Интернет:
Общее представление о социальном государстве можно получить сравнив его с государством либеральным: если в либеральном государстве основной ценностью является свобода, то в социальном государстве – солидарная ответственность за всех и помощь нуждающимся.
Возникновение идей социального государства связано с идеями социализма.
Концепции:
1. консервативная (умеренно-консервативная). Помощь предоставляется не на основе всеобщего равенства, а на основе равенства возможностей, когда допускается возможность неравенства после того, как все изначально били поставлены в равные возможности. Такое государство осуществляет регулирование рыночно экономики и за счет этого, перераспределяет блага.
2. Либеральная концепция – допускает возможность существования в государстве элемента социального, но старается его минимизировать. Негативно относятся к идее перераспределения благ, так как это влечет создания соответствующего аппарата, его бюрократизации, а так же возможности сосредоточения рычагов перераспределения в одних руках, а это все, может в свою очередь затронуть права и свободы. Надо не перераспределять, а обеспечить минимум, необходимый для достойного человеческого существования
|
|
Социально-демократическая концепция. Исходит из принципа максимального равенства и максимального вмешательства государства в процесс перераспределения.
ИнтернетСГ:
Основоположник идеи социального государства – фон Штейн, нужно убрать антагонизм между собственниками и несобственниками, сгладить противоречия.
В социальном государстве на первый план выходит солидарная ответственность за всех, необходимость оказания помощи нуждающимся членам общества, идея примата достойного человеческого существования.
Консервативная концепция социального государства: патерналистский взгляд на ответственность государства перед членами общества, помощь нуждающимся предоставляется, потому что к тому требует солидарность и взаимность. Но все-таки равными должны быть не благосостояние, а возможности.
Либеральная концепция социального государства: минимально социальное государство, только чтобы не возмущались.
Социально-демократическая концепция социального государства: перераспределить, чтобы было социальное равенство.
Характеристика современности: объединение идей социального и правового государства (Конституция РФ, Основной закон ФРГ).
Учебник Протасова (+Лукашиной), перекликается с Нерсисянцем1.
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.
|
|
Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.
Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Т.е. правовое государство является предпосылкой создания соц. государства.
Основные имена\концепции по Нерсисянцу1)
1.Фридрих Хайек (Нобелев. Лауреат, австр. Экономист и политолог), М.Фриммен
Считают недопустимым любое вмешательство государствав рыночные отношения во имя справедливостии равенства, поскольку это противоречит принципам и структурам свободного рынка. Типичный представитель либеральной концепции.
2.Дж.Роулз
Теория справедливости, новый эгалитаризм
-выравнивание соц. положения людей
Теория Роулза – остаивает идею «государства благосостояния», соответствующии перспективы и социальную политику, основанную на перераспределении доходов, по возможности большего их выравнивания средствами, которые принимаются людьми сознательно и добровольно в результате общего согласия договора»
3.П.И.Новгородцев
П.И. Новгородцев обоснованно рассматривал социальное реформирование (формирование социального государства) как «новую стадию развития правового государства».
|
|
Установка на социально ориентированную политику означала:
-возрастание роли государства в воздействии на экон. процессы
-попытку «нравств. измерения» экон. процессов, основанную на стремлении ликвидировать нищету, установить соц. справедливость»
-обязанность правителей действовать(!) «для дела обществ. взаимозависимости»
Хайек и Роулз ученые 20в., представляющие 2 основные концепции. Нерсисянц их приводит как «имена» в объяснении концепций. Новгородцев – видимо просто как «отечественный специалист». В целом, борьба этих концепций в теории ведется с 18 века. Важно: это не просто философ. концепции, они очевидно влияют на политику государств (США vs. Сев.Европа).