Можно выделить 2 подхода:
1. Платонов, Лисина и др.
Общение – один из видов деятельности.
Характеристики деятельности хорошо накладываются на общение (цели, операции, мотивы; навыки, привычки, умения, и т.д.).
Понятийный аппарат при описании д-ти можно отнести к общению.
Есть предмет д-ти, есть предмет общения (человек).
Потребность в общении состоит в познании, оценке др. людей, момент самопознания.
Мотивы – это опредмеченная потребность, внутреннее побуждение.
Действия общения – единица коммуникативной д-ти, адресованная др. Ч.
В общении есть умения, навыки, привычки. Задачи, средства (операции), продукты, т.е. результаты – образования материального и духовного х-ра.
Ближайший результат общения – преобразования в сознании.
Общение – коммуникативная деятельность.
(Лисина) Весьма специфический вид деятельности.
2. Ломов.
Общение – не деятельность, но связь между ними есть, они объединяются одним термином – «активность».
Предложил принцип единства сознания и д-ти дополнить принципом единства сознания и общения.
|
|
Общение – это другой вид активности, оно не в меньшей степени, чем д-ть х-ет жизнь Ч.
· Мотивация имеет место в общении. Здесь происходит совмещение мотивов.
· Важнейшая особенность д-ти – наличие предмета д-ти.
В деятельности:
Субъект-объект.
Активность направлена на объект.
В общении:
Субъект-субъект (объект = субъект)
Активность направлена на субъект.
· Моменты планирования и программирования.
Но в общении планы могут резко меняться. Т.е. происходит совмещение планов (планы меняются на ходу) и программ + совмещение действий. Большая гибкость.
· В общении есть ориентировка и контроль.
(Диалог: говорящий – исполнительный компонент; слущающий (+ возразить) – ориентировочный компонент).
· В актах общения одновременно сочетаются ориентировка и исполнение.
· Результаты общения психологического порядка (разъяснение, эмоциональность, знания, оценки, определенные оценки).
На этой основе уже могут появиться результаты материального порядка.
((Результат:
Специфический.
- Общение выходит на результаты предметной деятельности;
- результаты психологического порядка (установки, …, и т.д.).))
Вывод: общение – другой вид активности по сравнению с д-тью.
Д-ть – это человеческая активность.
Если общение – это вид д-ти, то эта д-ть имеет определенную специфику.
Общение может выступать как разновидность трудовой д-ти (лектор, учитель, актер).
В любой др. д-ти – общение – важнейший компонент.
Сами действия могут выступать как средства общения (совместная д-ть).
Общение обладает многими специфическими (ярко-выраженными) характеристиками.