Нравственно-духовного образования «Самопознание». Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых важных задач школы, являющаяся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых важных задач школы, являющаяся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, что предполагает выявление у учащегосядуховно-нравственных ценностей, ориентированных на проявление качеств добросердечия, милосердия, сострадания, взаимопомощи. Такой подход является одним из ключевых составляющих образования во благо человека, общества и государства.[43]

Школьный возраст очень важен для воспитания добродетельных качеств ребенка, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего гармоничного развития личности. Поэтому воспитательный процесс в школе должен сочетать в себе единство воспитательной и учебной функций и способствовать формированию у учащихся нового мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях.

Нравственным воспитанием на основе общечеловеческих ценностей мы называем целенаправленный и организованный учебно-воспитательный процесс обогащения знаниями общечеловеческих ценностей учащихся в целях формирования нравственных качеств личности. Новой ступенью духовно-нравственного воспитания в образовании является интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в единое образовательное пространство школы и во все виды ее деятельности.

Развитие и воспитание личности школьников происходит в нескольких направлениях, таких как: урок, внешкольная работа, внеклассная деятельность и пространство, в котором и организуется учебно-воспитательный процесс. Для того,чтобы достигнуть результата в деле воспитания нужно, чтобы все эти направления работали по общему плану учебно-воспитательной работы и решали задачу воспитания личности на основе общечеловеческих ценностей.

Педагоги характеризуют воспитательную систему школы как «важнейший фактор целенаправленного воспитания, результат творческой деятельности воспитателей - профессиональных педагогов и общественников. Воспитательная система - феномен реальной действительности. Она включает те цели, ради которых создается; совместную деятельность воспитателей и воспитуемых, обеспечивающую реализацию этих целей; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенную ими среду; отношения, развивающиеся между ними; ценностные ориентации и нравственные стороны, определяющие духовное единство и характер их поведения».[44]

Воспитательная система школы существует ради воспитания личности школьника и должна быть гуманистической. Она влияет на школьников не только через уроки, учителей, учебники, домашние задания (педагогический фактор), но и через неотрывность с окружающей средой, через ценностные отношения, которые складываются между учащимися, классными руководителями, родителями; через психологический климат, традиции, объединяющие взрослых и детей в школе.[45]

Воспитательный процесс – целостная динамическая система, основным фактором которой является личность. По мнению педагогов, «в воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».[46]

Сегодня педагогический коллектив школы должен задумываться о том, как обновить и совершенствовать практику духовно-нравственного воспитания учащихся. Понятие «воспитательное мероприятие» в педагогике используется для обозначения форм и видов воспитательной работы. «Воспитательное мероприятие - это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование».[47]

Воспитательный процесс складывается из воспитательных мероприятий так же, как и учебный процесс составляется из уроков. Процесс воспитания, который имеет характер лишь чередующихся формальных мероприятий, никогда не будет успешным. Этот процесс в школах должен быть организован таким образом, чтобы воспитательная работа носила творческий и коллективный характер. Тогда эта работа будет способствовать реализации цели воспитания – раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащихся.

Образовательные учреждения должны быть нацелены на воспитание благородного человека, гражданина и патриота, раскрытие возможностей и способностей молодых казахстанцев, подготовку их к жизни в современном мире. При этом образовательным учреждениям необходимо постоянное сотрудничество с семьями учащихся, другими участниками процесса социализации, с опорой на культуру, которая сейчас развивается в русле интеграции с общечеловеческими ценностями, когда взамен специализированному знанию должно прийти целостное образование, содержащее выявление общечеловеческих ценностей во всех предметных областях знаний и воспитательной работе школы.[48]

И, конечно же, главную роль в этом деле выполняет, собственно, сам урок самопознания, несущий через сердце учителя чистоту и красоту истинных знаний о самом себе.Существуют разнообразные методы и приемы преподавания самопознания, помогающие раскрытию содержанию уроков. Опыт практической работы в школах позволил выделить наиболее значимые из них, без которых не обойтись на уроках: позитивный настрой, цитаты, рассказывание историй, творческая, групповая деятельность, музыка и пение хором. Их применение вместе с любовью учителя, его педагогическим мастерством и глубоким нравственно-духовным чутьем позволят испытать чудо урока и ученикам, и самому педагогу.

Об общечеловеческих ценностях много говорилось и говорится, но немногие практикуют их в своей повседневной жизни. Особенно для учителей важна сама практика ценностей в реальной жизни, проявление их в окружающем нас мире. Учителя учат детей своей жизнью, своим примером, самим своим жизненным опытом через свои советы и ценные уроки, через непосредственное общение друг с другом. Следуя путем внутреннего голоса совести, мы достигаем мира и используем это, как основание для того, чтобы жить в любви и действовать с любовью. Цель внутреннего позитивного настроя заключается в том, чтобы понять, что покой находится глубоко внутри нас. А наше сердце – это обитель совести, и именно там мы должны ее искать, туда должны достучаться.

Мыслить позитивно – это умение человека отфильтровывать хорошие и плохие мысли, ставя во главу хорошие. Извлекать из плохих ситуаций урок и опыт, а не собирать на себя негатив и нездоровые мысли. Понимать, что мир безгранично огромен и то, как он будет относиться к вам, зависит только от вас, в какой бы вы ни были ситуации. Именно умение воспринимать хорошее и отталкивать от себя плохое является основной целью позитивного настроя, а методические приемы позитивного настроя позволяют быстрее перейти к позитивному мышлению и гармонизировать свою жизнь в целом.

Поскольку приемы позитивного настроя иногда путают с одним из приемов духовной практики – медитацией, учитывая особенности методики преподавания предмета «Самопознание», психологами был сделан их сравнительный анализ. В состоянии медитации сосредоточение переходит на всё более тонкие уровни существования, пока не достигает точки, в которой преодолеваются самые тонкие структуры мышления и чувств, и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании без какой-либо целенаправленности. Он пребывает в состоянии трансцендентального, или чистого, сознания без какого-либо ощущения времени. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется. Наиболее общее определение медитации – «умственное созерцание чего-то, вне непосредственного воздействия органов чувств». Время медитации не ограничено, предполагается полное отключение сознания. Медитация по завершению не обсуждается.

Методический прием внутреннего позитивного настроя направлен на преодоление состояния эмоционального возбуждения, гиперактивности ученика после интеллектуальных или физических нагрузок (если учащиеся пришли на урок самопознания после математики или физкультуры, их необходимо успокоить и настроить на позитивный лад). Во время применения этой методики сосредоточение остается только на самом себе. Учащийся сохраняет адекватное восприятие реальности на протяжении всего упражнения. Время, отведенное на позитивный настрой - от 2-х до 5-ти минут. За это время невозможно погрузиться в состояние глубокого транса, однако можно настроиться на позитивные мысли, успокоить ум, сделать его ясным. Приемы позитивного настроя иногда используются для представления определенной заданной темы, например, «место, где мне хорошо и комфортно». Это развивает образное мышление, воображение, а также творчество ребенка, так как после представлений позитивных образов ребенку предлагается нарисовать это «место, где мне хорошо и комфортно». Далее рисунки обсуждаются. Ни один вопрос ученика не остается без ответа.

По словам алматинского психолога Виктории Ван, такие упражнения ведут к уравновешенности, самоконтролю, улучшению памяти, умению концентрироваться. После них на уроке налаживается дисциплина и легче усваивается информация на занятиях.

Наблюдения в школе показали, что зачастую ученики приходят на урок с перемены взволнованными, загруженными своими проблемами, заботами, в головах у них разные мысли. Естественно, что в таком состоянии очень трудно сконцентрироваться. В целях постепенного приведения учеников в спокойное положение рекомендуется использование тихой, спокойной музыки. Она их встречает, и сопровождает всё время, пока они готовятся к уроку. Музыка настраивает их определенным образом и очень хорошо успокаивает. Очень важно и то, в каком состоянии находится сам учитель. Важно, чтобы в нём самом была та тишина, к которой он должен привести детей, чтобы он сам находился в состоянии глубокого внутреннего покоя и равновесия. Тогда это состояние передастся учащимся.

Именно внутреннее состояние учителя играет главную роль в создании благоприятной атмосферы. Если мы хотим обучать школьников обретению состояния внутреннего покоя, а у нас в сознании что-то не уравновешено в это время, то наше состояние передается ученикам, и мы моментально получаем это назад в виде обратной связи. Поэтому важно, чтобы прием позитивного настроя был также и практикой учителя, если мы хотим, чтобы он стал частью нравственно-духовного развития учащихся.

Опыт показывает, что надо быть очень осторожными в использовании активных динамических психологических игр и приемов, ум после активных движений и всплесков эмоций, скачет даже ещё больше, чем до этого. Во время своих занятий желательно фокусировать внимание учащихся на том, чтобы они были погружены в тишину, находящуюся в них самих, и поэтому лучше не использовать приемы, обращающие их внимание на внешний мир.

Спокойные движения и голос учителя будут способствовать положительному эффекту в подготовке учеников к позитивному настрою на урок, вхождению в урок с успокоенным умом, чтобы ребята могли участвовать в беседах и обсуждениях без примеси излишних эмоций и негативных личностных переживаний, и ответы шли из глубины сердца. А для этого ум необходимо освободить от мыслей и настроить его на позитивный лад.

Психологи говорят, что школьников надо поощрять сидеть в тишине несколько минут каждый день. Эта практика дала хорошие результаты. Постоянные упражнения в этом ведут к спокойствию, улучшению памяти, умению концентрироваться, самоконтролю, уравновешенности и интуиции.

Каждое занятие хорошо начинать и заканчивать минутами позитивного настроя. Ученики становятся более восприимчивыми к тому, что им преподают, и лучше себя ведут на занятии. Можно начинать урок с двух минут позитивного настроя и постепенно увеличить время примерно до трех-пяти минут.

Поскольку наш урок идет от сердца к сердцу, важно настроиться на то единое, что является нашей истинной духовной природой, помогает нам на время отвлечься от видения в нас разницы. Все методы, используемые для очищения ума, можно сравнить со стиркой. Для того чтобы постирать, необходима вода. А вода в нашем случае – это Любовь.

Важно проведение позитивного настроя в начале урока, поскольку онпозволит учащимся быть более восприимчивыми к тому, что им преподают, лучше себя вести на уроке и в спокойном состоянии ума давать ответы из сердца в процессе урока. Можно проводить позитивный настрой сразу после круга радости или заменять его на минуты положительного настроя (примеры будут даны далее). Самый эффективный методический прием позитивного настроя - это концентрация внимания на положительных объектах.Дляначала, можно использовать простое расслабление или позитивные мысли. Народная мудрость гласит: «Посеешь мысль - пожнёшь поступок, посеешь поступок - пожнёшь наклонность, посеешь наклонность - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». Отсюда следует, что всё начинается с мысли, а она проявляется затем в действии. Если мы постоянно совершаем хорошие поступки, правильные действия, стараемся видеть и слышать только хорошее, наше внимание сосредотачивается не на конфликтной стороне жизни, а на стороне любви. Слышать только хорошее, видеть только хорошее, поступать только хорошо – постепенно станет привычкой жизни, а характер человека состоит из привычек.

Со временем школьники ощущают пользу от позитивного настроя в своей практической жизнедеятельности и начинают практиковать это метод даже вне уроков, в домашних условиях. Учеников надо поощрять практиковать позитивный настрой хотя бы несколько минут в начале каждого урока самопознания. Причем замечено, что меняется качество урока, если позитивный настрой проводится именно в начале урока, поскольку при этом снимается определенное возможное напряжение после других уроков и перемены. Ребята успокаиваются и отвлекают свои мысли от всех проблем и настраиваются на глубокое размышление. Постоянные упражнения в этом ведут к спокойствию, улучшению памяти, умению концентрироваться, самоконтролю, уравновешенности и интуиции. Многие из великих ученых, музыкантов, поэтов и художников достигли вдохновения, погруженные в состояние покоя.

Каждое занятие нужно начинать и заканчивать 2-4 минутами тишины. Эта практика дает хорошие результаты.

На уроках цитаты также важны для практики позитивного мышления, и онине должны становиться просто ритуалом или напоминать заученную наизусть фразу, а должны быть методическим приемом усвоения ценностей. Они могут следовать как после позитивного настроя, так и до или после рассказывания историй, притч. Не зря мудрые люди говорили: «То, о чем думает человек, тем он и становится». Учитель может ввести цитаты, чтобы помочь ученику настроиться на хороший лад: во всём окружающем мире, в других людях видеть только хорошее, слышать только хорошее, поступать только хорошо.

Благодаря мирозданию, благодаря людям, окружающим нас мы можем найти позитивное, поэтому необходимо в каждом человеке видеть свое отражение. Это и есть путь к понятию – «мы». Иначе говоря, необходимо понять других прежде, чем желать, чтобы поняли вас, т.е. понять других для того, чтобы понять самого себя. Очень часто мы даже не слушаем то, что говорят нам другие люди, потому что, прежде всего, нас волнует, чтобы нас поняли, чтобы нас выслушали. Не слушая, и не слыша друг друга, как мы можем достичь единства в семье, классе, школе, обществе? Прежде всего, мы должны научиться сами и научить этому детей - слышать других людей, и тогда мы сможем понять их. Если мы будем так работать над собой, это приведёт нас к изменению в поведении, к изменению нашего характера и к изменению нашего сознания. Результатом всего этого будет новая личность, новая ментальная модель мира, то, что называется широким пониманием мира. В нравственном контексте это широкое понимание мира означает, что личность посвящает себя тому, чтобы жить в согласии, гармонии с универсальными человеческими ценностями. Это единство в мыслях, словах и действиях. Проявлять любовь в мыслях, словах и делах ко всему, что нас окружает, это и есть – жить в гармонии и согласии с человеческими ценностями, чему и должны учить применяемые на уроках самопознания цитаты. Они могут быть в виде коротких стихотворений, пословиц, поговорок или каких-либо облагораживающих высказываний, вызывающих положительный настрой. Хорошо, если цитаты или высказывания проговариваются хором учениками несколько раз и записываются в тетради для лучшего запоминания.

Регулярная практика позитивного настроя помогает успокоить ум, сделать его ясным, в результате чего становится возможным извлечь в виде реакции на окружающее положительную информацию, которая находится внутри нас.

Научиться с самого раннего возраста думать положительным образом является весьма существенным для современных детей. Если мы попытаемся проанализировать силу воздействия позитивного высказывания или цитаты, то увидим, что в нем присутствуют два фактора. Во-первых, вера во внутреннюю силу человека, к которой мы обращаемся за помощью во всех делах, и во-вторых, - положительная мысль. Когда мы произносим позитивное высказывание, мы хотим, чтобы нам помогли стать лучше наши внутренние силы, помогли преодолеть какие-то трудности, например, сдать экзамен. Сила положительного мышления играетважную роль. Регулярное произнесение позитивных слов придадут силы и мужество противостоять даже болезни. Они дают умственный покой и, как следствие, хороший сон и отдых мозгу.

Необходимо найти пути, чтобы направить мысли учащихся на более возвышенные предметы через высказывания, подходящие для данного урока. Учитель может написать на доске изречение, соответствующее цели занятия. Ученики повторяют это высказывание вслух несколько раз или записывают в тетрадь, чтобы оно запомнилось, сохранилось в подсознании.

В план урока необходимо включить несложную, но глубокомысленную цитату или пословицу из учебника, содержащем порой очень много цитат для одного урока. Из них учитель может выбрать наиболее подходящую к теме урока одну цитату. Эта цитата может быть короткой, но емко и глубоко выражающей суть главной ценности, которую проходим на уроке. Иногда учитель может проявить творческий подход и подобрать собственную цитату, подходящую по его ощущениям к уроку.

С древних времен истории служили средством передачи информации от поколения к поколению. В старину, когда письменность и книги не были так распространены, рассказывание историй было главным методом обучения и развития характера. Ценности, такие как храбрость, честность и верность вплетались в сюжет и таким образом служили примером для детей. В семейном кругу рассказывание историй было одним из главных развлечений и помогало созданию атмосферы любви и единства между рассказчиками - взрослыми и слушателями - детьми. Современным рассказчиком является телевидение, и еще большой вопрос, нужно ли нашим детям впитывать те ценности и морально-нравственные критерии, которые оно нам представляет.

Рассказы истории, притчи, сказки являются достоянием сокровищницы легенд и сказаний многих народов. Все хорошие рассказы, легенды становятся достоянием всего человечества. Рассказы и истории, услышанные в детстве, оказали большое влияние и даже изменили многих известных исторических личностей. Во время рассказывания происходит процесс пробуждения, приобретения знания, мудрости, ученики получают ролевые модели, примеры игр, при этом они учатся идти путём нравственности и морали.

Рассказ в уроке играет огромную роль и имеет большую значимость для выявления внутренне присущих каждому человеку ценностей. Жизнь даёт нам очень много разных историй и рассказов. Есть много сборников рассказов на нравственные темы. Используя рассказы в своих уроках, можно очень эффективно проиллюстрировать, дать представление, понятие о той или иной человеческой ценности или какой-нибудь практической её стороне. В Казахстане богатая сокровищница рассказов, сказок, легенд, уходящих корнями в нашу культуру и традиции, которые могут украсить своей нравственной глубиной любой урок.

Безусловно, в помощь учителю в учебниках самопознания приводится множество содержательных рассказов и историй. Но, тем не менее, педагог должен иметь в своей библиотеке собственную копилку нравственно-духовных сокровищ в виде рассказов, историй, легенд и сказок, которые он может рассказывать ученикам, в качестве дара от себя лично, для еще более глубокого раскрытия темы урока. Ученики очень любят слушать такие истории и рассказы. Это могут быть и случаи из жизни, истории, прочитанные в газетах, журналах, увиденные по ТВ. Но непременно они должны быть поучительными, несущими в себе оттенок нравственных уроков.

Необходимо подбирать рассказы и истории с учетом возрастных особенностей учащихся, в зависимости от уровня их интеллектуального развития и понимания.

От 1 до 10 лет. У школьников в этом возрасте живое воображение. Они очень часто живут в собственном придуманном мире, где счастливо уживается и действительное, и желаемое. Им легко поверить в то, что животные и деревья могут говорить, и волшебные существа для них также привычны и обыкновенны, как и люди.

Рассказываемые нами истории, сказки должны стимулировать воображение - драгоценный дар детства. Здоровое воображение помогает развитию творчества, что будет благом для ребенка всю его жизнь.

От 11 до 15 лет. По мере того, как ученик растет, воображение играет уже меньшую роль, и появляется желание узнать побольше о мире. В этом возрасте исторические или житейские рассказы более интересны и привлекательны.

От 15 лет и старше. Подростков интересует наука и техника, они ищут всему доказательства и не удовлетворяются сказками или фантастическими легендами. Подходящими для них являются увлекательные реалистичные, научные-популярные, биографические рассказы.

Учителя должны очень внимательно и чутко подойти к подбору рассказа с учетом следующих рекомендаций:

1. Выбирайте истории в соответствии с общими представлениями и интеллектуальным развитием ребенка.

2. Продолжительность рассказа зависит от возраста слушателя. К примеру, самые маленькие ученики не смогут так долго сосредотачиваться, как старшие.

3. Выбирайте истории, совместимые с семейными обстоятельствами учащихся.

4. Рассказ должен иллюстрировать и подчеркивать значение ценности, которой в данный момент учат, тогда не придется тратить на ее объяснение слишком много слов. Рассказ также должен служить той цели, к которой стремится учитель.

5. Рассказ должен не только способствовать восприятию ценностей для здорового развития ученика, но и стимулировать способности к творчеству.

Источниками рассказов могут служить фольклор, мифология, исторические книги, жизненные ситуации, жизнеописания святых, знаменитых людей, притчи, сказки, стихи, басни, праздники, наследие великих учителей человечества.

Техника рассказа

1. Учитель должен уметь пересказать историю, не читая ее по книге, очень артистично, с паузами и сменой интонаций в нужных местах. Повествование должно течь гладко, в необходимой последовательности, без пропусков важных событий или лиц.

2. Рассказчик должен приспосабливаться к уровню слушателей. Например, если он рассказывает младшим школьникам о животных, умеющих разговаривать, следует передавать это так, как будто они действительно умеют говорить; в противном случае рассказ не убедит детей.

3. Чтобы история дошла до сознания школьников и увлекала их, учитель должен не только в совершенстве знать и понимать ее, но она должна нравиться и ему самому. Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают, которые вам безразличны, так как они не будут иметь большого воздействия на слушателей.

4. Пользуйтесь возможностями голоса, изменяя его громкость, тон и интонацию, чтобы помочь игре воображения учеников.

5. Для того, чтобы сделать рассказ более живым, используйте для иллюстрации жесты и мимику.

6. Пользуйтесь учебными пособиями, чтобы увлечь, заинтересовать, пробудить воображение у слушателей. Наглядные пособия также помогут школьнику надолго запомнить историю.

И самое главное – учитель должен применять на практике все, чему он учит, в противном случае это никогда не будет убедительно для учащихся. Чтобы объяснить, какой вкус имеет конфетка, надо ее сначала съесть!

Мы, как учителя, также должны носить очки, «очки общечеловеческих ценностей», и для этого у нас есть все возможности. Нет необходимости менять мир вокруг нас, только я сам должен измениться. И когда я меняю самого себя, меняется всё, окружающее меня, и всё моё окружение. Поэтому начинать надо с самого себя, и учить надо таким образом, чтобы в этой работе ведущим принципом являлась любовь, и держалось всё только на любви.

Рассказ, который мы выбираем для урока, должен иметь отношение к жизни учеников, помогать развиваться чувству единства в них. Необходимо сначала учителю самому внимательно прочитатьи осмыслить рассказ, пропустить его через себя, понять суть, выделить в нём человеческую ценность.Важно отобрать ценность в соответствии с возрастом класса и уровнем развития.

Практический опыт работы в школе также показывает, что лучше всего – не читать рассказ, а пересказывать. Выбирая и готовя рассказ к уроку, учителю желательно запомнить его, чтобы потом пересказать от души, проигрывая за всех героев роли, это должен быть театр одного актера. На время учитель должен стать «человеком, который тонет», или «змеёй, которая шипит» и т.д. Мы помним себя детьми, когда нам взрослые рассказывали сказки и истории по памяти… Все ведь знают, какая здесь разница, читать или рассказывать? Как бы хорошо мы ни читали, опыт показывает, что во время рассказывания с использованием голоса, тела, игрушек, жестов и мимики, глядя в глаза слушающим, мы убеждаемся в том, насколько учащиеся лучше воспринимают и усваивают именно рассказ, а не чтение. Для поддержания интереса к рассказутакже можно использовать ролевые игры, вопросы и ответы, кукольные представления, игру теней и т.д.

Итак, в каком бы классе мы ни вели урок, самое центральное место в уроке занимает, все-таки, рассказ. Безусловно, урок включает в себя и позитивный настрой, и песню, и цитату, все происходит в одном ключе с темой урока. Весь урок может стать увлекательным рассказом, и все могут стать персонажами, участниками этого рассказа. На учащихся, как правило, это производит большое впечатление, им нравится, когда они своими глазами «видят» рассказ, участвуют в нём, потому что у них богатое, живое воображение.

По окончании рассказа учитель задает сначала вопросы по содержанию текста для того, чтобы выяснить как внимательно слушался рассказ, затем в конце он задает 2-3 вопроса, раскрывающих ценностное значение рассказанной истории, можно с примерами из личной жизни ребят и их собственного отношения к той или иной ценности. Учитель не навязывает собственное мнение, а только направляет ребят через корректно поставленные вопросы.

С помощью рассказа возможно изучение всех человеческих ценностей на любом уроке. При рассказывании историй и притч задействуются такие качества учащихся, как любознательность, воображение, способность визуализировать, понимание, терпимость, сопереживание, различение, память и т.д.С помощью различных приёмов можно фокусироваться на какой-либо из ценностей или на ее аспекте, свойстве, осветить их.

К примеру, нам всем очень нравились в детстве прекрасные народные сказки, легенды, мифы, фабулы, саги, сказания, а также рассказы и сказки народов мира и др. Очень многие из них имеют духовно-нравственный контекст. Необходимо быть всегда очень осторожным, когда мы хотим что-то поменять в них, проявить свое импровизаторское творчество. Просматривая сказки, мы, возможно, не сразу улавливаем заложенный в них внутренний смысл. Дело в том, что можно манипулировать при желании содержанием рассказа, сказки с вытекающими отсюда последствиями. Например, в сказке «Золушка» мачеха могла бы быть хорошей, а сама Золушка, наоборот, плохой. Можно искать, стараясь уловить внутреннее значение того, что вы хотите передать, рассказать своим ученикам.

Можно использовать на уроке и рассказы о великих личностях, например, таких как аль-Фараби, Абай, Шакарим, Л.Толстой, Мать Тереза, Эйнштейн, Махатма Ганди, Бенджамин Франклин, Авраам Линкольн и т.д. Истории из их жизней могут нас многому научить, вдохновить, дать заряд уверенности в себе, силы воли. Ученики должны учиться чувствовать под собой твердую почву, иметь веру в себя. Одним словом, мы должны слушать хорошее, смотреть на хорошее, говорить хорошее, делать хорошее. Вот путь к Счастью!

Все хорошие рассказы, истории, легенды являются достоянием всего человечества. Учитель должен иметь дом, полный этих сокровищ, которыми можно делиться друг с другом. У каждого учителя есть свои любимые рассказы, истории, сказки, которые он хранит для использования на уроках. Можно собирать их для объединения культур различных стран и создания своей книги историй и легенд. Ведь именно они являются ключевым моментом урока, заинтересовывая учащихся, заставляя их задуматься над очень серьезными аспектами бытия, предоставляя ответы на многие смысложизненные вопросы, вдохновляя на новые достижения в жизни. Можно соединить рассказывание историй, притч с творческой деятельностью в виде инсценировок, ролевых игр, рисованием, лепкой по сюжету рассказанной истории.

Великий ученый В.К. Гейзенберг[49] сказал: «Образование - это то, что остается, когда забыто все, чему учили в школе. Образование, если угодно, - это не только яркое сияние, окутывающее в нашей памяти школьные годы и озаряющее всю нашу последующую жизнь, но это и свет, исходящий от занятия чем-то значительным – учебой». Исходя из этого, можно сказать, что целью образования является подготовка умеющего учиться жизнерадостного человека с цельным мировосприятием. Предпосылка успеха в достижении цели - это в первую очередь наличие от рождения соответствующих задатков. Эти задатки можно и нужно раскрывать через проявление творческого начала в учащихся.

Способность к творчеству - одна из драгоценностей истинного образования. Как только она как следует разовьется, учащиеся смогут выразить все, что бы они ни чувствовали и ни испытывали, также как и услышать высшее знание внутри себя. Мудрость, которая является признаком подлинно «образованного» человека, вспыхивает подобно молнии среди окружающих туч. Именно по этой причине творческая или художественная работа должна входить как неотъемлемая часть в преподавание курса «Самопознание».

Общечеловеческие ценности можно прививать учащимся путем общегрупповых игр, тестов, шуточной драматизации, разыгрывания сценок и творческой работы, в которых они могут выразить свое отношение к происходящему и должны действовать, исходя из своих побуждений. Ученики подвижны по своей натуре, и групповая деятельность поможет направить их энергию в нужное русло. Это развлечет их и одновременно научит лучше ладить друг с другом.

Прежде, чем вести разговор о пользе творческой работы в обучении учащихся и методах ее проведения на уроке самопознания,давайте вкратце рассмотрим некоторые исследования мозга человека. Врачи обнаружили, что мозг состоит из двух частей или полушарий - правого и левого. Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое полушарие - левую. Также выяснили, что у большинства людей «левый мозг» - это часть, управляющая нашей речью и ответственная за наши аналитические способности. С другой стороны, «правый мозг» ассоциируется с творчеством, искусством, музыкой и т.д. Очевидно также, что у многих из нас левое полушарие мозга оказывается более развитым, чем пpaвое. Если мы согласны с тем, что цель образования - всестороннее развитие отдельной личности, тогда в идеале две части мозга и соответствующие им функции и способности должны уравновешивать друг друга. Однако, когда дело доходит до рисования или другого вида искусства, многие заявляют, что они абсолютно неартистичны. По мере того, как эти отрицательные высказывания постоянно вводятся в подсознание, в результате мы фактически неспособны что-нибудь нарисовать или раскрасить или сделать еще что-нибудь в этом роде. Именно поэтому важно поощрять школьников как можно больше заниматься творчеством, чтобы развить эту сторону их личности до того, как у них установится на нее отрицательный взгляд.

Творчество раскрывает потенциальные таланты учащихся. Каждый талантлив по-своему, и потому занятия творчеством очень помогают раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

Опыт показал, что существует несколько путей практического применения творческого подхода на уроках самопознания:

а) иллюстрация рассказа

б) художественное выражение позитивного настроя на урок

в) изображение ценностей с помощью рисунков

г) стихосложение и проза

Можно выделить также следующие виды художественного творчества, которые рекомендуется выбрать в качестве деятельности учащихся на уроке:

1) Разыгрывание сценок (имитация ситуаций, которые ученики представляют по очереди)

2) Тестирование

3) Игры

4) Работа в группах (групповая работа)

Групповая деятельность - один из методов преподавания курса «Самопознание». Она имеет двойную цель, соответствующую двум частям названия – «групповая» и «деятельность». Мы, люди, - существа общественные, мы живем, работаем и играем в коллективе. Все мы зависим друг от друга и должны полагаться во всем друг на друга, поэтому необходимо научиться взаимодействовать и жить с другими в мире и гармонии. Абсолютное большинство проблем сегодня происходит из-за недостатка понимания и доверия, которые в свою очередь создают атмосферу нетерпимости, несогласованности и страха. Детей нужно приучать с раннего возраста к контактам и общению между собой. Именно по этой причине групповая деятельность - необходимая и очень существенная часть курса «Самопознание». Теперь посмотрим на вторую часть названия – «деятельность». В основном ученики сидят за партами, слушая учителя, читают или пишут. В обыкновенном школьном дне мало такого, что требует активных действий. Исследования показывают, что средний промежуток времени, когда мы сосредоточены, и у взрослых, и у детей очень непродолжителен, и поэтому, если большая часть обучения состоит в сидении за партой и слушании, то у учащегося немного шансов впитать, усвоить и удержать в памяти информацию, которую он получает. Больше всего школьники жалуются на то, что в школе им скучно… С другой стороны, если ученики активно вовлечены в урок, участвуют в играх и проявляют себя творчески, то это также дает им возможность больше запомнить то, что они проходят на уроке.

Активная групповая деятельность - это существенная и неотъемлемая часть каждого занятия по самопознанию. В зависимости от наличия времени можно использовать и сразу несколько видов работы группами в течение одного урока.Ученики, которых с малых лет поощряют развивать в себе творческие способности, вырастут более уравновешенными и гармоничными.

Музыка и пение хором - это также действенные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и укреплять чувства спокойствия, любви и радости.Если песни тщательно подобраны для занятия, их использование повышает эффективность усвоения ценности, которой в настоящий момент учат.

Для того, чтобы эффективно пользоваться любым инструментом, важно знать его возможности и силу воздействия. Поэтому перед тем, как описать пение хором в качестве одного из методических приемов урока, давайте кратко исследуем мир звуков и музыки и посмотрим, какой эффект они оказывают на нас и наше окружение. Интересно отметить, сколько древних поверий и легенд теперь приводятся как «совпадающие» с результатами научных исследований. Например, священные писания некоторых мировых религий описывают начало сотворения мира как звук и говорят о том, что музыка как форма происходит из духовного мира. Если мы будем смотреть на другие виды искусства, такие, например, как живопись или скульптура мы увидим, что в них происходит копирование окружающего нас мира. Композиторы же создают то, что есть уже внутри них, но новое для окружающего мира. Они дают нам возможность проживать эту музыку в нашей жизни. Когда вы слушаете сочинения таких великих композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, эта музыка глубоко внутри вас трогает. Когда мы слушаем её, нам кажется, что мы с ней как-то соединены, мы имеем какую-то связь с этим прекрасным внутренним миром. Мы чувствуем, что сливаемся с ней и мы сами – эта музыка. В этом смысле музыка может стать духовным опытом. Она может быть связана с нашим происхождением и возвращает нас к нашим истокам. Создавая такое творение, как «Торжественная Месса», Бах перед нотами написал: «От Сердца – обратно к Сердцу». Это показывает, откуда происходит музыка.

На всех нас оказывает воздействие звук, исходит ли он от нас или извне. Наше дыхание, сердцебиение и пульс составляют звуковой фон внутри нас. Наиболее важным элементом жизни является ритм. Как, только ритм нарушается, механизмы нашего тела выходят из равновесия. Когда, например, мы злимся или боимся, наше дыхание нарушается, и мы сразу теряем ощущение хорошего самочувствия. Подобным же образом, звуки вокруг нас воздействуют на наше физическое, психическое и эмоциональное состояние. Представим на минуту, что мы идем где-нибудь за городом, слышим звуки, слагающиеся в симфонию природы, шум ветра в соснах, птичий щебет и журчанье потока. Мы чувствуем приятное расслабление, спокойствие и удовольствие. А теперь давайте переключимся на совсем другой пейзаж - в обстановку большого шумного города. На наши органы чувств обрушиваются резкие, грубые, неприятные звуки транспорта, стройки, машин и громких голосов. Что мы теперь чувствуем? Совсем обратное: наше тело напрягается, нам становится не по себе, мы раздражаемся, а в некоторых случаях доходит до головной боли и тошноты. Наше ощущение хорошего самочувствия исчезло, и все из-за звуков вокруг нас! Сегодня большинство детей растет в такой атмосфере, особенно те, кто живет в черте города. Даже те, кто живет в сельской местности, подвергаются более сильному и длительному, чем следует, звуковому воздействию из-за использования телевизоров, радио, динамиков и т.д.

У многих народов мира существует огромное количество историй, в которых говорится о великой силе музыки. В них рассказывается о музыкантах, которые умели зажигать светильник, вызывать дождь или прекращение ливня, исполняя определенные традиционные музыкальные вариации.

Подобные легенды, беусловно, с трудом поддаются проверке, но они косвенно привели к музыкальным экспериментам над растениями. Первым, кто провел такие эксперименты, был знаменитый индийский ученый сэр ДжагадасЧандраБоуз. Позже его исследования продолжил доктор Т.С.Н.Сингх, возглавлявший кафедру ботаники Аннамалайского университета в Мадрасе. В 1950 году Сингх сначала проводил опыты, используя водное растение гидриллу, которое он изучал под микроскопом. Он смог записать процесс течения протоплазмы в клетках растения. Поскольку течение протоплазмы у растений начинает ускоряться с восходом солнца, Сингх поставил на высоте 6 футов от гидриллы электрический камертон и с помощью микроскопа заметил, что после получаса звучания камертона рано утром, до 6 часов, протоплазма начинала течь со скоростью, какую обычно приобретала к середине дня. Затем Сингх попросил свою ассистентку, хорошо игравшую на скрипке, поиграть на скрипке около гидриллы. И пока она играла, течение протоплазмы снова ускорялось.

История знает множество свидетельств тому, что музыка оказывает воздействие на растения и животных. Давайте теперь посмотрим, как она действует на людей. Представьте себе усталого бизнесмена, возвращающегося домой после напряженного дня в офисе. Он опускается в свое любимое кресло и ставит свою любимую мелодию. И по мере того, как он ее слушает, вся его усталость уходит, и он чувствует себя отдохнувшим и полным сил. Но не всякая музыка вызывает такое приятное расслабление. Как растения по-разному реагируют на различные виды музыки, так и люди. В своей книге «Ваше тело не лжет» доктор Джон Даймонд (член Королевского Австралийского и Новозеландского Колледжа Психиатрии и Королевского Колледжа Психиатрии Великобритании) пишет следующее: «При звуках тяжелого рока все тело приходит в состояние тревоги и беспокойства. Изменения, происходящие в восприятии, говорят сами за себя: у детей они сказываются на успеваемости и поведении в школе, появлении гиперактивности и беспокойства; у взрослых снижается работоспособность, увеличивается количество ошибок, возникает общая усталость, ухудшается способность принимать решения на работе, и появляется неотвязное чувство, что что-то не так, короче говоря - потеря сил без видимой причины. Это подтверждается многочисленными клиническими наблюдениями. В своей практике я обнаружил, что школьные успехи многих детей значительно улучшаются после того, как они перестают слушать рок-музыку, по крайней мере, когда учат уроки». Затем он продолжает, объясняя, что рок-музыка даже истощает физически: «Делая проверку многих параметров, я нашел, что слушанье рок-музыки ухудшает тонус мускулов тела. Для того, чтобы подавить сопротивление развитой дельтовидной мышцы взрослого мужчины, требуется вес около 20 кг. Когда играет рок-музыка, для этого нужно всего 5-7 кг. Каждый основной мускул тела относится к какому-нибудь органу. Это означает, что на всех наших органах отрицательно сказываются большие количества рок-музыки, которую мы слышим каждый день. Если мы добавим часы музыкальных радиопередач по всему миру, то увидим, насколько значительна эта проблема». Джон Даймонд выявил, что, если долго слушать «тяжелую» музыку, мышцы вначале становятся очень напряженными, их сводит, и далее тело становится очень слабым и вялым. Большинство молодых людей слушает современную музыку через средства массовой информации (СМИ), и в основном это «тяжелая» музыка. Мы можем себе представить, какое воздействие эта музыка оказывает на молодой, неокрепший организм. Результат этого воздействия разрушающий.

С другой стороны, более гармоничные виды музыки, такие, как классическая и духовная, дают положительный эффект. ГэлЛингерман, терапевт, лечащий музыкой, проработал многие годы, изучая музыку как средство, помогающее людям с умственными и эмоциональными нарушениями. Он пишет в своей книге «Исцеляющая энергия музыки» о том, как прекрасно музыка способствует обретению равновесия человеком, спокойствию души и внутреннему духовному раскрепощению.

Музыку в школеможно использовать в разных направлениях учебной деятельности:

а) Обучение игре на музыкальном инструменте

б) Слушание музыки

в) Музыка для позитивного настроя на урок (в начале и конце урока)

г) Музыка для творческой деятельности

Пение хором можно рассматривать как один из важных методических приемов преподавания самопознания. Мы уже сказали о влиянии музыки на нас, сейчас же отметим, что из всех музыкальных инструментов один оказывает наиболее сильное воздействие. Этот инструмент - человеческий голос, самый совершенный музыкальный инструмент.

По своему страстному накалу, по силе эмоционального воздействия на слушателей с голосом не может сравниться ни один инструмент. Вот почему поклонников и фанатов у вокалистов всегда несколько больше, чем у самых лучших инструменталистов. На концертах известных выдающихся певцов зрители иногда впадают в экстатическое состояние и в буквальном смысле «сходят с ума». Причём было это всегда, независимо от времени и жанра. На выступлениях Шаляпина и Карузо поклонники точно так же теряли сознание, как и на концертах «Битлз» или Майкла Джексона. Одним словом, голос – это великая сила. Кстати, на уроках самопознания можно дать задание детям перевести с английского слова песен М.Джексона «Healtheworld», «Wearetheworld», и они поймут, какой глубокий нравственно-духовный смысл заложен в этих песнях. Мы должны на уроке использовать только такие песни, которые несут ценностную смысловую нагрузку, т.е. хорошо, если учитель самопознания является сам творческим человеком, знает языки, понимает смысл песен, которые нравятся современным школьникам. Как правило, если учитель понимает, какая ответственность на него налагается как на проводника мудрости на уроке, проявляет творческий подход и вкладывает душу к проведению урока, то сами «живые небеса» (Ш.А.Амонашвили) начинают ему помогать в этом деле, и учитель обнаружит, что он может писать стихи, сочинять песни и много чего другого.

Процесс пения имеет еще целый ряд свойств, оказывающих положительное влияние на физическое, психическое, эмоциональное и духовное развитие учащегося, некоторые из которых мы здесь перечислим.

Пение делает дыхание глубоким и ритмичным, что полезно для здоровья. Оно также улучшает самодисциплину, поскольку нужно сидеть или стоять прямо и не двигаясь, чтобы голос звучал в полную силу и не прерывался. Пение хором учит детей взаимодействию друг с другом и работать как одна команда. Оно помогает развитию сосредоточенности и умножает способность к запоминанию. Намного легче запомнить содержание ценностей или урока, которые положены на музыку. Особенно, если напев мелодичен и запоминается, то песня будет звучать внутри нас долгое время, усиливая тем самым ценности, которые проходили на уроке.

Пение, к тому же, развивает чувство уверенности в себе. С его помощью ребенок преодолевает застенчивость. Многие из детей, едва решающихся открыть рот для ответа на вопрос, забывают свое смущение и поют громко и с удовольствием единой группой. Важным фактором является и то, что пение и музыка помогают развить интуицию. Чтобы правильно петь, нужно согласовывать мелодию, слова и ритм, что создает чувство равновесия и гармонии внутри нас.

Также можно на уроках самопознания сочинять песни вместе с учащимися. Например, дать начало песни (со словами о человеческих ценностях по теме урока) на известную, знакомую всем мелодию. А ученики должны будут в группах сочинить концовку песни и затем исполнить ее вместе с сопровождающими движениями. Такие уроки, как правило, носят живой приподнятый характер, дающий и учителю, и ученикам чувство радости от совместного творчества.

Безусловно, любая цитата, любая песня или творческая работа – всё, что мы используем на уроке, должно относиться к основной общечеловеческой ценности по теме урока. Слушая песню, мы усиливаем восприятие, подчёркиваем, освещаем ту ценность, которую проходим. Когда, например, мы проходим такое качество, как полезность, мы используем песню, подчеркивающую или рассказывающую именно об этой ценности. Эта песня помогает привнести в сердце ребёнка чувство понимания того, что значит быть благодарным.

Для того, чтобы мы могли понять, что такое групповое пение, испытать на себе действие группового пения, надо отметить несколько определяющих критериев.

Значение, смысл слов песни должны ясно пониматься исполнителем. Если учащиеся не улавливают, не понимают этого, необходимо объяснить им внутреннее значение, смысл непонятных слов и значений. Когда мы понимаем значение слов, чувства становятся более глубокими. Можно с учениками разобрать текст песни, поговорить о том, что означают те или иные слова песни. Тогда и петься эти песни уже будут по-другому, так как правильное понимание пробуждает сердце, и мы увидим, что это воодушевленное пение вдохновляет других. Наша песня должна говорить языком сердца, в противном случае песнопение превратиться в простое механическое действие, чисто механический процесс.

Также очень важна и мелодия. Не чувствуя и неправильно исполняя её, исполнитель испытывает только эмоции, но не вдохновение. В этом случае он только отвечает на ритм, вовлечено его тело, но не духовное внутри него. Только вдохновение может очистить наши мысли, ум и сердце, а не эмоции. Поэтому правильная мелодия имеет очень большое значение. Тексты могут быть прозаическими и очень хорошими, но положенные на музыку могут вызвать более глубокое отражение в нашем сердце. Мелодия очень важна, и она касается нашего сердца.

Итак, музыка и пение оказывают большое воздействие на атмосферу в классе и на всю окружающую школьную среду. Звук, который мы воспроизводим, вибрирует в атмосфере. Звуки остаются всегда в качестве волны и информации, они постоянно записываются в пространстве и связаны со всеми пятью существующими элементами природы: эфиром, воздухом, огнем, водой и землей. Но все они сейчас загрязнены. Люди вдыхают воздух, загрязненный звуками насилия, жестокости, порочности, тем, чем живёт сейчас человечество. Они разрушают в человеке то, чего ему необходимо достичь.

Поэтому мы должны петь с детьми именно чистые нравственные песни для того, чтобы очистить ими воздух, которым сами же потом будем дышать, очищая тем самым себя самих. Таким образом, пение очищает наши сердца и окружающую среду.

Нравственно возвышенная музыка и вдохновляющие песни могут создать новую окружающую среду, поднять человечество выше, преобразовать простого человека в духовного.

Домашняя работа может представлять собой какое-нибудь простое задание, которое ученики выполнят в течение недели дома или в школе, имеющее отношение к той ценности, которой в данный момент учат. Учащихся надо поощрять рассказывать в классе о результатах истекшей недели. Желательно давать на дом также в качестве опережающего задания чтение текста из следующего урока. Можно на уроке провести беседу по этому тексту после предварительного пересказаучениками его содержания. Тогда отпадет необходимость читать этот текст на уроке, что высвобождает время для рассказывания учителем собственных интересных притч и историй в целях углубления процесса раскрытия той или иной ценности, связанной с темой урока.

Для заключительной минуты урока учащихся желательно снова сконцентрировать на позитивных мыслях. Очень эффективно, когда они сидят в кругу, думая о том хорошем, чему научились на уроке, выражая свою любовь ко всем людям, рассылая эти мысли вокруг, желая спокойствия всему миру. Можно заканчивать урок такой песней:

Мир, мир, мир…, Мир везде,

Мир, мир, мир…, Мир на всей земле.

Все перечисленные методы и приемы, используемые на уроках самопознания учителем, живущим нравственно-духовными ценностями, способствуют очищению ума, глубокому осмыслению бытия, раскрытию внутреннего потенциала учащихся, и, в конечном итоге, расцвету человеческого совершенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: