Система «точно в срок» - метод снабжения, с помощью которого в результате частых («дробных») поставок резко сокращается накопленные запасы.
Одной из наиболее широко распространенных в мире логистических концепций/технологий является концепция Just-in-time (JIT, точно в срок). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Первоначальным лозунгом концепции JIT было исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходная задача выглядела так: если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказывались ненужными.
|
|
Терминологический словарь ELA определяет JIT как концепцию и как технологию: «В широком смысле - это подход для достижения успеха, основанный на последовательном устранении потерь (под потерями понимаются любые действия, не добавляющие стоимости к продукту). В узком смысле - это доставка материалов в необходимое время в нужное место».
В концептуальном плане JIT-подход послужил основой для последующего внедрения таких логистических концепций/технологий, как Lean Production («плоское», или «тонкое» производство) и Value added logistics - «логистика добавленной стоимости».
С логистических позиций JIT - довольно простая бинарная логика управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, согласно которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью, задаваемой производственным графиком выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух функциональных сфер логистики: снабжения и поддержки производства. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута и в дистрибьюцию продукции, а в настоящее время - и в макрологистические системы различного уровня и назначения. Основными преимуществами технологий «точно в срок», объясняющими их широкое распространение в логистической практике, являются:
· Низкий уровень запасов;
· Сокращение производственных площадей;
· Повышение качества изделий, снижение брака и переделок;
· Сокращение сроков производства;
· Повышение гибкости при изменении ассортимента изделий;
|
|
· Плавный поток производства с редкими сбоями, причинами которых являлись бы проблемы качества;
· Высокая производительность и эффективность использования оборудования.
· Участие рабочих в решении производственных проблем.
· Хорошие отношения с поставщиками.
· Меньше непроизводственных работ, например, складирования и перемещения материалов.
Основные методы закупок:
· оптовые закупки;
· регулярные закупки мелкими партиями;
· закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.
2.2.2 Рекомендуемая литература
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 432 с.
2. Тяпухин А. П. Логистика: учеб. пособие / А. П. Тяпухин. – Оренбург.: ГОУ ВПО «ОГИМ», 2005. – 109 с.
3. Машков А. Детальный опыт управления снабжением / А. Машков. // Логистика и управление. - 2009. -№4. - С. 55-57.
4. Гусев С. Своих поставщиков сырья можно воспитать / Гусев С. // Логистика и управление. - 2009. -№. - С. 57-59.
5. Баранникова Е. Эффективные стратегии закупки сырья / Е. Баранников // Логистика и управление. - 2009. -№2. – С. 69-72.
6. Шиков В. Автоматизация процессов закупки. / В. Шиков // Логистика и управление. - 2008. -№6. - С. 75.
Вопросы для самоконтроля
1 Понятие закупочной логистики.
2 Перечислите задачи предприятия, которые относятся к закупочной логистике.
3 Охарактеризуйте процесс закупки ресурсов.
4 Какими методами предприятие решает задачу «сделать или купить»?
5 Перечислите способы решения предприятием задачи выбора поставщика.
6 Опишите варианты организационных структур предприятий, занимающихся функциями закупочной логистики.
7 Перечислите принципы отношений с поставщиками в закупочной логистике.
8 Охарактеризуйте оптимальную стратегию оплаты закупленных ресурсов предприятием.
9 В чем особенность форвардных сделок по закупке предприятием материально-технических ресурсов?
10 Укажите виды затрат предприятия, входящих в бюджет закупок ресурсов.
11 Какие показатели используются для анализа поступающих от поставщиков потоков товаров?
12 Для чего необходим контроль за выполнением поставщиками договоров?
13 В чем преимущества установления долговременных связей с поставщиками?
14 Сформулируйте последовательность задач, решаемых закупочной логистикой.
15 Как реализуется в закупочной логистике ориентация на покупательский спрос?
16 Как формулируется проблема «сделать или купить» в закупочной логистике?
17 Определение экономического размера заказа.
18 Расчет оптимального размера производимой партии.