По агрегатному состоянию виды топлива разделяются на твердое, жидкое и газообразное. По происхождению – на естественные и искусственные. Топливо, используемое в том виде в котором оно находится в природе, называется естественным. Продукт переработки естественного топлива - искусственное топливо.
Твердое топливо. К естественным видам твердого топлива относят дрова, торф, горючие сланцы, бурый уголь, каменные угли и антрациты.
Бурый уголь занимает по происхождению промежуточное положение между торфом и каменным углем. Бурые угли отличаются от каменных меньшим содержанием углерода и большим содержанием кислорода, обладают высокой зольностью.
Каменные угли и антрациты характеризуются высоким содержанием углерода. Они по составу, по выходу и характеру кокса очень разнообразны. Угли подразделяют на классы в зависимости от их возраста.
Тощие угли занимают промежуточное положение между каменными углями и антрацитами. Антрациты по сравнению с каменными углями содержат наибольшее количество углерода, по возрасту они являются наиболее старыми. Антрациты отличаются от каменных углей большей плотностью, малой гигроскопичностью и высокой стойкостью к окислению.
К искусственному твердому топливу относят кокс — продукт сухой перегонки при 900—1000° С коксующихся каменных углей в коксовых печах.
Жидкое топливо Естественным видом жидкого топлива является нефть, представляющая собой смесь различных углеводородов с незначительными включениями кислородных, азотных и сернистых соединений. Добыча нефти сопровождается выходом большого количества попутных газов, содержащих в основном метан.
Нефть непосредственно не используют в качестве топлива вследствие ценности продуктов ее переработки и низкой температуры вспышки. Для отопления печей и котельных применяют мазут, представляющий собой остатки переработанной нефти.
Продуктами переработки нефти являются бензин. Остаток, состоящий из тяжелых фракций, представляет собой мазут. Жидкое топливо имеет ряд преимуществ по сравнению с твердым топливом: высокую теплоту сгорания, удобство использования и транспортирования по трубопроводам
Газообразное топливо по происхождению подразделяют на естественное и искусственное. К естественному относят природный и нефтепромысловый газы. Наибольшее значение для нашей промышленности имеет природный газ.
Газообразное топливо имеет ряд преимуществ перед другими видами топлива. Это особенно относится к природному газу. Себестоимость природного газа ниже, чем себестоимость кокса и мазута. Кроме того, газообразное топливо полнее сгорает при минимальном избытке воздуха, благодаря чему достигается более высокий КПД печи. При сжигании газообразного топлива упрощаются обслуживание печи, устройства для сжигания, облегчается автоматизация ее теплового режима, улучшаются условия труда, снижаются расходы по эксплуатации печей и т. д.
К недостаткам следует отнести токсичность некоторых видов газообразного топлива и взрывоопасность в смеси с воздухом.
Природный газ добывают во многих районах России. Основной его составляющей является метан. Теплота сгорания природного газа QH составляет 35 200—38 200 кДж/м3.
К искусственным газообразным топливам относят коксовальный, доменный, генераторный газы. Коксовальный газ получают в качестве побочного продукта при коксовании углей. Коксовальный газ широко применяют в металлургии. Доменный или колошниковый газ является побочным продуктом доменного производства (на 1 кг чугуна образуется 3 м3 доменного газа). Доменный газ в смеси с коксовальным используют для отопления печей металлургических заводов.