Материальные услуги

Бытовые услуги, предоставляемые населению России, подразделяются на следующие группы:

- ремонт и изготовление обуви;

- ремонт и изготовление швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт и изготовление (вязание) трикотажных изделий;

- ремонт и строительство жилищ (квартир) по заказам населения;

- ремонт бытовых машин и приборов, часов, ремонт и изготовление металлохозяйственных и ювелирных товаров, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, проигрывателей, радиол, музыкальных товаров;

- ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам (легковых автомобилей, мопедов, мотороллеров и др.).;

- изготовление и ремонт мебели;

- химическая чистка и крашение, услуги прачечных;

- услуги переработки сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного сырья, другие сельскохозяйственные услуги;

- услуги фотоателье и фотолабораторий по изготовлению фотоснимков, а также услуги по звукозаписи, обработке пленок, изготовлению кинофильмов;

- услуги парикмахерских.

В настоящее время деятельность по предоставлению бытовых услуг регламентируется Правилами бытового обслуживания населения в РФ.

Услуги по ремонту, техническому обслуживанию, изготовлению изделий по индивидуальному заказу потребителей включают:

- ремонт и изготовление одежды и обуви;

- ремонт и изготовление металлохозяйственных и ювелирных изделий;

- ремонт и реставрацию мебели;

- ремонт и техническое обслуживание техники, зданий и сооружений.

Услуги по ремонту выполняются с использованием современных технических средств:

- специализированного производственно-технологического оборудования и инструментов;

- средств диагностики неисправностей и дефектов изделий;

- технических средств контроля качества.

Производственно-технологический процесс обеспечивается:

- квалифицированным персоналом;

- сырьевыми материалами и полуфабрикатами;

- горюче-смазочными материалами;

- расходными материалами для ремонта, запасными частями, деталями и узлами приборов и агрегатов.

Для обслуживания потребителей и проведения ремонтных работ предприятия имеют:

- административные помещения,

- помещения для приема посетителей (салон);

- помещения для ремонтных работ (цеха по ремонту);

- склады для хранения горюче-смазочных материалов, запасных частей, отремонтированных и поступающих в ремонт изделий;

- гараж и др.

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению работоспособности товара, его свойств.

Техническое обслуживание – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности товара при использовании его по назначению.

Изготовление изделия по индивидуальному заказу – это комплекс операций по созданию изделия на основе индивидуальной потребности заказчика.

Ремонты изделий классифицируются по видам, характеру и срокам оказания.

Предторговый ремонт – это комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности приборов у продавца.

Ремонт в период гарантийного срока, установленного изготовителем или предприятием, выполняющим его функции, – это ремонт прибора в срок, установленный изготовителем, в течение которого ремонтное предприятие выполняет гарантийные обязательства.

Восстановительный ремонт – это ремонт прибора, потерявшего работоспособность не по вине потребителя в период гарантийного срока, установленного изготовителем, и возвращенного продавцу.

Ремонт в период срока службы – это ремонт прибора в течение срока службы, установленного в нормативной документации на изделие, или, если он не установлен, в течение 10 лет с начала эксплуатации прибора.

Ремонт после истечения установленного срока службы – ремонт прибора после истечения срока службы, установленного в нормативной документации, или, если срок службы не установлен, то по истечении 10 лет с момента продажи изделия.

Пошив, вязание, подгонка и ремонт одежды (швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, текстильной галантереи), ремонт обуви обеспечивают возможность восстановления и продления срока службы одежно-обувных изделий или создания новых изделий на основе индивидуальных запросов потребителей.

Основными формами обслуживания потребителей являются стационарное и выездное обслуживание.

Стационарное обслуживание основано на приеме заказов потребителей и исполнение услуги в Доме моделей, Доме моды, ателье, мастерской.

Выездное обслуживание предусматривает прием и выдачу заказов в местах, указанных потребителем, а проведение ремонта и пошив изделий – в стационарных условиях.

Сервисные предприятия по ремонту и изготовлению одежно-обувных изделий имеют помещения для приема посетителей и производственные помещения:

- цех по раскрою материалов;

- цех по пошиву или ремонту;

- склады для хранения сырья и материалов, отремонтированных и сшитых изделий.

Помещение для приема посетителей – салон приема заказов и примерки готовых изделий – оснащается витринами с образцами и примерочными кабинами.

Для ремонта и пошива изделий используется специализированное производственно-технологическое оборудование и инструменты: швейные машины, вязальные машины, столы для раскроя тканей, ножницы, измерительные инструменты, антропометры, лекала, персональные компьютеры с программами проектирования одежды, гладильные машины.

Основными материалами, используемыми для ремонта и пошива изделий, являются ткани на основе натуральных, синтетических и искусственных волокон и натуральные и искусственные кожи, овчинно-шубные полуфабрикаты, нити и др.

При использовании для ремонта и пошива материалов, включенных в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, они должны иметь сертификаты соответствия.

Для изготовления одежды и обуви по согласованию с заказчиком используются материалы заказчика или исполнителя услуги.

При оформлении договора о выполнении работ по ремонту и пошиву изделий из натурального меха из материала потребителя, а также из материала исполнителя, меховые полуфабрикаты и шкурки помечают в присутствии представителя предприятия и заказчика.

Сервисная деятельность включает:

- обслуживание потребителей (прием заказа на изготовление или изделия в ремонт, примерка полуфабрикатов и готовых изделий, выдача заказа, расчеты с потребителем)

- исполнение услуги (технологический процесс ремонта (пошива, вязания) одежды и обуви).

Услуги по ремонту изделий включают обслуживание потребителей и исследование изделия.

При приеме одежды и обуви в ремонт приемщик осматривает дефектные изделия, анализирует причины дефектов и составляет договор (квитанцию), в котором фиксирует наименование изделия и дефекты. Затем изделие поступает в цех по ремонту. После устранения дефектов отремонтированное изделие выдается потребителю.

Обслуживание потребителей, в частности, прием заказов на пошив одежды или обуви, выполняет приемщик. Он изучает потребность заказчика, условия и характер эксплуатации будущего изделия, определяет необходимые антропометрические характеристики человека (проводит снятие основных размеров фигуры потребителя, раскрой и примерку сметанного изделия на потребителе).

В Домах моделей, Домах моды, ателье высшего разряда (типа «Люкс») с потребителями работает наиболее квалифицированный персонал – дипломированные художники-модельеры, консультирующие потребителей по вопросам выбора модели и материала изделия.

В ателье и мастерских потребитель на основе предоставляемых ему для ознакомления журналов мод, слайдов, образцов изделий и материалов выбирает модели и материалы для пошива одежды и обуви.

Обслуживание потребителей в контактной зоне включает предоставление им эскизов, демонстрацию моделей из альбомов и журналов, показ образцов одежды и обуви. По желанию потребителей в типовые модели вносятся изменения. Например, при изготовлении обуви допускается замена фасона каблуков, фурнитуры, цветовых сочетаний и материалов, при пошиве и вязании трикотажных изделий тоже возможны отступления от типовых моделей. Изменения, внесенные в изделия, регистрируются в договоре (квитанции, ином документе).

После выбора модели и материалов изготовления закройщик измеряет антропометрические характеристики потребителя (снимает мерки), составляется проект (выкройку) изделия.

Снятие мерок и примерка изделий проводятся в примерочной кабине. Кабина оснащается зеркалом, вешалкой и ковровым покрытием или ковриком для ног. Ковровое покрытие (коврик) ежедневно очищается от пыли и грязи и один раз в неделю подвергается санитарной обработке.

При проектировании индивидуальных изделий по заказам потребителей используются персональные компьютеры с прикладными программами проектирования одежды и обуви. Их применение позволяет формировать построение деталей кроя и готовую выкройку изделия. Программы проектирования одежды содержат информацию о лекалах и данные, порученные при снятии мерок, с потребителя. При сопоставлении данных о лекалах и мерок, снятых с потребителя, программа определяет закономерность изменения линий кроя и готовит индивидуальную выкройку. Для измерения фигуры заказчика используются мягкие метры или автоматические антропометры.

В цехе по пошиву полуфабрикаты раскраиваются по лекалам и шьются готовые изделия.

Если при пошиве или ремонте изделий с использованием материала потребителя обнаруживаются дефекты, непригодность или недоброкачественность материалов потребителя, его немедленно информируют и до получения указаний приостанавливают выполнение заказа.

После изготовления готовые изделия подвергаются контролю качества и проходят примерку. Если изделие соответствует требованиям качества, условиям договора и требованиям потребителя, услуга оплачивается и изделие передается потребителю. Выдачу сшитого изделия потребителю может осуществлять закройщик, выдачу изделия после проведения ремонтно-восстановительных работ – приемщик заказов.

Готовое изделие по внешнему виду, посадке по фигуре, размеру, конструктивному решению и художественному оформлению должно соответствовать индивидуальным особенностям потребителя и его пожеланиям, указанным в договоре.

Одежные изделия по конструкции, технологии ремонта и изготовления должны обеспечивать воздухообмен, гигроскопичность, устойчивость к поту, не содержать красителей, вызывающих раздражение кожи.

Готовые изделия, подлежащие выдаче потребителю, должны иметь этикетку и маркировочную ленту. Этикетка должна содержать фирменное наименование исполнителя и его юридический адрес. Маркировочная лента должна содержать информацию о составе ткани и способах ухода за изделиями в виде условных обозначений (символов): химической чистки, глажения (для верхней одежды), стирки, глажения (для бельевых изделий).

Изготовленные и отремонтированные изделия упаковываются в бумажные, целлофановые, полиэтиленовые пакеты (конверты), заворачиваются в оберточную бумагу или в фирменную упаковку.

При приемочном контроле проверяется соответствие сшитых и отремонтированных изделий требованиям нормативных документов с учетом требований потребителя, указанных в договоре. Если при приемочном контроле установлено несоответствие отдельных показателей требованиям нормативных документов, изделие возвращается для устранения несоответствия, а в случае невозможности устранения дефекта производится расчет с потребителем в соответствии с Правилами бытового обслуживания населения в РФ.

Хранение готовых изделий осуществляется в специально оборудованных помещениях на стеллажах или в картонных коробках при нормальных климатических условиях: температура окружающей среды (20±5)°С, относительная влажность (65±5)%, атмосферное давление (750±30) мм рт. ст.

Одежда и обувь при хранении защищаются от действия солнечных лучей, повреждения молью и от возникновения плесени.

Транспортирование готовых изделий и полуфабрикатов между производственными участками или в приемные пункты проводится в условиях, обеспечивающих сохранность их внешнего вида, в видах транспорта, оборудованных кронштейнами или стеллажами.

Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам (легковых автомобилей, мопедов, мотороллеров и др.) выполняются в сервисных центрах, на станциях технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Сервисные центры и станции оснащаются оборудованием для ремонта и диагностики работы транспортных средств.

Активный спрос на услуги формируется за счет неуклонного роста парка транспортных средств. Причем расширение парка основано на приобретении населением не только новых, но и бывших в употреблении легковых автомобилей отечественного и зарубежного производства.

Сервисная деятельность по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств осуществляется на основе наряда-заказа, квитанции и договора.

В качестве дополнительных услуг, обеспечивающих удобство потребителям во время ремонта и технического обслуживания транспортных средств, некоторые сервисные организации предлагают услуги общественного питания и комнаты отдыха.

Услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств оказываются в соответствии с нормами действующего законодательства и регулируются Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 «Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств».

Услуги подлежат обязательной сертификации в соответствии с постановлениями Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. № 64 «Номенклатура продукции, подлежащих обязательной сертификации».

Оплата запасных частей и комплектующих деталей осуществляется в соответствии с условиями договора по согласованию сторон: полностью или частично (в рассрочку или кредит). Допускается составление сметы расходов на оказание услуг.

Объектом ремонта и технического обслуживания является автотранспортное средство потребителя. Сервисная деятельность включает:

- обслуживание потребителя (прием и оформление транспортного средства, выдача отремонтированного транспортного средства потребителю, расчет с потребителями),

- технологический процесс исполнения услуги (выполнение работ по ремонту, техническому обслуживанию или изготовлению изделия).

Непосредственными исполнителями услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств являются мастера по ремонту (автомеханики, автослесари, электрики), маляры.

Сервисные предприятия имеют салон для приема посетителей, помещения для административных подразделений и производственные помещения, занимающие основную площадь автосервиса.

В состав производственных помещений входят:

- цех кузовных работ;

- цех покрасочных работ;

- цех антикоррозийной обработки кузова;

- цех по ремонту энергоснабжения;

- цех по ремонту двигателей;

- цех по ремонту ходовой части автомобилей;

- цех вулканизации и шиномонтаж колес;

- лаборатории по диагностике неисправностей;

- мойка автомобилей;

- топливно-раздаточные заправочные колонки;

- топливопровод и резервуар для топлива (если предусмотрены).

Зона обслуживания включает:

- салон приема посетителей;

- комнату ожидания и кафе;

- магазин для реализации запасных частей и сопутствующих товаров.

Ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, часов, радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, музыкальных центров, ремонт и изготовление металлохозяйственных изделий, ювелирных изделий обеспечивают потребителям возможность восстановления потребительских свойств изделий, бывших в употреблении, или приобретение новых изделий, созданных по их индивидуальному заказу.

Услуги оказываются в сервисных технических центрах и мастерских по ремонту. Сервисные центры и мастерские по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, часов, радиоэлектронной аппаратуры имеют помещения для приема посетителей, цеха по ремонту и техническому обслуживанию, склад для хранения ремонтируемых изделий, запасных частей и деталей, административное помещение.

Обслуживание потребителей выполняет приемщик, который оформляет заявку и принимает изделие в ремонт, или операторы службы приема заявок по телефону, через сеть Интернет и почтой.

Услуги по ремонту выполняются мастером по ремонту с выездом на дом к потребителю или в стационаре. Доставку изделий в ремонт потребители могут выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами по доставке сервисного центра.

При приеме изделий в ремонт фиксируются неисправности прибора, составляется договор на ремонт или обслуживание, уточняется срок исполнения заказа.

Если обслуживание производится на дому у потребителя, то оформление договора и ремонт выполняет мастер по ремонту. Он проводит диагностику прибора, выявляет основные неисправности и причины их возникновения. По результатам диагностики назначается вид ремонта.

Если ремонт включает замену неисправных деталей и узлов, восстановление изношенных деталей и узлов, компоненты, используемые для замены, должны быть предусмотрены нормативной документацией на прибор. Комплектующие, вошедшие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, должны быть сертифицированы.

Технологическое оборудование должно быть аттестовано, измерительные приборы и инструменты поверены или калиброваны.

Крупные сервисные предприятия имеют несколько цехов (например, цех по ремонту бытовых машин и приборов, цех по ремонту трансформаторов). Цеха имеют производственные отделения: разборочно-дефектовочное, ремонтно-механическое, обмоточное, сушильно-пропиточное, комплектовочное, испытательную станцию, а также отдельные участки, на которых выполняются конкретные виды работ по ремонту трансформаторов, бытовых машин и приборов, приборов и коммутационных аппаратов.

В разборочно-дефектовочном отделении ремонтируемые товары очищают от загрязнений, сливают масло из трансформаторов и маслонаполненных аппаратов, выполняют предремонтные испытания, разбирают электрооборудование, проводят дефектовку (определяют состояние и степень износа отдельных частей, а также объем предстоящего ремонта, оформляют дефектационную ведомость и маршрутную карту ремонта, навешивают маркировочные бирки на детали, подлежащие ремонту, принимают меры по сохранению исправных частей электроприборов), передают неисправные детали на ремонтные участки, а исправные – в комплектовочное или сборочное отделение.

Разборочно-дефектовочное отделение оснащается подъемно-транспортными средствами, испытательным оборудованием или стендами для проведения предремонтных испытаний, моечными ваннами, съемниками, приспособлениями и инструментами для разборки ремонтируемых бытовых машин и приборов.

В ремонтно-механическом отделении ремонтируют и, при необходимости, изготавливают новые детали бытовых машин и приборов (валы, коллекторы, щеточные механизмы, подшипники скольжения), производят перешихтовку сердечников роторов и статоров электрических машин и приборов, расшихтовывают магнитопроводы трансформаторов. Это отделение оснащено подъемно-транспортными средствами, металлообрабатывающими станками, прессами, сварочными аппаратами, инструментами и специальными приспособлениями.

При необходимости выполнения работ по хромированию и никелированию деталей в отдельном помещении устанавливаются гальванические ванны.

Кроме перечисленного оборудования, в ремонтно-механическом отделении имеются слесарные верстаки, стеллажи и шкафы для хранения деталей и инструментов.

В обмоточном отделении ремонтируют поврежденные (восстанавливают изоляцию) и изготавливают новые обмотки электрических машин и приборов, трансформаторов и катушек электрических аппаратов.

Отделение оснащается станками для намотки и изолировки обмоток и катушек, станком для изготовления клиньев, гильотинными ножницами для резки изоляционных материалов, станками для бандажирования роторов и якорей электрических машин, сварочным и паяльным инструментом для соединения проводов обмоток, испытательной установкой для пооперационного контроля изоляции изготавливаемых обмоток, а также аппаратами контроля правильности соединения схем обмоток.

При необходимости устанавливают (в отдельном помещении с наличием вентиляционных устройств и средств пожаротушения) печь для отжига проводов, ванну для их травления и станок для волочения и калибровки проводов старой обмотки.

Сушильно-пропиточное отделение служит для пропитки и сушки изготовленных обмоток. В состав его оборудования входят пропиточные ванны, печи для сушки и запечки пропитанных обмоток, подъемно-транспортные средства для транспортировки массивных обмоток и емкости для хранения пропиточных лаков и растворителей в количествах, обеспечивающих не более, чем суточную потребность в них. Учитывая вредность паров и летучих частиц лаков и растворителей, их большую пожаро– и взрывоопасностъ, помещения этого отделения обеспечивают вытяжными вентиляционными устройствами и средствами пожаротушения.

Комплектовочное отделение является местом, куда доставляют все отремонтированные, а также исправные и некоторые новые сборочные единицы и детали ремонтируемого оборудования. Полностью укомплектованное электрооборудование передается затем в сборочное отделение. В сборочном отделении производят общую сборку ремонтируемого оборудования. Оно оснащается сборочными инструментами и приспособлениями, верстаками и стеллажами, приспособлениями для статической и динамической балансировки роторов и якорей электрических машин, испытательным стендом для выполнения всего комплекса послеремонтных испытаний.

Испытательная станция располагается в отдельном помещении и содержит высоковольтные испытательные электроустановки, стенды, различные приборы и средства защиты.

Электроремонтный цех имеет склады для хранения ремонтного фонда (отдельные узлы и сборочные единицы электрооборудования: обмотки высокого и низкого напряжения трансформаторов, комплекты контактной системы к выключателям и т. п.) и отремонтированного оборудования, инструментальные и материальные кладовые, подсобные и бытовые помещения, а также другие помещения, число и назначение которых определяются в каждом конкретном случае принятой технологией и условиями ремонта.

Организация рабочего места мастера по ремонту бытовых машин и приборов имеет свои особенности.

Для выполнения услуг по ремонту бытовых машин и приборов сервисное предприятие использует основное и дополнительное оборудование (станки, механизмы, установки), технологическую оснастку, приспособления, инструменты и необходимый инвентарь (установочные столы, верстаки, стеллажи, шкафы).

При организации рабочих мест специалисты по сервису должны соблюдать требования ГОСТ по созданию здоровых и безопасных условий труда электрослесарей (освещенность, средства индивидуальной защиты, первичные средства пожаротушения и др.).

Слесарные операции при ремонте бытовых машин и приборов выполняются с помощью слесарных, металлорежущих и измерительных инструментов. В набор основных слесарных инструментов входят молотки, зубила, напильники, отвертки, гаечные ключи, ручные ножовки. Из металлорежущих инструментов в первую очередь используют сверла, зенкеры, развертки, метчики, плашки. Из измерительных инструментов при разметке, обработке и изготовлении заготовок и деталей применяют штангенциркули, микрометры, калибры, щупы, кронциркули, нутромеры. Необходимо использовать диагностические приборы и устройства, стенды для определения дефектов и неисправностей и т. д.

Ремонт имеет разные степени сложности. Степень сложности определяется необходимостью разборки и замены основных сборочных единиц и деталей, в том числе, корпуса, электродвигателя и т. п. Например, ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры подразделяется на:

- блочный метод ремонта, связанный с разборкой и заменой основных элементов аппаратуры: кинескопа, строчника развертки и других элементов;

- ремонт, проводимый без разборки и замены основных сборочных единиц.

Ремонт и техническое обслуживание бытовых приборов обеспечивается технологиями ремонта, которые регламентируются нормативными документами (технологическими картами, техническими условиями, стандартами, правилами и нормами).

Заказчик может отказаться от ремонта в полном объеме. В этом случае сервисная организация гарантирует заказчику соответствие параметров прибора требованиям стандарта только в объеме выполненного ремонта. Приемщик делает отметку об этом в сопроводительном документе на ремонт.

Сервисные предприятия не принимают в ремонт приборы и аппаратуру (в том числе и после истечения срока службы), если заказчик отказывается от устранения неисправностей, наличие которых ведет к нарушению требований безопасности. В случае выявления в процессе ремонта неисправностей, связанных с его безопасностью, сервисное предприятие должно поставить в известность об этом заказчика и переоформить заказ с учетом дополнительного объема работ. При отказе заказчика от дополнительных работ делается отметка в приемочном документе о том, что прибор или аппарат к эксплуатации непригоден, подтвержденная подписями заказчика и исполнителя.

После ремонта служба технического контроля сервисной организации или лица, на которых возложены функции контроля, проводят контроль качества отремонтированных приборов.

Отремонтированные приборы должны функционировать во всех режимах, предусмотренных нормативной документацией на новый бытовой прибор конкретного вида, отклонение эксплуатационных показателей отремонтированных бытовых приборов в течение срока службы должно составлять не более, чем 20% по сравнению с новыми приборами.

После окончания срока службы показатели могут быть установлены по согласованию с заказчиком при приеме бытовых приборов в ремонт.

Отремонтированные приборы должны соответствовать требованиям безопасности. Снижение показателей безопасности отремонтированных бытовых приборов (в пределах, установленных изготовителем) в течение срока службы и после его истечения не допускается.

Бытовая радиоэлектронная аппаратура, прошедшая ремонт, должна быть опломбирована.

При передаче аппаратуры в эксплуатацию на сопроводительном документе, выданном заказчику, ставится отметка, подтверждающая техническую приемку и безопасность аппаратуры.

При выдаче отремонтированной радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов работник сервисного предприятия осматривает аппаратуру и демонстрирует ее работу. Включение, отключение или переключение бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов должно осуществляться легко, плавно, без задержек и повторных включений. Радиоэлектронная аппаратура, имеющая питание от электрической сети, должна быть проверена на необходимую величину сопротивления электрической изоляции.

После ремонта заказчику выдается сопроводительный документ, характеризующий оказанный ремонт и отремонтированный аппарат.

Сервисные предприятия, выполняющие услуги по ремонту и техническому обслуживанию, предоставляют гарантии соответствия отремонтированного прибора требованиям стандарта. При приеме из ремонта бытовых приборов и машин заказчик имеет право на проверку соответствия выполненных работ перечню дефектов, указанных в заказе. На сопроводительном документе, выданном заказчику при передаче прибора в эксплуатацию, ставится отметка, подтверждающая техническую приемку и безопасность прибора.

На отремонтированные бытовые машины и приборы устанавливаются сроки гарантии:

- 6 месяцев – при выполнении ремонтных работ, относящихся к первой группе сложности;

- 12 месяцев – при выполнении ремонтных работ, относящихся ко второй группе сложности.

На приборы, снятые с производства более 10 лет назад, выпуск запасных частей для которых прекращен, гарантийный срок устанавливается не менее 3 месяцев.

На отремонтированную радиоэлектронную аппаратуру устанавливаются сроки гарантии:

– при проведении ремонта в стационаре: для телевизоров цветного изображения, видеоплееров и аппаратуры высшей группы сложности – не менее 3 месяцев, для остальной аппаратуры – не менее 4 месяцев;

– при проведении ремонта на месте эксплуатации: для телевизоров цветного изображения, видеоплееров и аппаратуры высшей группы сложности – не менее 1 месяца, для остальной аппаратуры – не менее 2 месяцев.

На устанавливаемые при ремонте бытовых приборов и машин новые комплектующие изделия гарантийный срок должен соответствовать гарантийному сроку, установленному предприятием-изготовителем (продавцом).

Гарантийный срок исчисляется со дня принятия работы (оказания услуги) – выдачи отремонтированных бытовых приборов или радиоэлектронной аппаратуры заказчику и его считают действительным при соблюдении заказчиком правил эксплуатации.

В период гарантийного срока, установленного сервисной организацией, повторный ремонт бытовых приборов и радиоэлектронной аппаратуры проводится за счет сервисного предприятия, за исключением оплаты заказчиком стоимости сборочных единиц и деталей, не заменявшихся при предыдущем ремонте.

При выполнении повторных ремонтов в течение гарантийного срока, установленного сервисным предприятием, последний гарантийный срок продлевается на период от даты обращения в сервисное предприятие до даты принятия работы (оказания услуги) – выдачи бытовых приборов или радиоэлектронной аппаратуры.

Заказчику по его желанию предоставляются услуги по транспортированию отремонтированных бытовых машин и приборов. Транспортировка бытовых машин и приборов выполняется в вертикальном положении в закрытом транспорте, обеспечивающем сохранность приборов от механических повреждений и атмосферных осадков.

Хранение отремонтированных и принятых в ремонт бытовых приборов осуществляется раздельно на складе в сухих помещениях при температуре не ниже 5°С, без присутствия в атмосфере паров кислот, щелочей и других вредных веществ. Наиболее удобно размещение приборов на стеллажах. Условия складирования должны исключать механические повреждения.

Ремонт ювелирных изделий обеспечивает восстановление конструкции и потребительских свойств ювелирных изделий.

Услуги по ремонту и изготовлению ювелирных изделий оказываются потребителям при магазинах, реализующих ювелирные изделия, или в ювелирных мастерских. Непосредственным исполнителем услуг по ремонту и изготовлению является мастер-ювелир.

При проведении ремонта или изготовлении ювелирных изделий используются измерительные, режущие инструменты, инструменты для гибки и правки (щипцы, тиски), инструменты для пайки, полирования и шлифования, закатки и обжимки металла.

Прием изделий в ремонт выполняет приемщик, имеющий профильное образование мастера-ювелира. При приеме он изучает изделие, определяет материалы изготовления, дефекты и составляет договор (квитанция, иной документ) на выполнение работ, в котором описываются работы (с приложением эскиза за подписью потребителя) и драгоценные камни с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов.

В случае приема в ремонт или изготовления ювелирных изделий из драгоценных металлов, принадлежащих потребителю, исполнитель производит определение пробы драгоценных металлов на пробирных камнях с помощью реактивов, изготавливаемых государственными инспекциями пробирного надзора.

Ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов, должны соответствовать пробам, установленным в соответствии с законодательством РФ, и быть заклеймены в установленном порядке государственным пробирным клеймом государственными инспекциями пробирного надзора.

При изготовлении ювелирных изделий из драгоценных металлов исполнитель обязан иметь именник, оттиск которого ставится на изготовленных изделиях.

Изготовление и ремонт мебели обеспечивают потребителям возможность восстановления старой, бывшей в употреблении мебели или приобретение мебельных изделий, выполненных по индивидуальному заказу. Кроме того, мебельные мастерские предлагают услуги по изготовлению и ремонту багетных рам и деревянных карнизов, щитов и решеток для маскировки отопительных приборов и др.

Мебель в процессе употребления подвергается механическим и физико-химическим воздействиям, снижающим прочность конструкции, вызывающим разрушение элементов мебели (ножек, проножек, подлокотников) и др. Со временем на лицевых поверхностях появляются вмятины, заколы, задиры, отщепы, разрушается облицовка, декоративные элементы, отделочные покрытия. Кроме того, эстетические свойства мебели подвергаются моральному старению.

Услуги по ремонту и изготовлению мебели предоставляются организациями, изготавливающими мебель, столярными мастерскими, мастерскими по ремонту мебели.

Пункты по приему заказов на изготовление и ремонт мебели размещаются при мастерских и магазинах розничной продажи мебели. Заказы на изготовление и ремонт мебели принимаются с частичной или полной предварительной оплатой стоимости заказа.

Изготовление мебели по индивидуальному заказу потребителя осуществляется на основе эскизов и чертежей, подготовленных заказчиком или изготовителем по согласованию с заказчиком.

Услуги по ремонту и реставрации мебели производятся на основе анализа материалов и конструкции восстанавливаемой мебели, по фотографиям, образцам-аналогам.

Реставрация мебели обеспечивает сохранение исторической и художественной ценности антикварной мебели, а ремонт мебели – восстановление утилитарных свойств.

Услуги по ремонту мебели, в зависимости от сложности, выполняются как на дому у потребителя, так и в стационарных условиях в цехах сервисной организации.

На дому у потребителя выполняются простые виды ремонта: укрепление шиповых соединений без разборки мебели, укрепление или замена крепежной и лицевой фурнитуры (стяжек, полкодержателей, замков, футорок и др.), установка ходовых полозков, зеркал, стекол, паек и т. п., устранение мелких дефектов деталей из массива и облицовки – заколов, трещин, вмятин, царапин и т. п., освежение и восстановление глянца лакированной и полированной поверхности мебели, ремонт и перетяжка мягкой мебели.

В стационарных условиях выполняется ремонт, требующий использования станочного оборудования. Ремонт мебели в стационарных условиях позволяет выполнять более сложные операции: изготовление отдельных деталей и узлов ремонтируемой мебели, замену поломанных ножек, раскладок, пилястр, облицовки и т. д., отделку, ремонт мягкой мебели с укреплением каркаса, заменой пружин, настилочных и облицовочных материалов (восстановительные работы и обновление устаревших форм, изменение конструкции изделий).

Услуги по ремонту мебели включают восстановление потребительских свойств, изменение конструкции, формы, габаритов, декоративных элементов и отделки мебели, придание старой мебели новых эстетических свойств и современного дизайна.

Услугами по обновлению пользуются потребители, имеющие мебель 20-70-х гг. XX в., обладающую низким уровнем эстетических свойств, имеющую нерациональную, неудобную для потребителей конструкцию и большие габариты. Конструктивному обновлению подвергаются шкафы для платья и белья, книжные шкафы, серванты, буфеты, кровати, диваны, кресла.

Услуги по реставрации мебели обеспечивают потребителям возможность восстановления антикварной мебели, имеющей историческую и художественную ценность.

Перед началом работ реставраторы исследуют объект реставрации, проводят атрибуцию (определение подлинности и автора художественного произведения, а если это невозможно, то школы, страны, времени создания и т. д.), оценивают степень сохранности и степень искажения предшествующими реставрациями, устанавливают первоначальный вид изделия. На основе осмотра исполнитель услуги (реставратор) определяет методы и объем реставрационных работ, разрабатывает методику реставрации.

Основные способы реставрации – консервация и реконструкция.

Консервация – это совокупность мероприятий, направленных на приостановление процесса разрушения, укрепление и поддержание изделия в дошедшем до нашего времени виде. Консервация мебели включает в себя очистку предмета от загрязнений, дезинфекцию, общее и местное укрепление предмета (шиповых соединений, отставшей облицовки, декоративных элементов и т. д.), защиту от дальнейшего воздействия внешней среды.

Реконструкция позволяет воссоздать старинную мебель по сохранившимся остаткам, изображениям или описаниям. В процессе реставрации мебели воссоздаются разрушенные или утраченные детали, фрагменты облицовки, декоративные элементы (резьба, мозаика, накладные украшение из металла и т. п.), фурнитура, а также отделочные покрытия.

При выполнении реставрации реставраторы стараются сохранить подлинные детали, облицовку и отделку мебели.

При оказании услуг по ремонту, реставрации и изготовлению мебели используются:

- оборудование и инструменты для столярных работ;

- конструкционные, клеящие материалы, мебельные ткани;

- транспортные средства для доставки мебели.

Оборудование и инструменты для ручных работ по ремонту и реставрации: ручные пилы, строгальные инструменты, долота и стамески, сверлильные инструменты, инструменты для зачистки поверхности древесины, инструменты для обойных работ, контрольно-измерительное оборудование и разметочный инструмент, инструменты для гравировки, мозаики, отделочных работ, обработки металлов, электрические инструменты (дисковые электропилы, электрорубанки, электрические сверлильные машины, электрошуруповерты). Крупные организации устанавливают в цехах винтовые и гидравлические прессы. Для заточки и правки инструментов используются электрические точила.

Для удаления пыли и стружки применяются эксгаустерные установки или пылесосы.

Предприятия в зависимости от объемов и видов оказываемых услуг имеют один или несколько цехов столярных, отделочных, дезинфекционных работ, склад материалов и готовой продукции.

Сервисные организации имеют зал-выставку мебели для приема посетителей, административное помещение и производственную зону, занимающую основную площадь предприятия.

Производственная зона предназначена для проведения ремонтных работ и изготовления мебели. Процессы состоят из нескольких этапов, различных по видам выполняемых работ, поэтому мастерские крупных сервисных предприятий имеют несколько цехов:

- цех предварительной выдержки мебели, проведения обследования, демонтажа и обмеров;

- цех дезинфекции и дезинсекции, удаления старых отделочных покрытий, столярный цех;

- отделочный и обойный цех;

- склад материалов и склад готовой продукции.

Помещения цехов, как правило, имеют большую высоту, обеспечивающую возможность работы с крупногабаритной мебелью.

В помещении для приема и предварительного осмотра мебели размещаются стол для осмотра, демонтажа и обмеров небольших изделий, верстаки для вспомогательных столярных и слесарных работ, стеллажи для хранения разобранных предметов, шкафы для хранения инструментов и материалов.

Цех дезинфекционных работ оснащается системой принудительной вентиляции, вытяжками. В цехе размещаются стеллажи для выдержки обработанных предметов, шкафы для хранения инструментов, растворителей, химической посуды, лабораторный стол с вытяжкой и набором лабораторного оборудования (дистиллятор, стерилизаторы медицинские, весы технические и аналитические, электронагревательные приборы). Рабочие столы оборудуются светильниками, подвижными по горизонтали и вертикали.

Столярный цех оснащается верстаками, естественным и искусственным освещением, шкафами и стеллажами для хранения материалов, инструментов, деталей и мебельных заготовок.

Отделочный цех оснащается столами, стеллажами, подкладками и т. п. для размещения обрабатываемых деталей в горизонтальном положении на высоте 70-80 см от пола, стеллажами для выдержки и просушки деталей.

Крупные организации в отделочном цеху устанавливают распылительную камеру для нанесения лакокрасочных материалов, отдельно выделяют помещения для шлифования, крашения и грунтования деталей, лакирования и полирования мебели.

Обойный цех включает помещения для демонтажа мягких элементов, их дезинфекции, очистки, сортировки и помещения для выполнения обойных работ.

Крупные предприятия имеют заготовительный цех, где производится обработка древесных материалов. Для раскроя досок и листовых материалов на заготовки применяются универсальные круглопильные и ленточнопильные станки, фуговальные, рейсмусовые, фрезерные, токарные станки для обработки заготовок и др.

На складах размещаются материалы, применяемые для ремонта мебели. При ремонте мебели применяются материалы, соответствующие по виду и качеству материалам, использованным для изготовления данного изделия. Для реставрации мебели применяется старая выдержанная древесина или древесина, бывшая в употреблении. При использовании новой древесины ее высушивают до влажности (8±2)%.

Основными материалами, используемыми для ремонта и изготовления мебели, являются древесные материалы, клеящие материалы, отделочные материалы, материалы для ремонта мягких элементов мебели, мебельные ткани.

Сервисная деятельность включает:

– обслуживание потребителя (прием изделия в ремонт или заказа на изготовление, доставку мебели от потребителя, доставку и выдачу отремонтированной мебели потребителю);

– технологические операции по ремонту или изготовлению мебели.

Обслуживание потребителей включает прием заказа на изготовление мебели, подготовку эскизов и чертежей, оформление договора, выдачу заказа, расчет с потребителем.

При приеме заказа специалист по работе с потребителями определяет мебель, необходимую потребителю, ее конструктивное исполнение, типоразмеры, материал изготовления, отделку, облицовку, фурнитуру и другие навесные элементы. Эскиз и чертеж выполняются с помощью прикладных компьютерных программ («Базис – Мебельщик», «Mebel КЗ», «bCAD», «Дизайн студия 3D» и др.) и согласуются с потребителем.

Затем уточняются условия исполнения услуги, в частности, сроки исполнения услуги, условия оплаты, необходимость доставки и сборки мебели на дому у потребителя и другие условия.

После исполнения заказа мебель выдается потребителю. При выдаче мебели проводится обязательная приемка. Потребитель должен проверить соответствие конструкции, размеров, внешнего вида, облицовки, обивки и отделки изделий эскизу (чертежу, образцу), согласованному при оформлении договора.

Исполнение услуги по изготовлению мебели включает: составление эскиза и проекта, подготовку полуфабрикатов, отделку, облицовку, установку фурнитуры, сборку.

Исполнение услуги по ремонту мебели включает: обновление и переделку старых конструкций на современные, ремонт мягких элементов с заменой старых настилов на новые, ремонт конструктивных элементов мебели, укрепление и восстановление соединений, устранение механических повреждений в деталях из массивной древесины, восстановление или замену облицовки и отделки; изготовление, ремонт и реставрацию стекол, зеркал, художественно-декоративных элементов, фурнитуры и др.

Перед началом ремонтных работ мебель проходит предварительную подготовку, которая включает:

- осмотр;

- разборку;

- дезинфекцию и защиту древесины;

- удаление старых отделочных покрытий.

При необходимости, например, при сильном поражении грибком, мебель разбирается на отдельные детали. Корпусная облицованная мебель не разбирается, поскольку при новой сборке возможны искажения.

Дезинфекция древесины и защита ее от поражения биологическими вредителями проводится в специализированных помещениях. Для дезинфекции применяются хлор- и фторсодержащие препараты: пентахлорфенол, пентахлорфенолят натрия, фтористый натрий, диметилалкилбензил аммоний хлорид – катамин АБ. Элементы мягкой мебели (волос, ткани, кожи) дезинфицируются инсектицидными препаратами.

Затем удаляются старые отделочные покрытия.

Восстановление конструкции мебели (каркасов и корпусов) включает:

- укрепление конструктивных соединений;

- заделку трещин, выбоин, других дефектов поверхности;

- восполнение утраченных конструктивных элементов;

- восстановление облицовки и отделки мебели, восстановление декоративных элементов (мозаичных украшений, резьбы и накладных элементов);

- ремонт мягких элементов (в мебели для сидения и лежания).

Разобранная или демонтированная мебель ремонтируется по частям:

- заделываются трещины, выбоины;

- устраняются дефекты облицовки;

- восполняются утраченные конструктивные элементы;

- восстанавливаются декоративные элементы (мозаичные украшения, резьбы и накладные элементы);

- ремонтируются мягкие элементы (в мебели для сидения и лежания);

- отделываются поверхности;

- собираются корпус или каркас.

Основными требованиями к отремонтированной мебели являются прочность и долговечность конструкции, отсутствие видимых дефектов на внешних и внутренних поверхностях.

Изготовленная мебель должна соответствовать требованиям стандартов и технических условий для конкретных видов мебели.

По согласованию с потребителями сервисные организации выполняют транспортировку и сборку мебели на дому у потребителя.

Доставка мебели выполняется крытым грузовым транспортом. При доставке мебели транспортом сервисной организации приемка мебели потребителем выполняется после транспортировки.

Ремонт домов и квартир, строительство обеспечивают потребителям возможность ремонта, облагораживания и придания эстетического совершенства жилью и земельным участкам, а также удовлетворение потребности в индивидуальном строительстве жилья на основе индивидуальных запросов потребителей.

Услуги включают проектирование жилья и приусадебных территорий, монтажно-строительными работы (строительство жилых и гражданских зданий и сооружений, сборка строительных конструкций), ремонт зданий и сооружений по заказу потребителей, ввод в эксплуатацию коммуникаций (тепловых, электрических, газовых, водных и канализации), консультации.

Услуги по строительству и ремонту жилья позволяют потребителям своевременно и качественно строить и ремонтировать здания, жилые дома и хозяйственные постройки, выполнять реконструкцию и декоративную планировку прилегающей территории.

Потребителям необходимы услуги по ремонту жилья, архитектурно-дизайнерскому оформлению домов и квартир в соответствии с современными тенденциями моды.

Услуги по строительству и ремонту жилья оказываются строительно-монтажными и производственными предприятиями, производящими широкий ассортимент строительных и отделочных материалов.

Услуги по ремонту и строительству жилья выполняются с выездом на территорию заказчика, проектно-конструкторские работы проводятся непосредственно в офисе предприятия.

Сервисные предприятия, предлагающие услуги по ремонту и строительству жилья, имеют помещения для приема посетителей и административные и складские помещения. Выполнение строительных работ осуществляется на строительной площадке, на которой в процессе строительства возводятся здания и сооружения.

Для хранения материалов и инвентаря, размещения средств механизации строительных работ используются складские помещения и гаражи.

Для строительных работ используются различные виды производственно-технологического оборудования, временные инженерные сооружения, строительная техника и инструменты.

Материалы для строительства и ремонта предоставляются заказчиком, закупаются или производятся исполнителем услуги. Для изготовления строительных материалов используются столярные, слесарные, сварочные цеха, цеха по производству строительных материалов.

Основными материалами, применяемыми для строительных работ, являются плиты и камни стеновые, строительный кирпич, облицовочные и отделочные материалы, лакокрасочные материалы.

Обслуживание включает работу с заказчиком, составление проектно-сметной документации. В этих работах принимают участие архитекторы, конструкторы, инженеры-проектировщики, землеустроители.

Ремонтно-строительные работы выполняются квалифицированными рабочими строительных специальностей (ремонтно-строительными бригадами).

В состав ремонтно-строительных бригад входят рабочие строительных профессий: каменщики, электрики, маляры, плотники, грузчики, чернорабочие, крановщики, экскаваторщики, бульдозеристы.

Проектно-сметная документация готовится архитекторами, проектировщиками, дизайнерами и др. Работа с потребителями по приему и уточнению заказа проводится менеджером по работе с потребителями и архитектором.

Оказание услуг по строительству и ремонту должно осуществляться по современным ресурсосберегающим, экономически более «выгодным технологиям строительства и благоустройства жилья, прогрессивным тенденциям в развитии дизайна в строительстве и архитектуре.

Благоустройство приусадебных территорий и ландшафтный дизайн, обработка сельскохозяйственных угодий обеспечивают облагораживание прилегающих территорий, удовлетворяют потребность населения в эстетическом совершенствовании территорий приусадебных участков, дач и коттеджей, создают условия для производства сельскохозяйственной продукции в приусадебных хозяйствах.

Услуги по обработке сельскохозяйственных угодий включают вспашку земли, боронование, прополку, внесение удобрений, полив, посадку сельскохозяйственных культур и декоративных растений.

Потребность в услугах зависит от геоботанических условий региона (возможности выращивания и предложения населению сортов сельскохозяйственных культур, адаптированных к местным условиям), ландшафта, природно-климатических условий, этнических и социально-бытовых условий (особенности питания, образ жизни, религия) региона.

Оказание сельскохозяйственных услуг оформляется договором, приемосдаточным актом при закупке сельскохозяйственной продукции, квитанцией и приходным ордером – при вспашке земли, обработке ее удобрениями.

Сервисные предприятия, предлагающие такие услуги, имеют:

- административное помещение для работы служб управления;

- выставочный салон для демонстрации растений и проектов, приема посетителей;

- теплицы для выращивания рассады и адаптации растений;

- питомники;

- помещения для хранения и обслуживания средств малой механизации сельскохозяйственных работ и инвентаря;

- склад для хранения удобрений, средств защиты растений, ядохимикатов;

- гараж, цех для ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники, инвентаря и автотранспорта.

Для повышения урожайности, стимулирования роста растений, борьбы с вредителями и болезнями растений используются удобрения и ядохимикаты.

При оказании услуг используются:

- средства малой механизации сельскохозяйственных работ;

- сельскохозяйственный инвентарь.

Средствами малой механизации сельскохозяйственных работ являются: машины для земляных и погрузочно-разгрузочных работ, машины для подготовки почвы, машины для ухода за газоном и садом.

Машины для земляных и погрузочно-разгрузочных работ – это одноковшовые экскаваторы, предназначенные для выемки грунта при заглублении дренажных и ирригационных труб, погрузчики-экскаваторы многофункционального применения, фронтальные погрузчики, предназначенные для выемки пластовой съемки грунта, создания насыпей и нивелировки, мотоопрокидыватели для транспортировки и выгрузки компоста и битого гипса, виброкатки для укатывания каменистой почвы на больших террасах, в зонах автостоянок, на пешеходных дорожках, при закатке асфальта, вибротрамбователи применяют для утрамбовки колотого гипса и других дробленых материалов, плоские вибраторы применяются для укатывания гранулированной почвы террас и аллей.

Машины для подготовки почвы – это тракторы с прицепом для работ по перевозке и обработке почвы с помощью навесных орудий, машины с гидравлическими манипуляторами для срезки кустарников, которые используются для очистки участка со сложным рельефом, живые изгороди, ямы, мотокосилки, навесные орудия – нивелировочные отвалы, оборотные плуги для вспашки огородов, вращающиеся бороны для выравнивания поверхности почвы и разбивки комков при вспашке, фрезы для подготовки почвы к посеву, ре-пикировке и посадке, пескоструйные катки, мотоблоки.

Машины для ухода за газонами и садами – это фронтальные газонокосилки, уборочные машины для скошенной травы, сучкорезы, садовые пылесосы, воздуходувки, бордюрорезки, рассеиватели удобрений, опрыскиватели растений.

Ручной инвентарь – это лопаты, садовые вилы, грабли, тяпки, мотыги, метлы, секаторы, садовые ножницы, сучкорезы и др.

Сервисная деятельность включает работы с выездом к потребителю на участки и работы в офисе, тепличном хозяйстве в стационарных условиях:

- изучение потребности, прием и оформление заказа;

- изучение земельного участка (выезд на участок, обмер территории участка, съемке участка);

- составление проекта и планировки благоустройства и озеленения;

- подготовку посадочных материалов и средств обработки почвы;

- исполнение услуг по благоустройству и озеленению территории участка.

В персонал сервисной организации входят архитекторы, флористы, флористы-дизайнеры, землеустроители, специалисты по работе со средствами малой механизации, чернорабочие.

При приеме заказа представитель сервисной организации (флорист, архитектор) анализирует запросы владельца участка, процессы жизнедеятельности, протекающие на территории участка, уточняет местонахождение участка. Полученные сведения используются при составлении планировки участка, выборе материалов, саженцев растений, малых архитектурных форм.

Выезд на участок специалиста позволяет провести обмер территории, геодезическую съемку участка и фотосъемку. При геодезической съемке участка проводятся измерение территории участка и нанесение на план территории всех существующих компонентов участка и его рельефа.

Дизайн-проект участка составляется на основе геодезического плана участка, плана подземных коммуникаций, данных химического анализа грунта, данных об уровне грунтовых вод и др.

Проектирование осуществляется с помощью персональных компьютеров и прикладных компьютерных программ («Landscape Deluxe», «Planix Landscape Deluxe», «Terra Modeller», «Sierra Complete Land Designer», «Sierra Photo Land Designer» и др.), которые гарантируют точное построение проекта территории с учетом рельефа местности. Также выполняются обязательные перспективные рисунки.

Дизайн-проект включает генеральный план (масштаб 1:100, 1:200), дендроплан (месторасположение посадок растений), строительный чертеж (дренаж, поливочная система, освещение), планы и чертежи детальной проработки отдельных элементов дизайна (масштаб 1:20, 1:50), список посадочного материала, трехмерное фотоизображение будущего пейзажа, видовые наброски отдельных частей сада, смету на строительные и посадочные работы (учет в смете гарантийных обязательств).

Работа по подготовке посадочных материалов ведется постоянно. Закупается семенной материал, в теплицах разводятся готовые к высадке в грунт растения, рассада овощных и плодово-ягодных культур, саженцы плодовых и декоративных деревьев, адаптируются растения, привезенные из других климатических зон.

Работа на территории участка включает подготовку почвы, посадку растений, создание газонов и рокариев, прокладку дорожек, размещение малых архитектурных форм.

Кроме того, потребителям предлагаются услуги по уходу за садом: стрижка, проветривание газонов, вырезание бордюров, обработка почвы, внесение удобрений и др.

Работы по подготовке территории включают: очистку участка, вывоз мусора, удаление многолетних сорняков химическим методом и вручную, корчевку и удаление пней, выравнивание участка, создание рельефа, устройство дренажной системы, завоз плодородного грунта. Затем выкладываются дорожки и площадки. Мощение дорожек проводится тротуарной плиткой, натуральным камнем. Мягкие покрытия выполняются из гальки, щебня, песка, гравия. Затем устанавливается система освещения: прокладывается кабель, устанавливаются светильники.

После этого прокладывается подземный садовый водопровод, ливневая канализация (отвод воды с крыши), устраиваются декоративные водоемы, фонтаны и ручьи. Затем проводятся посадочные работы: сажаются газоны, рокарии, альпинарии.

Обслуживание включает информационно-консультативные услуги по телефону, выезды с целью контроля садовой территории.

На услуги по благоустройству дворовых территорий и ландшафтному дизайну сервисные организации предоставляют гарантии от года до пяти лет.

Услуги химической чистки и крашения, прачечных направлены на улучшение эстетических и восстановление гигиенических свойств текстильно-одежных изделий, изделий из кожи и меха, постельных принадлежностей и ковровых изделий, на которые в процессе хранения и носки попадают загрязнения из внешней среды (пыль, красящие и жироподобные вещества), продукты потовыделения, содержащие мочевину, органические кислоты, различные соли и жировые вещества.

По степени загрязненности вещи подразделяются на четыре группы:

- слабозагрязненные (незатертое, без пятен);

- среднезагрязненные (с пятнами, затертыми местами в середине наволочек, на воротничках, манжетах и т. п.);

- сильнозагрязненное (с большим количеством пятен и сильно затертыми местами – на кухонных полотенцах, заношенном белье и т. п.);

- особозагрязненное (специальная одежда, специальное белье поваров, медицинских работников и т. п.).

Потребители выполняют стирку, отбеливание и глажение вещей самостоятельно в домашних условиях, с использованием синтетических моющих средств и бытовых стиральных машин, также пользуются услугами предприятий химической чистки и прачечных.

Услуги химчистки и прачечных предоставляются индивидуальным потребителям и организациям. Большая потребность в услугах химической чистки и прачечных существует у предприятий общественного питания, гостиниц, парикмахерских, детских дошкольных учреждений и других организаций.

Химическая чистка – это комплекс физико-механических процессов, обеспечивающих удаление загрязнений с изделий в среде органических растворителей.

Услуги прачечных – это услуги по стирке загрязненного белья, отбеливанию, подсинению, крахмалению и т. п.

Предприятия химической чистки предлагают потребителям:

- чистку одежды, головных уборов, изделий из декоративных тканей, одеял и пледов шерстяных, хлопчатобумажных ватных одеял, ковров и ковровых изделий, мягких игрушек, зонтов, перо-пуховых изделий, мебели и ковров на дому;

- дополнительную обработку изделий: противомолевую, антистатическую, бактерицидную, дезодорацию, водоотталкивающую пропитку, аппретирование, отбеливание, импрегнирование изделий, замену наперников перо-пуховых изделий, восстановление формы и размеров трикотажных изделий из шерстяной и полушерстяной пряжи, деформированных после стирки в домашних условиях;

- крашение текстильных и трикотажных изделий из натуральных волокон, синтетических волокон, изделий из искусственного и натурального меха и замши, овчины, изделий из тканей с пленочным покрытием, изделий из кож, обновление изделий из натуральной кожи покрывного крашения.

Крашение – это комплекс физико-химических процессов, обеспечивающих придание окраски текстильным материалам, мехам и кожам.

Прачечные предлагают потребителям стирку белья в прачечной и прачечной самообслуживания персоналом и самостоятельно потребителем.

Стирке подвергаются хлопчатобумажное и льняное прямое и фасонное белье, верхние мужские сорочки, изделия из искусственных, синтетических и смешанных тканей (с мягкой отделкой, без отделки), стеганые одеяла, чехлы для сидений автомобилей и мебели и др.

Дополнительно проводится:

- антистатическая обработка;

- дезодорация;

- ароматизация и дезинфекция белья.

В услуги химчисток и прачечных входит изготовление и пришивание меток на сдаваемые изделия, пришивание и отпарывание пуговиц, текущий ремонт изделий, сушка и глажение изделий.

Химчистки и прачечные имеют административное помещение, салон обслуживания и производственные помещения.

Помещения химчисток и прачечных размещаются в отдельных зданиях и на территории комплексов бытового обслуживания. Пункты приема вещей и оформления заказов могут размещаться на территории химчисток и прачечных и отдельно, например, при крупных магазинах розничной торговли, комплексах бытового обслуживания населения и в других местах. Крупные химчистки и прачечные имеют несколько приемных пунктов.

Салон обслуживания, пункты приема и выдачи вещей оборудуются приемочным столом, стойкой, устройством для просвечивания тканей, экспресс-лабораторией для анализа загрязнений тканей, компостером для крепления меток, конвейером-вешалкой для хранения и транспортировки одежды к месту ее выдачи, креслами для размещения посетителей.

Технологические помещения химчисток и прачечных включают:

- цех химической чистки и пятновыведения;

- цех со стиральными автоматами;

- цех с гладильными машинами;

- склады для хранения принимаемых в стирку и отстиранных вещей, моющих средств и оборудования.

Стены технологических помещений отделываются гладкими материалами, не разбухающими от влаги (глазурованной керамической плиткой). Полы должны быть водонепроницаемыми, иметь сточные решетки и твердую поверхность. Прачечные и химчистки оснащаются принудительной вентиляцией, внутренними источниками освещения.

В химчистках и прачечных используются полуавтоматические и автоматические машины для химической чистки и стирки (стиральные машины, пятновыводные машины), для окрашивания и глажения изделий (гладильные катки, сушильные машины, машины для складывания белья, системы подачи белья).

Стиральные машины осуществляют целый комплекс операций – стирку, полоскание, отбеливание, подсинивание, крахмаление белья, отжим. Сушильные барабаны и сушильные шкафы используются для сушки белья. Сушильно-гладильные машины (каландры и паровые катки) используются для глажения прямого белья.

При обслуживании с выездом на дом к потребителю применяются моющие машины и пылесосы.

Сервисная деятельность включает:

- обслуживание потребителей (прием изделия в чистку, стирку, для крашения, выдачу вещей потребителю);

- исполнение услуги (чистка, стирка, крашение вещей и другие виды дополнительной обработки).

При приеме изделий в чистку согласно Правилам бытового обслуживания населения РФ и Руководству для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения приемщик оформляет договор (квитанцию) на обслуживание.

В договоре на обслуживание указываются наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, дефекты (неудаляемые при химической чистке), дополнительные платные услуги (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка), оказываемые с согласия потребителя.

Прием изделий в обработку (чистку, крашение и др.) включает их осмотр в присутствии потребителя. Осмотр изделий проводится для получения сведений о волокнистом составе, установления происхождения некоторых пятен, анализа возможных последствий той или иной обработки для данного вида изделий, правильного определения стоимости изделий, выявления пороков изделия. Проверка позволяет информировать потребителя о возможных последствиях химчистки, стирки или иной обработки.

Приемщик наносит на изделие метку, соответствующую номеру квитанции. Ветхие вещи и вещи, изготовленные из волокон, для которых не разработана технология чистки, стирки или крашения, химчистками и прачечными не принимаются.

При приеме в химическую чистку изделий из натурального меха определяется прочность кожевой ткани и остевого и пухового покрова меха и другие свойства меха. Например, овчина, кроличьи шкурки и изделия из них должны быть хорошо продублены, поскольку в процессе химической чистки и, особенно, крашения плохо продубленные кожи становятся ломкими, жесткими и дают большую усадку, в результате становятся непригодными к дальнейшему использованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: