной работе и включает:
• контроль за проведением дезактивации, дегазации и заключительной дезинфекции помещений и транспорта, а также санитарной обработки личного состава формирования, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивидуальной защиты;
• ремонт техники, аппаратуры, средств индивидуальной защиты;
• подведение итогов работы формирования, анализ деятельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта;
• подготовка предложений по устранению недостатков, допущенных при ликвидации ЧС.
Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным автономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.
• проверка наличия и состояния имущества, его доукомплектование;
• проверка технического состояния и готовности табельного автотранспорта,
предназначенного для передислокации бригады.
В режиме чрезвычайной ситуации:
• передислокация СПЭБ в зону ЧС при возникновении эпидемического очага особо опасных инфекций;
• развертывание подразделений СПЭБ в помещениях или палатках с учетом требований биологической безопасности;
• организация круглосуточной работы бригады;
• проведение эпидемиологического обследования, эпидемиологического анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах инфекционных заболеваний в зоне ЧС;
• лабораторная диагностика инфекционных заболеваний бактериальной природы, индикация их возбудителей в объектах окружающей среды, лабораторный контроль за зараженностью пищевых продуктов и воды;
• идентификация культур возбудителей инфекционных заболеваний, определение их биологических свойств (вирулентность, чувствительность к антибиотикам и пр.);
• серологическая диагностика вирусных инфекций, сбор и направление материала для вирусологических исследований в специализированную стационарную лабораторию;
• участие в разработке комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС;
• участие в организации и проведении санитарно-эпидемиологической разведки, эпидемиологическом наблюдении и эпизоотологическом обследовании;
• участие в организации выявления инфекционных больных, экстренной и специфической профилактики;
• участие в организации карантинных и обсервационных мероприятий;
• контроль за проведением дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;
• оказание консультативно-методической и практической помощи ЛПУ в развертывании и перепрофилировании инфекционных стационаров, бактериологических лабораторий, а также в специальной подготовке персонала;
• участие в контроле за соблюдением режима биологической безопасности в лечебно-профилактических учреждениях и бактериологических лабораториях;
• участие в проведении санитарно-просветительной работы.
Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 12 ч, для работы на месте формирования - 2-4 ч.
Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учреждениями Минздрава, МЧС России, других министерств и ведомств.
При развертывании СПЭБ ее руководство организует взаимодействие с администрацией, на территории которой действует СПЭБ, решает вопросы обеспечения СПЭБ помещениями для развертывания его подразделений; охраны; удовлетворения коммунально-бытовых, технических, энергетических и транспортных потребностей; выделения при необходимости дополнительного персонала.
Снабжение СПЭБ расходными материалами по мере их использования осуществляет руководство противочумного учреждения и (или) центр Госсанэпиднадзора, на территории которого действует СПЭБ, за счет целевого финансирования из средств федерального бюджета.
Организационно-штатная структура СПЭБ: управление (2 чел.) - начальник (врач), помощник начальника; (эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел.) - начальник (заместитель начальника СПЭБ), санитарный врач, 3 врача-эпидемиолога, врач-инфекционист, зоолог, паразитолог, 3 помощника эпидемиолога (лаборанта), дезинфектор; бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел.) - начальник, 6 врачей-бактериологов, 9 лаборантов (фельдшеров-лаборантов), лаборант-средовар, 4 санитара, 2 автоклавщика, инженер-механик, врач-вирусолог, лаборант-вирусолог - всего 40 чел.
На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специализированных бригад, могут быть сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.
Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руководитель - врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС, Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспертиза продовольствия, контроль за качеством воды.
Согласно концепции развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 1998 г. и на период до 2002 г. предусматривается создание в столицах республик в составе Российской Федерации, в краевых, областных центрах, в гг. Москве и Санкт-Петербурге на базе существующих учреждений межрегиональных специализированных центров: радиологических; микробиологических; иммунологических; физиологических; эпидемиологического надзора за особо опасными, природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями; сертификационных испытаний продукции по показателям безопасности для здоровья человека; по сертификации дезинфекционных средств; профилактики и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в ЧС.
Заключение:
Опыт накопленный ВСМК, позволяет высказывать ряд рекомендаций выполнения мероприятий режима ЧС в первую очередь по возможности принимаются меры по получению данных об обстановке в ЧС, создание устойчивой системы управления, контролю за готовностью формирований, предназначенных для работы в зоне ЧС, и их выдвижения.
Для своевременного сбора достоверной информации об обстановке используются все возможные источники.
Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС организуется на основе плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Содержание, объем медицинской помощи и порядок их оказания в зоне ЧС и за ее пределами определяется от вида масштаба ЧС, от наличия сил и средств. Еще раз отмечаю, что мероприятия, соответствующие режимам повышенной готовности и ЧС, планируется, организуется и проводится с учетом места, масштабом характера возможной и возникшей ЧС и могут относится к всей службе медицины катастроф данного уровня или к его части. (на территориальном уровне – к определенному городу, району; на местном уровне – к району города, объекту).