Критерии существования работающей конкуренции

Структурные критерии - Число продавцов должно быть настолько большим, насколько позволяет эффект масштаба в отрасли. - Не должно быть искусственных препятствий для входа на рынок новых продавцов. - Существует умеренная и чувствительная к изменению цен дифференциация продуктов по качеству.
Поведен-ческие критерии - Отсутствие уверенности в том, будет ли подхвачена ценовая инициатива конкурентами. - Отсутствие стремления идти в сговор с другими фирмами. - Отсутствие несправедливой, исключительной тактики поведения на рынке. - Отсутствие постоянно неэффективно работающих поставщиков и незаинтересованных покупателей. - Отсутствие вводящей в заблуждение информации по поводу товаров на рынке. - Отсутствие постоянной ценовой дискриминации.
Функцио-нальные критерии - Наличие эффективной и нерасточительной по отношению к ресурсам производственной и маркетинговой деятельности фирм. - Соответствие требованиям потребителей уровня выпуска продукции и ее качества (разнообразие, срок использования, безопасность, надежность). - Наличие в отрасли прибыли, достаточной для окупаемости инвестиций, обеспечения эффективности и инноваций. - Существование цен, стимулирующих рациональный выбор и не усиливающих циклическую нестабильность. - Использование всех возможностей для внедрения технически более совершенных новых продуктов и производств. - Существование поощрения продавцов, которые максимально обеспечивают нужды потребителей.

Большинство критериев требует сложных количественных оценок. Неясно также, можно ли считать конкуренцию работоспособной в случае соответствия нескольким, но не всем критериям. В случае, когда фирма пытается оценить для себя привлекательность той или иной отрасли (в ходе анализа своего бизнес-портфеля при принятии решения о диверсификации) вполне достаточно качественного (экспертного) анализа данных критериев.

Экономическая теория и современная практика показывают, что в глобальном масштабе чистая монополия и чистая конкуренция как два крайних (идеальных) вида конкурентной ситуации не могут существовать в долгосрочной перспективе:

- менее эффективные компании разоряются, уступая место более эффективным, которые в ходе своего развития укрупняются: рынок чистой конкуренции переходит в состояние олигополии или монополистической конкуренции;

- демонополизация со стороны государства, проникновение на рынок новых компаний, разрушение рынка со стороны товаров‑заменителей приводит к тому, что и рынок чистой монополии стремится к состоянию олигополии или монополистической конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: