Методика оценки пригодности территорий для градостроительных целей

Выбор территории для градостроительных целей на основе анализа природных условий и ресурсов заканчивается комплексной (обычно балльной) оценкой территории. Эта оценка предваряет разработку генерального плана города и включает, кроме природных условий, планировочные характеристики территории.

Комплексная оценка решает главные задачи, связанные с выявлением территориальных ресурсов, ограничивающих факторов и оптимальных направлений использования оцениваемой территории.

Комплексная оценка проводится по двум группам факторов – природным и антропогенным. Среди антропогенных факторов рассматриваются: санитарно-гигиенические условия, обеспеченность территории транспортными и инженерными сетями, а также проводится ландшафтная и рекреационная оценка.

Все оценки накладываются и суммируются. Оценка может быть дифференцированной балльной, стоимостной или смешанной.

В результате оценки выделяют зоны, благоприятные для определенного вида использования (промышленной или жилой застройки или сельскохозяйственного использования).

На последующих стадиях детальных разработок для города обосновывают наиболее эффективные варианты проектов инженерной подготовки городских жилых и промышленных районов, а также защиты отдельных территорий. Территории классифицируются по трем группам: благоприятные, неблагоприятные и особо неблагоприятные. При этом для каждой зоны используют свои критерии, т.к. требования к строительству, инженерной подготовке и благоустройству для различных зон города неодинаковы.

Карта планировочных ограничений

3. При подтоплении сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов следует учитывать влияние подтолления на:

-изменение солевого режима почв;

-заболачивание территории;

-природные системы в целом и на условия жизнедеятельности представителей флоры и фауны;

-санитарно-гигиеническое состояние территории.

Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях. При проектировании инженерной защиты от затопления и подтопления следует определять целесообразность и возможность одновременного использования сооружений и систем инженерной защиты в целях улучшения водообеспечения и водоснабжения, культурно-бытовых условий жизни населения, эксплуатации промышленных и коммунальных объектов, а также в интересах энергетики, автодорожного, железнодорожного и водного транспорта, добычи полезных ископаемых, сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйств, мелиорации, рекреации и охраны природы, предусматривая в проектах возможность создания вариантов сооружений инженерной защиты многофункционального назначения.

4.

Вертикальная планировка - это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях. Она является обязательным и одним из важнейших мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству территорий.

Основная цель вертикальной планировки заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требованиям застройки и инженерного благоустройства территории. Вертикальная планировка территории призвана создать благоприятные условия для размещения зданий и сооружений, прокладки улиц, проездов, подземных инженерных коммуникаций и пр. Все эти мероприятия связаны с работами по срезке, подсыпке и перемещению земляных масс. Поскольку земляные работы в комплексе строительства занимают важное место, как по объему, так и по стоимости, то при вертикальной планировке стремятся более рационально использовать существующий рельеф местности.

К основным задачам вертикальной планировки относятся:

инженерные:

- организация стока поверхностных вод (дождевых, ливневых и талых) с городских территорий;

- обеспечение допустимых уклонов улиц, площадей и перекрестков для безопасного и удобного движения всех видов городского транспорта и пешеходов;

- создание благоприятных условий для размещения зданий и прокладки подземных инженерных сетей;

- организация рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов (затопление территории, подтопление ее грунтовыми водами, оврагообразование и т.д.)

- решение задач при сооружении крупных и уникальных плоскостных сооружений (спортивного центра, аэродрома и пр.).

архитектурно - планировочные:

- придание рельефу наибольшей архитектурной выразительности;

- придание ансамблю (территории микрорайона, парка, зоне отдыха) пространственной композиции путем перемещения грунта в границах проектируемой территории

- создание в необходимых случаях искусственного рельефа;

о рельефе:

Формы рельефа слагаются из простых элементов (граней, ребер, точек) и сложных – многогранных поверхностей. К формам рельефа относятся: пик (вершина),водоразделы, тальвеги, холмы, долины, котлованы, седловины, овраги и т.д. Сочетание этих форм образует естественный рельеф той или иной территории.

Различают три основных вида рельефа городской территории:

– равнинный (ровный) – слабо выраженный, без холмов, оврагов, типичный для болотистой местности, лугов, степей, с крутизной склонов 0,4–3%;

– средний – с холмами, небольшими склонами; может быть слабо пересеченный с крутизной склонов 3–6% и пересеченный – с крутизной 6–10%;

– cложный – сильно пересеченный, с крутизной склонов 10–20%, с резко выраженными крутыми скатами и холмами. С крутизной более 20% – горный рельеф.

Естественный рельеф местности характеризуется крутизной склонов, определяемой в градусах или в процентах. Крутизна склона характеризуется уклоном поверхности (i), который определяется отношением разности высшей и низшей отметок склона (h) в направлении наибольшей крутизны, т.е. по кратчайшему расстоянию между горизонталями в перпендикулярном направлении.

Заложением горизонтали (L) называется проекция на горизонтальную плоскость линии между смежными отметками (горизонталями).

Уклон между двумя точками может измеряться:

– в десятичной дроби – i = h/L = sin α (i = 0,025);

– в процентах – i = 100·h/L (i = 2,5%);

– в промилях – i = 1000·h/L (i = 25‰).

5.

В проектно-планировочных работах ВП присутствует на всех стадиях.

На стадии, предшествующей разработке генплана городаразрабатывается карта планировочных ограничений. Она включает характеристику природных условий территории с выделением пригодных и непригодных для строительства территорий, а также требующих мероприятий по инженерной подготовке.

На стадии проектирования генплана города в состав проекта входит Схема организации рельефа городской территории, которая выполняется в два этапа:

На первом – при решении вопросов общей планировки города – определяется трассировка магистральных улиц и площадей, выбираются места размещения мостов, путепроводов и др.важных объектов. При этом намечаются опорные точки –высотное положение основных элементов города. Эти точки в дальнейшем служат исходными при определении отметок кварталов и улиц.

На втором этапе разрабатывается окончательная проектная схема ВП территории города по осям проездов магистральных улиц. Устанавливаются продольные уклоны улиц, выделяются характерные точки перелома рельефа.

Схемы ВП чаще всего выполняются в масштабах 1:5000 или 1:10000 с сечением горизонталей соответственно 1 м и 2,5 м.

Главное условие для проектов ВП – мероприятия по изменению рельефа должны выполняться с минимальным перемещением земляных масс. В любом проекте ВП стремятся к балансу объема насыпей и выемок. Поэтому главная задача ВП –обеспечение стока поверхностных вод – решается с учетом максимального сохранения естественного рельефа, особенно при наличии зеленых насаждений.

6.

На стадиях проектов детальной планировки и застройки выполняются: схемы ВП микрорайонов (с проездами), ВП улиц, окружающих микрорайоны, площадей, перекрестков.

Проектирование ВП проводится двумя основными методами:

– проектных профилей;

– проектных (красных) горизонталей.

– графо-аналитических.

Первый метод используется при проектировании улиц и дорог и заключается в составлении продольных сечений (профилей) по оси улиц в виде существующих(черных) и проектных (красных) отметок и поперечных профилей на каждом пикете (через 20–50 м). Заканчивается проектирование подсчетом объемов земляных работ. Трудоемкий метод.

Второй метод – красных горизонталей используется при проектировании схем ВП в составе генерального плана, проектов детальной планировки и застройки районов города и выполняется по сетке улиц без составления профилей. Метод заключается в изображении проектируемого рельефа в новых (красных) горизонталях, что позволяет совместить на одном чертеже план и вертикальную планировку территории.

Третий метод – графо-аналитический – это математический метод с составлением уравнений проектируемых плоскостей на основе условия равенства объемов насыпей и выемок. По ним можно определить координаты любой точки поверхности (проектные и рабочие отметки).

Метод проектный отметок и уклонов:

Уклон местности - i - выражают в промилях (10/00 = 0,001) или процентах (1% = 0,01). Его рассчитывают между двумя фиксированными точками, по выражению:

i=Δh/l,

где

Δh - перепад отметок между рассматриваемыми точками, м;

l - расстояние между рассматриваемыми точками, м.

При определении уклона между двумя точками, не находящимися на горизонталях, их отметки вычисляют интерполяцией. За основу берут отметки двух горизонталей, между которыми лежит точка. Тогда отметка точки НХ будет равна: НХ=НА+h1.

Метод проектных (красных) отметок:

Применяется на предварительных этапах проектирования, когда определяют принципиальное высотное решение уличной сети, а также при детальной вертикальной планировке. Этот метод дает возможность определить превышения, уклон, высотное положение проектируемого рельефа. Практически, метод проектных отметок используется при проектировании схем вертикальной планировки в проектно-планировочных работах по генеральному плану города или по проекту детальной планировки и застройки района города.

7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: