Методические указания. Сущность анализа АВС заключается в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели

Сущность анализа АВС заключается в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/ 80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом.

Согласно этому принципу, все изделия, находящиеся на складе предприятия, делятся на три группы:

· изделия А. Наиболее ценные (примерно 75-80% общей стоимости изделий, хранящихся на складе), но составляющие лишь 10-20% общего количества находящейся там продукции;

· изделия В. Средние по стоимости (примерно 10-15% стоимости всех изделий), но в количественном отношении составляющие 30-40% хранимой продукции,

· изделия С. Самые дешевые (примерно 5-10% от общей стоимости хранимых изделий) и самые массовые (40-50% общего объема хранения).

Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Для проведения анализа АВС необходимо:

· сформулировать цель анализа АВС.

· указать объект управления, анализируемый методом АВС. Объектом в данном задании является отдельная позиция ассортимента.

· указать признак, на основе которого будет осуществлена дифференциация объектов управления. Признаком дифференциации ассортимента на группы А, В и С в данном задании является доля годовых продаж по отдельной товарной позиции в общем объеме продаж.

· рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общей реализации.

· выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. Вновь организованный список (с указанием доли в реализации, графа 5) разместить в таблице, как это сделано в примере.

· построить кривую АВС. С этой целью каждой позиции упорядоченного списка присвоить порядковый номер, указав его в графе 6. Общее число позиций в нашем примере – 20. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 5% от общего числа позиций. Две верхние позиции упорядоченного списка составляют 10% от общего числа позиций и т.д. (графа 7). Эти значения при построении будут наноситься на систему координат, на ось Х и будут отражать долю позиции, выстроенные в порядке убывания от общего количества позиций в процентах

· для построения кривой и проведения анализа АВС необходимо определить долю продукта нарастающим итогом, в % (графа 8). Для этого берутся данные графы 5, и начиная с первой позиции упорядоченного списка, каждая последующая позиция суммируется (1 позиция – 52,0 (0 + 52,0), вторая позиция имеет значение – 75,0 (52, 0 + 23,0), далее – 82 (75,0 + 8,0) и т.п.). Эти значения отмечаются в системе координат на оси Y и отражают долю продукта от общей реализации.

Для проведения анализа АВС и построения кривой используем данные таблицы 2, графа 7 и 8.

Таблица 2.4 – Пример анализа АВС

№ позиции Реализация по позициям, тыс. руб. Доля позиции в общей реализации, % Годовой объем реализованной продукции тыс. руб. (по убывающей) Доля продукта в общей реализации, % (по убывающей) № строки упорядоченного списка Кол-во позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом в % к общ. кол-ву позиций ассортимента (ось Х) Доля продукта нарастающим итогом, % (ось Y) Группа

Продолжение таблицы

                 
    0,1   52,0     52,0 А
    2,0   23,0     75,0
    0,3   8,0     83,0
    52,0   4,0     87,0
    0,3   3,0     90,0 В
    0,9   3,0     93,0
    0,1   2,0     95,0
    1,0   1,0     96,0
    8,0   0,9     96,9
    3,0   0,7     97,6
    0,1   0,5     98,1 С
    0,2   0,4     98,5
    23,0   0,3     98,8
    3,0   0,3     99,1
    0,4   0,2     99,3
    0,7   0,2     99,5
    0,5   0,2     99,7
    0,2   0,1     99,8
    4,0   0,1     99,9
    0,2   0,1     100,0
Итого:   100,0   100,0 - - -

По имеющимся значениям таблицы, а именно графы 7,8 строим кривую АВС в системе координат. Для построения используем метод определения границ с помощью касательной к кривой А, В и С.

Доля реализации, %

       
   
 
 


Рисунок 2.8 – Построение кривой АВС

Рассмотрим метод разделения множества объектов уп­равления, упорядоченного по убыванию признака значи­мости объекта, с помощью касательной к кривой ABC анализа. Кривая ABC строится в прямоугольной системе координат. По оси ОХ откладываются объекты управления (например, позиции ассортимента), выстроенные в поряд­ке убывания доли объекта в общем результате (например, доли в реализации), в процентах к общему количеству объек­тов управления. По оси OY откладывается доля вклада объек­та (доля реализации по позиции) в общем результате (в общей реализации), исчисленная нарастающим итогом и выраженная в процентах (рис. 2.8).

Соединим начало и конец графика прямой OD и затем проведем касательную к кривой ABC, параллельную линии ОD. Абсцисса точки касания (точка М) покажет нам границу между группами А и В, а ордината укажет долю вклада группы А в общий результат.

Соединим теперь точку М с концом кривой — точкой D и проведем новую касательную к графику ABC, параллель­ную линии MD. Абсцисса точки касания (точка N) указыва­ет границу между группами В и С, а ордината показывает суммарный вклад групп А и В в общий результат.

Однако данное соотношение, может не отражать специфику конкретного множества. Так в нашем случае на долю 20% «ударного» ассортимента приходится лишь 87% реализации, а 80% реализации дают примерно 13% ассортимента.

Следует отметить, что дифференциация на основе меняющейся кривизны линии АВС может дать иные значения границ между группами А, В, С.

Применение анализа АВС позволяет более точно выделить группу продуктов, требующих к себе пристального внимания (группа А), что приобретает особую актуальность в случае дефицита управленческих ресурсов в логистике. Изучение указанного метода осуществляется в рамках самостоятельной работы на основе информации о реализации, приведенной в таблице 2.4.

На выстроенном графике можно выделить группы А, В, С. Так в точке М заканчивается граница группы А, в точке N граница группы В, в точке D граница группы С.

В результате анализа сделан вывод о том, что на 20% продукции, находящейся на складе, приходится 80 % вложенных в запасы средств. Это говорит о том, что большая часть капитала предприятия омертвляется при хранении на складе незначительного количества товаров, т.е. является напрасной тратой средств. Для того чтобы знать, приносят ли средства, вложенные в запасы, прибыль, не лежат без дела, необходимо вести учет запасов. Причем в зависимости от разделения всех изделий, хранящихся на складе, на три категории (АВС) должен различаться и контроль за этими изделиями:

· изделия А должны находиться под строгим контролем. Необходим регулярный учет изделий. Изделия этой группы - основные;

· изделия В требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Обычно это вспомогательные материалы;

· изделия С нуждаются в самом объективном контроле, таком, как периодическая проверка уровней запаса.

В результате разного учета в зависимости от принадлежности изделия к группам АВС различен и срок возобновления запасов данного изделия на складе, что позволяет определить причины увеличения затрат на складирование.

Задание 2. Изучение методики анализа XYZ. Учитывая данные таблицы 5, проведите анализ XYZ.

Таблица 2.5 – Данные о реализации товара со склада

№ позиции Наименование товара Реализация за квартал
I II III IV
  Кукурузные хлопья «Рузик»        
  Чай «Ахмад»        
  Шоколад «Ретро»        
  Лапша «Доширак»        
  Газированный напиток «Лимонад»        
  Спички        
  Пельмени «Татарские»        
  Вареники с картошкой        
  Колбаса «Молочная»        
  Колбаса «Докторская»        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: