Психология юношеского возраста

Юношеский возраст – это значимый и важный период в жизни каждого человека. Он является достаточно обширным временным отрезком и охватывает период от 14-15 до 21-23 лет. Период юношества находится между подростковым возрастом (предшествующий) и молодостью (последующий возрастной период).

Условно принято делить период юношества на старший школьный (ранний юношеский возраст – от14-15 до 17-18 лет) и собственно юность (17-18 до 21-23 лет).

Возраст 14-15 до 17-18 лет биологически является периодом завершения физического созревания. Большинство юношей и девушек вступают в него поступертатными, то есть достигшими биологической зрелости.

В период юношества вновь происходит усиление деятельности коры головного мозга, в то время как в подростковом возрасте была усилена подкорковая деятельность. Деятельность старшего школьника осознанна и программируема, преобладают произвольные действия.

Ведущей д-тью раннего юношеского периода становится учебно-профессиональная деятельность, в которой учение становится главной целью в усвоении основ наук, особенно тех, которые связаны с профессиональным самоопределением. Поэтому социальной ситуацией развития становится ориентировочно-профессиональная деятельность и выбор предстоящей профессии. Что вызывает у старшего школьника избирательность в отношении к предметам. Учебная деятельность в старшем школьном возрасте начинает восприниматься как подготовка к будущей профессии. По сравнению с подростками у них меняется отношение к отметкам, исчезает пренебрежительное отношение к ним. Петровский считает, что именно в этом возрасте появляется осознанное отношение к учению. Главное достижение возраста – умение самостоятельно учиться. Это вызывает у старшего школьника избирательное отношение к изучаемым предметам и учителям.

Познавательная деятельность старшего школьника, тесно связанная со всеми психическими процессами, основательно перестраивается, так как учащийся готовится не только к получению профессионального образования, но и овладевает навыками самообразования.

Старший школьник активно учится планировать свою д-ть, рационально распределяь время для осуществления этих задач. Он сознательно руководит своим вниманием. (появление послепроизвольного внимания). Объем, распределённость, переключаемость внимания - как у ВЗРОСЛОГО.

Старший школьникактивно и осознанно пользуется рациональными приемами запоминания.

Мышление становится не только словестно - логическим, но ТЕОРЕТИЧЕСКИМ.Основным ср-вом – является развернутая ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ. В юношеском возрасте не только накапливается система знаний, но складываетсяся ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ умственной д-ти.

Общее эмоциональное состояние более ровное по сравнению с подростковым возрастом, хотя большинству юношей присущ юношеский максимализм (внутренние противоречия, желание противопоставить себя окружению, неприемлемость чего-либо), поведение более сдержанное и аргументированное. Особое место занимает – неосознанная готовность к чувству влюбленности и первая любовь (идеализация, стремление к духолвной общности, нежности и поклонению). Потребность в однополой дружбе (верности, преданности, искренности, доверию и самовыражению в своей среде). Желание подчеркнуть свое отличие от взрослых.

Старший школьный возраст – период интенсивного формирования напраленности личности, мировоззрения, убеждений, идеалов, социальных потребностей и мотивов, ценностных ориентаций, профессиональных интересов.

Центральное новообразование – личностное и профессиональное самоопределение. Происходит формирование его внутренней позиции; к концу периода – адекватная самооценка Устойчивость концентрации «Я», открытие своего внутреннего мира что знаменуется переходом к собственно юношескому возрасту.

Собственно юношеский возр аст – начало взрослой жизни – период взросления.

В биологическом развитии данный возр аст характеризуется полной сформированностью всего организма и систем, а также головного мозга. Развитие коры за счет связей между клетками мозга, особенно связей второй сигнальной системы – возраст сензитивен для развития интеллектуальных (логических) функций.

Наиболее яркой особенностью юношеского возраста является гибкость НС, восприимчивость ко всему новому (легко может осваивать все новшества).

Т.к. актуальным для данного возраста является появление первой влюбленности => возникает повышенный интерес и чувствительность к своему внешнему виду.

Юность – период профессионального и социального самоопределения, индивидуализации субъекта собственной жизни. Ведущей сферой д-ти становится специальное – профессиональное обучение в ВУЗе; трудовая д-ть.

Термин «индивидуализация» юности был введён В.И.Слободчиковым и Е.И.Исаевым, они считают что центральной проблемой этого возрастного периода «является нахождение индивидульного, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени. С началом ступени индивидуализации связана рефлексия всех своих способностей как действительно своих спосоьбностей»

После окончания школы жизнь молодых людей резко меняется. Им предстоит:

1. Определиться в реальной социальной действительности;

2. Сделать правильный выбор профессии

3. Адаптироваться в новых условиях взрослой жизни.

На переходе к юношескому возрасту возникает КРИЗИС 17 ЛЕТ, что связано с преобретением статуса взрослогл человека, но и массой негативных переживаний.

Д.Б.Эльконин считал. Что кризис 17 лет, связан с повышенной тревожностью, страхами и стрессами, даже в сравнении с подростковыми кризисами, является самым тяжелым.

Одной из ведущих особенностей собственно юношеского возраста является профессиональное и личностное самоопределение. «Самоопределение» - это активное определение позиции относительно общественно вырабатанной системы ценностец и выявление на этой основе смысла собственной жизни».

Что касается самоопределения личности, то оно рассматривается как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» Особыми формами самоопределения личности являются самоопределение личности в группе и профессиональной самоопределение».

Кулагин и Колюцкий выделяют следующие типы направленности личности:

1. Гедонистический (наслаждение) путь – не предполагает профессионального и личностного самоопределения.

2. Эгоистический (себялюбивый) – есть система ценностей, но профессиональное и личностное самоопределение подвержены влиянию внешних условиий (денежная сторона, престиж профессии)

3. Сущностный, духовно – нравственный: поиск призвания, выбор профессии, отвечающий склонностям.

Э.Эриксон в своей теории развития личности выделяет полярные качества формирующиеся при благоприятных и неблагоприятных условиях. Объединяя в один возрастной период отрочество и юность 12-20 лет, областью социальных отношений в которых являются группы сверстников, при благоприятных условиях возникает идентичность (цельность) личности, что в последствии приводит к формированию таких качеств как самоопределение, преданность и верность. В противном случае возникает непризнание себя как личности.

Фрейд выделял генитальную стадию (12-18 лет развития в данном возрастном периоде). стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне: появляется интерес к др. сексуальному объекту партнеру противоположного пола. В норме на данном этапе происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи; освобождение от авторитета родителей, привязанности к ним. Генитальный х-р, по мнению Фрейда, это идеальный тип личности, уровень зрелой личности. Необходимое качество генитальнго х-ра – способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтых переживаний.

Ж.Пиаже в своей переодизации детского развития выделял стадию формальных операций (с 12 лет до конца жизни), когда развивается гибкость мышления, оперирование абстрактными понятиями, умение находить решение различных задач, оценивая каждый вариант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: