Логистическая технология «Точно в срок»

Система «точно в срок» - метод снабжения, с помощью которого в результате частых («дробных») поставок резко сокращается накопленные запасы.

Одной из наиболее широко распространенных в мире логистических концепций/технологий является концепция Just-in-time (JIT, точно в срок). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Первоначальным лозунгом концепции JIT было исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходная задача выглядела так: если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказывались ненужными.

Терминологический словарь ELA определяет JIT как концепцию и как технологию: «В широком смысле - это подход для достижения успеха, основанный на последовательном устранении потерь (под потерями понимаются любые действия, не добавляющие стоимости к продукту). В узком смысле - это доставка материалов в необходимое время в нужное место».

В концептуальном плане JIT-подход послужил основой для последующего внедрения таких логистических концепций/технологий, как Lean Production («плоское», или «тонкое» производство) и Value added logistics - «логистика добавленной стоимости».

С логистических позиций JIT - довольно простая бинарная логика управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, согласно которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью, задаваемой производственным графиком выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух функциональных сфер логистики: снабжения и поддержки производства. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута и в дистрибьюцию продукции, а в настоящее время - и в макрологистические системы различного уровня и назначения. Основными преимуществами технологий «точно в срок», объясняющими их широкое распространение в логистической практике, являются:

· Низкий уровень запасов;

· Сокращение производственных площадей;

· Повышение качества изделий, снижение брака и переделок;

· Сокращение сроков производства;

· Повышение гибкости при изменении ассортимента изделий;

· Плавный поток производства с редкими сбоями, причинами которых являлись бы проблемы качества;

· Высокая производительность и эффективность использования оборудования.

· Участие рабочих в решении производственных проблем.

· Хорошие отношения с поставщиками.

· Меньше непроизводственных работ, например, складирования и перемещения материалов.

Основные методы закупок:

· оптовые закупки;

· регулярные закупки мелкими партиями;

· закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.

2.2.2 Рекомендуемая литература

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 432 с.

2. Тяпухин А. П. Логистика: учеб. пособие / А. П. Тяпухин. – Оренбург.: ГОУ ВПО «ОГИМ», 2005. – 109 с.

3. Машков А. Детальный опыт управления снабжением / А. Машков. // Логистика и управление. - 2009. -№4. - С. 55-57.

4. Гусев С. Своих поставщиков сырья можно воспитать / Гусев С. // Логистика и управление. - 2009. -№. - С. 57-59.

5. Баранникова Е. Эффективные стратегии закупки сырья / Е. Баранников // Логистика и управление. - 2009. -№2. – С. 69-72.

6. Шиков В. Автоматизация процессов закупки. / В. Шиков // Логистика и управление. - 2008. -№6. - С. 75.

Вопросы для самоконтроля

1 Понятие закупочной логистики.

2 Перечислите задачи предприятия, которые относятся к закупочной логистике.

3 Охарактеризуйте процесс закупки ресурсов.

4 Какими методами предприятие решает задачу «сделать или купить»?

5 Перечислите способы решения предприятием задачи выбора поставщика.

6 Опишите варианты организационных структур предприятий, занимающихся функциями закупочной логистики.

7 Перечислите принципы отношений с поставщиками в закупочной логистике.

8 Охарактеризуйте оптимальную стратегию оплаты закупленных ресурсов предприятием.

9 В чем особенность форвардных сделок по закупке предприятием материально-технических ресурсов?

10 Укажите виды затрат предприятия, входящих в бюджет закупок ресурсов.

11 Какие показатели используются для анализа поступающих от поставщиков потоков товаров?

12 Для чего необходим контроль за выполнением поставщиками договоров?

13 В чем преимущества установления долговременных связей с поставщиками?

14 Сформулируйте последовательность задач, решаемых закупочной логистикой.

15 Как реализуется в закупочной логистике ориентация на покупательский спрос?

16 Как формулируется проблема «сделать или купить» в закупочной логистике?

17 Определение экономического размера заказа.

18 Расчет оптимального размера производимой партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: