Понятие деятельности в психологии

Введение

При осознании своего предмета психология не замыкается только на изучении психических процессов, в поле ее изучения входит также общение и деятельность.

Категория деятельности в отечественной психологии является центральной. Содержание именно этой категории помогает понять тайну психики человека. Принятие этой категории в качестве основной парадигмы ориентирует исследователя не на содержание готовых структур сознания, а на процесс, в результате которого они возникают, и, следовательно, приводит к более глубокому пониманию их природы.

Понятие деятельности в психологии

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, можно выделить две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами.

Первый тип контактов называется деятельностью и его можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование им окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В деятельности человек создает предметы и материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и преобразовывает природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Научных работ, посвященных методологическим проблемам сущности и содержания деятельности, довольно много. Наиболее плодотворно данное направление развивается со второй половины 50-х годов двадцатого столетия.

В то же время до сих пор не преодолена полисемия понятия деятельности и не стихают споры вокруг выявления ее специфических свойств и признаков, идут поиски конструктивных и проектных методов развертывания ее структур. В литературе можно встретить рекомендации о том, что «особую осторожность, вступая в область психологии, следует проявлять в отношении термина «деятельность».

«Деятельность, - писал А.Н. Леонтьев, - должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта».

Категория деятельности в отечественной психологии используется не столько в качестве предмета психологического анализа, сколько в качестве объяснительного принципа при анализе психических явлений и процессов.

Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, это условие существования общества. (БСЭ).

Поскольку «деятельность» – это термин, необходимо разобраться с его значением, попытаться определить это значение и показать его специфику по сравнению с такими родственными понятиями, как «действие», «движение», «активность», «операция».

Для разведения философских понятий «движение», «активность», «жизнедеятельность» и «деятельность» М.С. Каган предлагает соотносить их со сложностью форм движения материи.

Для обозначения всеобщего свойства материи предлагается термин движение. С появлением жизни как формы существования материи появляется и новая форма движения, которую предлагается обозначить термином активность.

Форму движения, характеризующую активность животных, автор предлагает называть жизнедеятельностью. И, наконец, только целенаправленную активность человека предлагается называть деятельностью.

Для устранения некоторой жесткости в определении понятия «деятельность», возникающей при таком строгом подходе, можно согласиться с определением известного отечественного психолога Г.В. Суходольского, который определяет деятельность как «целесообразную жизнедеятельность, свойственную высокоорганизованным животным (деятельность животных) и людям (человеческая деятельность)».

Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий характер; активность животных имеет потребительскую основу, она ничего нового не производит;

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют;

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешнем мире;

4. Деятельность человека в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции;

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо развивать в обучении и воспитании. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена.

Отличительной характеристикой человеческой деятельности является лежащее в ее основе осознанное целеполагание. Только человек может ставить перед собой осознанные цели и соответствующим образом выстраивать свое поведение для их достижения. Следовательно, специфически человеческой является деятельность осознанная.

Это не значит, что в деятельности человека не принимают участия неосознаваемые психические образования. Это означает только то, что, когда мы употребляем термин «человеческая деятельность», мы имеем в виду, прежде всего осознанную, целенаправленную активность человека, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов.

Неосознаваемые потребности, значения категорий объектов и даже цели также принимают участие в деятельности человека, однако они не являются ее существенной характеристикой, а относятся к области неосознаваемой, часто импульсивной, не всегда последовательной и понятной области жизнедеятельности человека.

Психологическая структура деятельности

При анализе психологической структуры деятельности можно выделить:

а) макроструктуру;

б) внутреннюю структуру.

Макроструктура деятельности. Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определенную структурную и функциональную организацию.

Ее состав, о котором мы будем, говорить ниже, многокомпонентен. В ее осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности. В зависимости от целей эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь.

Однако какой бы сложной она ни была, как бы долго она ни длилась, ее можно описать, используя универсальные единицы, в которых отражается не содержательный, а именно структурно- уровневый подход к ее описанию.

Единицами деятельности, представляющими собой ее более мелкие фрагменты, но в то же время сохраняющими специфику ее психологического содержания, являются те ее элементы, которые закреплены в понятиях действие и операциях.

Таким образом, деятельность человека имеет многоуровневый характер. Высшим ее интегративным уровнем является собственно деятельность, определяемая мотивом и направляемая соответствующей этому мотиву «генеральной» целью. Достижение этой цели всегда сопровождается возникновением частных проблем, решение которых связано с постановкой частных целей.

Целенаправленную активность, связанную с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, принято в психологии называть действиями.

Наиболее элементарным структурным уровнем деятельности является операция.

Операция - конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий.

Взаимоотношения между деятельностью, действием и операциями можно проиллюстрировать на следующем примере.

Представление целенаправленной активности человека в форме такой упорядоченной иерархической структуры: деятельностьдействиеоперация является достаточно условным, поскольку и действия, и отдельные операции тоже можно рассматривать как отдельные деятельности, каждая их которых мотивирована, имеет цель и определенную функциональную организацию, универсальную для любого уровня целенаправленной активности.

Вместе с тем такое представление удобно, поскольку позволяет выделить те специфические основания, которые отличают эти уровни друг от друга и таким образом понять смысл активности в каждый данный момент.

Такой структурно-уровневый подход описывает макроструктуру деятельности человека.

Наряду с ним используется подход, который анализирует внутреннюю структуру, «внутреннюю архитектонику» (П.К. Анохин) деятельности, которая, как только что было упомянуто, имеет универсальный характер и остается неизменной и обязательной для любого уровня целенаправленной активности.

Внутренняя структура деятельности. Описание и понимание внутренней структуры деятельности позволяет глубже осознать роль и значение отдельных психических процессов и функций в организации целостного, целенаправленного поведения человека и таким образом открывает возможности для сознательного анализа и коррекции поведения в том случае, если оно оказывается недостаточно эффективным. Понимание внутренней организации деятельности может повысить эффективность процесса обучения, а также усвоения учениками новых знаний и навыков.

Общие закономерности организации целенаправленной активности были установлены отечественными физиологами А.Н. Бернштейном (при изучении организации движений) и П.К. Анохиным (при исследовании активности мозга на нейрональном уровне).

В дальнейшем П.К. Анохин сформулировал общую теорию функциональных систем, которая, по мнению автора, является универсальной теоретической базой для описания структурно-функциональной организации любой «функциональной системы», в том числе и целенаправленной деятельности человека.

В соответствии с этой теорией любая целенаправленная деятельность человека, будь то поход в магазин за покупками, или постройка дома, или освоение нового материала курсантом, или профессиональная карьера и социальный рост, чтобы быть эффективной, должна состоять из определенных элементов, иметь определенные связи между ними и разворачиваться в определенной последовательности. В целом внутренняя организация деятельности человека выглядит следующим образом.

В основе любой целенаправленной деятельности человека лежит мотив. Вслед за К. Обуховским, В. И. Ковалевым и рядом других авторов будем понимать под мотивом осознанное побуждение к деятельности, вызванное какой-то определенной потребностью человека.

Напомним, что у человека это может быть какая-то биологическая, или социальная, или идеальная потребность познания. Как уже говорилось выше, потребности возникают тогда, когда нарушаются внутренние условия существования организма (заданные эволюцией вида) и личности (заданные культурой, в которой сформировалась личность).

Осознание потребности в форме мотива как побуждения к деятельности связано с формированием общей стратегической цели деятельности или ее результата – удовлетворения данного мотива, а, следовательно, и потребности, и восстановление нарушенных внутренних условий.

Например, желание сотрудника стать сильным и смелым может возникнуть вслед за принятием им нормативных требований к идеальному образу, существующему в данном обществе.

Осознание себя как слабого и не очень смелого сотрудник может переживать как нарушение этих внутренних условий, а стремление к их восстановлению – как внутренний императив, побуждающий его предпринимать определенные действия. Отсюда видно, что у человека такое рассогласование зависит не только от содержания идеальных образцов, но и от собственной оценки себя и своего положения.

Следовательно, стратегической целью любой человеческой деятельности является устранение несоответствия между требованиями, обусловленными основами существования организма или личности и наличным положением дел, связанным с этими условиями.

Здесь следует заметить, что рост и развитие организма или личности также являются обязательными внутренними условиями существования человека. Этим условиям соответствуют потребности познания.

Несмотря на то, что стратегическая цель имеет общий характер, именно она как конечный результат деятельности становится тем системообразующим фактором, который скрепляет между собой все элементы деятельности, направленной на ее достижение. Именно конечный результат становится тем образцом, с которым сверяются все конкретные достижения человека при осуществлении данной деятельности.

Стратегическая цель имеет слишком общий характер, чтобы быть достигнутой в той форме, в которой она первоначально возникает. К тому же она может быть удовлетворена самыми разными конкретными путями и способами. В связи с этим следующим этапом деятельности становится выбор конкретной цели, способной удовлетворить данный мотив. Формирование и выбор конкретной цели переводит выполнение деятельности на уровень осуществления ряда промежуточных действий.

Для того чтобы наметить конкретную цель, необходимо проанализировать актуальную ситуацию, имеющую отношение к данной деятельности. В анализе ситуации деятельности принимают участие процессы восприятия и мышления человека.

Восприятие и анализ ситуации невозможны без обращения к уже име­ющимся у субъекта знаниям, т. е. к памяти. Результат восприятия и интерпрета­ции ситуации зависит от системы знаний (значений), которыми располагает субъект. Воспринять и понять можно только то и в той степени, что и в какой степени соответствует имеющимся знаниям и опыту субъекта.

Наш сотрудник, решивший стать сильным и смелым, может, анализируя свою ситуацию, узнать, что сильными и смелыми мужчины становятся, когда они или занимаются спортом, или выступают публично, или приобщаются к мировой культуре. Но поскольку он еще только готовится к профессиональной деятельности, содержанием понятий (значений) «сила» и «смелость» становится физическая сила и смелость физически постоять за себя.

В связи с этим в качестве конкретных целей он может наметить только те, которые соответствуют его системе понятий. Это может быть занятие боксом, борьбой, восточными единоборствами, штангой или другими видами спорта.

Из всего намеченного спектра конкретных целей человек должен выбрать только одну, поскольку одновременно двигаться в нескольких направлениях так же невозможно, как невозможно добыть пищу, если одновременно охотиться на зверя и ловить рыбу.

Выбор конкретной цели из числа намеченных в результате анализа ситуации производится так же, как и при отборе определенной гипотезы при решении задачи – на основе нескольких критериев, а именно критериев субъективной привлекательности, стоимости и вероятности достижения данной цели.

Наш сотрудник из всех видов спорта мог выбрать бокс, потому что:

1) ему нравилась сама атмосфера боев на ринге, кроме того, в секцию бокса ходил его приятель и поэтому ему легче было освоиться в незнакомой ситуации;

2) секция бокса находилась недалеко от дома, а занятия в ней стоили недорого;

3) он знал, что в эту секцию принимаются все желающие, поэтому, обратившись туда, он наверняка туда попадет. Как нетрудно увидеть, в выборе конкретной цели принимает участие не только дискурсивное мышление, но и эмоции, определяющие субъективное предпочтение тех или иных целей.

Выбор конкретной цели влечет за собой следующие этапы действия:

а) разработку средств достижения цели,

б) программы ее достижения.

У нашего сотрудника в качестве таких средств могли быть: демонстрация своей ловкости перед приятелем, разговор с родителями по поводу оплаты занятий, покупка спортивной формы и необходимых для занятий вещей и т. д. Одновременно с этим он наме­чал и определенную последовательность своих действий, т. е. продумывал, что именно он сделает вначале и что потом.

Все предыдущие этапы выполнения действия приводят к следующим этапам: принятию решения о целеосуществлении и собственно целеосуществлению. В нашем случае это выполнение конкретных действий в соответствии с намеченной программой – разговор с родителями, обращение в секцию.

Эти конкретные более мелкие действия, характер выполнения которых зависит от конкретных условий, можно рассматривать как операции в общей структуре деятельности сотрудника.

Этап целеосуществления приводит к появлению каких-то конкретных результатов. Например, приход сотрудника в спортивную секцию завершился его принятием в группу начинающих. Этот этап знаменует окончание одного из действий, выполнение которых приближает человека к конечной стратегической цели.

Поскольку общая цель пока субъективно не достигнута, данное действие как функциональная система заменяется новым, например действием, целью которого является получение разряда по боксу. Осуществление этого действия происходит по той же схеме и в той же последовательности.

Целостная целенаправленная деятельность осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута ее конечная цель. В данном случае – до тех пор, пока сотрудник не почувствует себя достаточно сильным и смелым, чтобы физически постоять за себя. Достижение промежуточных и конечной целей и, следовательно, удовлетворение исходного мотива обязательно сопровождается положительными эмоциями, которые в данном случае выполняют функцию подкрепления.

В процессе осуществления деятельности человек изменяется — он становится старше, изменяются его физические характеристики, увеличивается запас его знаний и умений, изменяется иерархия его социальных ценностей. В связи с этим может случиться так, что в процессе осуществления деятельности мотив, лежащий в ее основе, изменится, например, в результате изменений в иерархии ценностей данной личности.

Что при этом произойдет с данной деятельностью?

По мнению А. Н. Леонтьева, именно мотив определяет вид и содержание деятельности. Поэтому при смене мотива происходит по сути дела смена старой деятельности на новую, т. е. старая деятельность распадается и формируется новая деятельность, содержание которой соответствует новому мотиву.

В нашем примере может произойти так, что с окончанием вуза у нашего героя на первом месте в иерархии его ценностей окажется не физическая сила и способность физически постоять за себя, а знания, эрудиция, компетентность в выполняемых им обязанностях. Физическое же совершенство как ценность может переместиться на более низкое место или вовсе занять последнее место в иерархии ценностей.

Таким образом, прекращение деятельности связано либо с совпадением полученного результата с желаемым, либо с исчезновением инициировавшего ее мотива. Если мотив сохраняется, но полученный результат не совпадает с желаемым, будут вноситься соответствующие поправки в любой из функциональных элементов деятельности.

Например, может быть заново проанализирована ситуация, привлечены иные знания, хранящиеся в памяти. На этой основе или на основе изменения критериев выбора цели старая цель действия может быть заменена на новую.

В связи с появлением новой цели будут использоваться и новые средства и разрабатываться новые планы. Промежуточный результат действия, отличный от предыдущего, будет сравниваться с новой его целью. При этом стратегическая цель и желаемый стратегический результат останутся неизменными.

О роли восприятия, памяти и мышления в структуре деятельности коротко было сказано. Какова здесь роль таких психических образований, как представление и воображение? Представление служит в данном случае для формирования вторичного чувственного образа, выступающего в качестве наглядного образца, достижение которого и будет знаменовать достижение стратегической цели.

Наш сотрудник может представлять себя похожим, например, на Майка Тайсона. Воображение тоже может служить усилителем мотива – сотрудник может воображать, как он запросто расправляется со своими нынешними реальными обидчиками, с которыми сейчас ему справиться не удается.

Такова в общих чертах внутренняя структура деятельности человека. К сказанному необходимо добавить следующее. Деятельность человека, в отличие от жизнедеятельности животных, протекает не только в физической, но прежде всего в социальной среде.

И еще одно обстоятельство, которое иногда существенно изменяет продуктивность отдельных этапов, последовательность и эффективность всей деятельности в целом. Дело в том, что между потребностями человека и осознаваемыми мотивами деятельности имеются определенные отношения, которые в самой общей форме можно описать примерно так.

Всякая возникающая биологическая или социальная потребность у человека немедленно оценивается внутренней цензурой (защитными механизмами) личности с точки зрения соответствия ее содержания нормам и ценностям, принятым самой личностью, т. е. являющимся неотъемлемым ее достоянием.

Если возникшая потребность по своему содержанию соответствует им, то она осознается, становится мотивом в неизменном виде. Если же она противоречит нормам и ценностям личности, то в целях сохранения самооценки и устранения внутреннего конфликта она осознается в измененной форме, соответствующей этим нормам и ценностям или вовсе подавляется.

При достаточной интенсивности подавленная или измененная потребность тем не менее продолжает свое существование и требует своего удовлетворения. Это приводит к тому, что, оставаясь на заднем плане деятельности, эта потребность, незаметно для самого субъекта, вносит свои искажающие кор­рективы и в процесс анализа ситуации, и в извлечение информации из памяти, и в придание веса критериям, на основе которых выбирается цель, и в принятие решения и планирование действий, и в целеосуществление, и в оценку достигнутого результата.

Вся деятельность может приобрести хаотичный, непоследовательный характер, она может многократно повторяться вхолостую, а стратегическая цель будет оставаться недостижимой, либо с ее достижением человек не будет испытывать удовлетворения. Причины этих неудач будут скрыты от самого субъекта до тех пор, пока он в результате тщательного анализа или по каким-то иным причинам не осознает истинную потребность, лежавшую в основе его деятельности.

Между содержанием сознания человека, его внутренней картиной мира и его деятельностью имеется определенная связь. Связь эта закреплена в представлениях Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина о генезисе высших психических функций как интериоризации внешних действий.

Высшие психические функции человека, основной характеристикой которых является произвольность деятельности, осуществляемой на их основе, представляют собой те психологические структуры, которые формируются в процессе предметной деятельности ребенка совместно со взрослым.

Внешняя деятельность, распределенная вначале между ребенком и взрослым, посредством языка превращается в лаконичные, свёрнутые идеальные программы действий, обозначенные знаками и актуализируемые с помощью этих знаков при появлении соответствующих условий.

Таким образом, в структуру значения данной категории объектов вклю­чаются не только внешние, образные признаки объектов, но и определенные структуры действий, обусловленные культурно-историческим опытом данной группы людей. Данные структуры действий присутствуют в так называемых операциональных и функциональных определениях понятий.

Операциональное определение указывает на то, какие именно действия следует выполнить, чтобы получить данный объект. Например, воздушный шар – это то, что получается, если надуть легкий резиновый баллон. Функциональное определение – это те действия, которые в принципе можно совершить с данным объектом. Например, воздушный шар — это то, чем можно украсить праздник, что можно запустить в небо, что можно проткнуть и услышать при этом громкий хлопок.

Приведенная схема целостной целенаправленной деятельности помогает понять роль и характер взаимодействия отдельных психических процессов, состояний и свойств личности в целостной психической жизни человека. Для того чтобы начать действовать, необходимо иметь основания, причину.

Такой причиной всякой целенаправленной активности человека является потребность или мотив. Чтобы действовать эффективно, необходимо построить чувственные образы среды, в которой предполагается осуществлять эти действия. Эту функцию выполняют ощущение, восприятие, представление и воображение. Чувственные образы не могут быть построены без привлечения прошлого опыта, который представлен в чувственных образах в конденсированном виде.

Ведь для того, чтобы построить в субъективном пространстве форму объекта, необходимо иметь в своем распоряжении соответствующие «строительные элементы» – прямые и кривые линии, углы, их ориентацию и локализацию и т. д.

Чтобы понять отношения между элементами образа и между образами, необходимо, опираясь на знак – устойчивый чувственный посредник — вычленить их и обобщить. Эту функцию выполняет мышление. Сам по себе чувственный образ представляет собой нейтральное образование. Для того чтобы он обрел для субъекта определенный смысл, необходимо соотнести его с потребностью или мотивом.

Именно потребность и мотив определяют актуальное значение данного объекта или ситуации для субъекта в данный момент времени. Это значение в то же время может колебаться в некоторых пределах, определяемых культурой той социальной среды, в которой сформировалась данная личность.

Выбор цели сопряжен с действием субъективных факторов, обусловленных опытом личности. Не последнюю роль в нем играют эмоциональные отношения и состояния личности в момент выбора. Они также влияют на оценку значения выбираемой цели действий.

При принятии решения о целеосуществлении человек также использует дискурсивное мышление, посредством которого он старается представить самому себе и другим логически непротиворечивые и разумные, т. е. соответствующие нормативным требованиям, основания выбора. В процессе целеосуществления он также вынужден, сталкиваясь с препятствиями, решать задачи, опираясь опять же в основном на дискурсивное мышление.

В оценке степени совпадения полученного и желаемого результата участвуют и эмоции, которые непосредственно сигнализируют субъекту об этом в форме переживания удовольствия или неудовольствия, и мышление, с помощью которого человек выдвигает рациональные основания для констатации такого совпадения.

Вся деятельность осуществляется не сама по себе, не машинообразно, а в соответствии с волей субъекта этой деятельности – личности, и не в отвлеченном пространстве, а в пространстве социальных отношений, которые также представляют собой систему значений, вырабатываемых конвенционально.

Роль способностей в деятельности человека.

Из сказанного выше очевидно, что деятельность человека представляет собой в структурном и функциональном отношении сложно организованную систему.

Успешность всякой деятельности зависит как от эффективности ее единиц (действий и операций) и функциональных элементов (например, устойчивости мотива, адекватности выбранной цели, памяти, характерологических особенностей, таких как решительность или нерешительность, и т. д.), так и от общей организации деятельности. В свою очередь и единицы, и элементы, и общая организация также зависят от различных психических процессов, свойств и состояний человека.

Вот эта совокупность психологических свойств человека, которая позволяет ему осуществлять максимально целесообразным и эффективным образом тот или иной вид социально значимой деятельности, и называется в психологии способностями.

В научной психологии способности – это термин, значение которого имеет свои более или менее определенные границы. Не все особенности человека, имеющие отношение к его деятельности, можно отнести к способностям. В связи с этим появляется необходимость ввести некоторые критерии, на основе которых можно было бы выделять психологические качества человека именно как способности.

Выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов предложил следующие три признака, которые «всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте».

Во-первых, «под способностями разумеются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого». Свойства, в отношении которых все люди равны, не являются способностями. Таким образом, такие общечеловеческие качества, как способность говорить, воспринимать, мыслить, и т. д., как таковые не являются способностями в специфическом смысле этого термина, поскольку они являются родовыми признаками человека.

Во-вторых, «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей». Такие индивидуальные особенности, как, например, вспыльчивость или тревожность, не являются способностями. Хотя, по мнению К. К. Платонова, те или иные личностные особенности могут входить составной частью в те или иные способности. Например, медлительность, неторопливость может оказаться важным каче­ством в работе бухгалтера.

В-третьих, «понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности обнаруживаются в том, «насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности» (Введение в психологию, 1996). Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение способностей.

Способности условно можно разделить на общие и специальные способности.

Под общими способностями в психологии понимается такая совокупность индивидуально-психологических качеств человека, которая отвечает требованиям широкого класса деятельностёй и позволяет успешно решать разнообразные задачи. Чаще всего исследование общих способностей сопряжено с исследо­ванием интеллекта.

Интеллект – это относительно устойчивая структура именно умственных способностей. Его часто отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. (Психология: Словарь, 1990). Общие же способности определяются не только интеллектом, но и такими свойствами, как обучаемость и креативность (Дружинин В. Н., 1999).

Под обучаемостью понимают общую способность к усвоению новых знаний и способов деятельности.

Обучаемость – это скорость и объем возрастания эффективности деятельности (в том числе и интеллектуальной) под влиянием обучающих воздействий.

Важным компонентом общих способностей является и так называемая креативность («творческость»).

Креативность это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М. А. Холодная). Это – способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное и наоборот.

Специальные способности это такие индивидуально- психологические особенности, которые способствуют успешному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности.

В структуре организаторских способностей Л. И. Уманский перечисляет 18 психологических качеств: от способности заряжать своей энергией других людей, понимать и верно реагировать на их психологию до общительности, на­стойчивости, работоспособности, активности и организованности как способности организовать самого себя.

Успешность профессиональной деятельности определяется помимо всего прочего конструктивными, организаторскими, коммуникативными способностями, тактом, доступностью и общительностью, выдержкой, умением работать коллегиально, личным профессиональным мастерством, изобретательностью и выдумкой в работе и рядом других об­щечеловеческих качеств (К. К. Платонов).

Как видно из изложенного, успешность в любой специфической деятельности обусловлена наличием как специальных, так и общих способностей, но самое главное – выполнением самой деятельности, интересом к ней, настойчивостью, упорством и терпением.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций / В.Г. Крысько.- 4 –е изд. испр.- М.: Омега-Л, 2006.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2009.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов./ Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2009.

4. Психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная:

1. Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник. / М.И. Еникеев.- М.: Норма, 2002.

3. Колосов Д.В. Введение в общую психологию: Учебное пособие / Д.В. Колесов. – М.: Изд. Московского психолого-социального института: Воронеж: МОДЭК, 2002.

4. Крысько В.Г. Общая психология. Учебник для вузов./ СПб.: ПИТЕР, 2003.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

6. Машков В.Н. Введению в психологию человека: Учебное пособие / В.Н. Машков. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2003.

7. Немов Р.С. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003.

8. Общая психология: Учебник / Под А.В. Карпова.- М.: Гардарики, 2002.

9. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронцов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина.- 2 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

10. Психология ХХI века: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: