Организация тарных операций в торговле

Унификация и стандартизация тары. Организация обращения и маркировка тары.

29. Унификация тары – это процесс приведения всего многообразия видов, форм и размеров тары к ограниченному числу типов/размеров и закрепления их за определенными товарными группами.

Унификация осуществляется на базе единого модуля для тары, транспортных средств, оборудования, складов и магазинов. Модули для транспортной тары – международный плоский поддон (800 на 1200 мм).

Унификация позволяет создать условия для единой системы, технологии, обработки грузовых мест на транспорте и в торговле.

Стандартизация тары - устанавливает использование наиболее рациональных типов тары, с точки зрения материалов изготовления, формы и веса.

Одной из задач стандартизации является разработка технических требований к таре: правила ее приемки, маркировки, транспортировки и хранения.

Различают две группы стандартов на тару:

· Нормативные – сформулированы общетехнические требования (типы, основные параметры, методы испытания);

· Предметные – приведены наименования и назначения тары. Разрабатываются на основе нормативных (надежность, технологичность, транспортабельность)

Кс=L1/L2;

Кс – коэффициент складирования;

L1L2 - объем одного ящика.

Маркировка тары - наносят на торцевых стенках ящика, на днищах бочек и фляг (должна содержать наименование производителя, срок годности).

Товарная маркировка (фабричная) содержит наименование изделия, название производителя, его адрес, заводскую марку, указание сорта, госта.

Отравительная маркировка содержит номер места (21/5: 21 – номер места, 5 – число единиц товара), пункт назначения – отправления, наименование производителя.

Специальная маркировка (предупреждающая) указывает на способ хранения товара и обращение с ним, а в процессе доставки.

Транспортная маркировка содержит: в числителе – порядковый номер, за который данная отправка принята к перевозкам, в знаменателе – число мест данной отправки.

Организация тарных операций в торговле

Сбор и возврат тары осуществляют предприятия торго­вли, общественного питания, заготовительные и производ­ственные предприятия. При этом они руководствуются специ­альными Правилами, которые допускают другой порядок при­менения, обращения и возврата тары, если он предусмотрен в Договоре.

Значительная нагрузка ложится на предприятия торговли, которые в зависимости от выполняемых ими функций и товарно-отраслевого профиля, выполняют очень обширный круг опера­ций с тарой, основными из которых являются следующие:

· приемка тары по количеству и качеству;

· вскрытие;

· высвобожде­ние от товара;

· кратковременное хранение и накопление отгру­зочных партий;

· вывоз;

· сдача по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтным) предприятиям или изготовите­лям (поставщикам) товаров;

· документальное оформление тар­ных операций.

Приемку тары по количеству и качеству осуществляют материально ответственные лица, причем тару, поступившую с товаром, принимают одновременно с товаром. Количество по­ступившей тары сверяют с данными сопроводительных доку­ментов.

Принимая тару по качеству, следует убедиться в ее соответ­ствии требованиям стандартов, проверить правильность мар­кировки. Необходимо также убедиться в соответствии фактиче­ского качества тары качеству, указанному в сопроводительных документах. Проверяется правильность цен, соответствие их це­нам, установленным в договоре.

При выявлении ненадлежащего качества тары или расхожде­ний в ее количестве получатель обязан составить акт, который служит основанием для предъявления претензии к поставщику. Порядок составления акта и предъявления претензии к постав­щику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Для вскрытия тары используют специальные инструменты: топорик-гвоздодер, трубчатый гвоздодер, молотки (железный и деревянный), набойки обручей (деревянная и металлическая), клещи, ножи для вскрытия картонных ящиков и вспарывания мешков.

Освобожденная от товаров и приведенная в порядок тара должна быть рассортирована по видам и сосредоточена в спе­циально отведенных местах.

Деревянную тару хранят на подтоварниках штабелями, уло­женными по видам и назначению. Тару из-под товаров, облада­ющих специфическим запахом, хранят отдельно. Мешки после очистки их от остатков товаров сортируют по видам и катего­риям и укладывают кипами на хранение в сухих помещениях. К каждой кипе прикрепляют бирку, в которой указывают катего­рию и количество мешков.

Металлические бочки хранят на подтоварниках под навесом. Стеклянную тару, уложенную в транспортную тару, также хранят под навесом.

Нельзя хранить тару в беспорядочно сложенных кучах, мягкую тарув сырых местах, на каменных полах без деревянных застилов или прокладок.

Тара разового пользования после вскрытия и высвобождения от товара подлежит утилизации. Бумажная и картонная тара ис­пользуется в качестве макулатуры. Некоторая часть полимерной тары может быть использована как вторичное сырье химических производств. В качестве материалов для ремонта тары рекомен­дуется использовать отходы деревянной тары.

Для различных видов возвратной тары установлены опре­деленные сроки возврата их предприятиям-изготовителям, а при отсутствии сведений об изготовителе товаровотпра­вителю. В связи с этим очень важен регулярный вывоз тары.

Для повышения коэффициента загрузки транспорта наращи­вают борта автомашин, применяют полуприцепы большой вме­стимости. Однотипную тару укладывают правильными рядами с максимальной плотностью, обеспечивая при этом необходимую «связь». Уложенную тару перевязывают веревкой и закрывают брезентом.

Заключительные операции с тарой, выполняемые предпри­ятиями розничной торговли, — сдача ее по количеству и ка­честву тарособирающим (тароремонтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее документальное оформление.

Для концентрации возвратной тары, вывезенной из магазинов и других предприятий, ее систематического возврата создаются тарные склады. Они занимаются сбором различных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением новой тары, перера­боткой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Важнейшей функцией таких складов является сдача отремонтированной тары ее потребителям.

Наличие тарных складов позволяет улучшить организацию тарного хозяйства и обеспечить максимально возможный сбор и возврат тары. На таких складах можно применять современ­ную технологию сбора, ремонта, очистки, хранения и возврата тары. Они организуют централизованный вывоз тары от по­лучателей товаров и другой продукции, что способствует сни­жению издержек, связанных с ее возвратом. Создаваемые здесь мастерские для ремонта тары оснащаются современными высо­копроизводительными станками.

Тарные склады имеют в своем распоряжении автомобильный транспорт, который используется для централизованного вывоза тары от получателей товаров и другой продукции и для возврата ее изготовителям или поставщикам товаров.

Операции по сбору тары выполняет специальный сборщик (экспедитор) или шофер, принимающий тару от материально ответственных лиц по количеству и качеству.

Магазины и другие таросдатчики обязаны предварительно подготовить тару к сдаче и погрузке на автомашину, рассорти­ровав ее по видам и категориям, выписать расходную наклад­ную.

Основным документом, подтверждающим вывоз тары из магазина или другого предприятия, является товарно-транс­портная накладная. На ее основе осуществляется оплата услуг автотранспорта по вывозу порожней тары.

1. Кодирование и маркировка тары и упаковки. Применение штри­хового кода и знаков идентификации товара.

С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.

В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.

Большое значение технология автоматического сканирования штриховых кодов имеет для розничной торговли, так как позволя­ет оперативно собирать и обрабатывать информацию о продажах (т.е. отслеживать спрос), передавать эту информацию через теле­коммуникационные системы и сети оптовым торговым посредни­кам и непосредственно производителям, формируя заказы на про­изводство и поставку нужного объема и ассортимента продукции.

Внедрение штрихового кодирования связанно с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в произ­водство и торговлю. В результате этого появилась возможность упростить документальное оформление товаров на разных этапах.

Штриховой код - чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.

Скорость ввода штрихового кода по сравнению со скоростью вводы символов возрастает в 1,5-2 раза, а достоверность данных повышается на несколько порядков.

Штриховой код становится неотъемлемым элементом маркировки товаров. В соответствии с последними требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.

Система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной только в том случае, если она охватывает не менее 85% товаров.

Правительством России принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговле, банковском деле, на транспорте, в медицине и других сферах народного хозяйства.

В данное время в мире используют несколько основных систем штрихового кодирования:

Западногерманская система BAN. Эта система введена в ФРГ в 1968 году. Символ кода состоит из 8 цифр: первая и вторая цифра содержат информацию о виде товара; третья - номер товарной группы; четвёртая -номер ассортиментной группы; пятая, шестая и седьмая - порядковый номер товара; восьмая - номер пробы. В таком виде BAN применяется только для обозначения потребительских товаров.

Американская система UPC. Она введена в 1973 году в США и Канаде и была приспособлена к системе розничной торговли. Символ кода обозначается 12 цифрами, так как префикс стран в этой системе всегда состоит из 2-х цифр. Каждая позиция года образуется двумя тёмными и двумя светлыми штрихами. Ширина и расстояние между этими знаками отмеряется с помощью фотоэлектронного устройства. Символ кода UPC состоит из 2-х частей - левой и правой. Каждая часть имеет форму прямоугольника. Элементы левой части представляют собой зеркальное отражение правой. Светлая полоса означает ноль, темная - единицу. Прочтение символа совершается посредством движения луча света фотоэлемента, который должен быть направлен под углом 180°, чтобы охватить обе стороны символа.

Японская система CALRA-CODE. Эта новая система кодирования, введена в Японии в 1987 году и представляет собой графический год. Он состоит из 10 больших квадратов, каждый из которых разделён на меньшие одинаковые величины, им приписываются конкретные цифры - 1,2,4,8. Эта система более проста в применении. Она содержит большой объём информации, причем устройство для её расшифровки дешевле и эффективней при нечётном шрифте. Её можно прочитать приискажении квадрата до 1 мм. Данная система применяется только в Японии, так как не получила распространения в других странах.

Европейская система EAN.

В Западной Европе для идентификации потребительских товаров с 1977 года стала применяться аналогичная система под названием "Европейский артикул" (EAN - European Article Numbering).

Европейская система кодирования является разновидностью UPC. Код EAN представляет собой набор цифр от 0 до 9. Все кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN-8) или тринадцатью (EAN-13) цифрами. Также есть код ITF-14, который используется только для транспортной тары.

Сокращенный символ (EAN-8) используется для маркировки товаров малых размеров. Американский и западноевропейский коды совместимы. Единственная разница между ними заключается в том, что код UPC содержит 12 знаков, а код EAN-13.

Структура штриховых кодов EAN представлена в таблице 1.

Цифровое обозначение кода EAN-13:

Последняя цифра - контрольный индекс, в коде EAN - 13. Его можно рассчитать самостоятельно по следующей схеме:

1. Складываются цифры, стоящие на чётных позициях кода;

2. Результат умножается на 3;

3. Складываются цифры на нечётных позициях кода;

4. Суммируется результат 2 и 3 действия;

5. Контрольная цифра представляет собой разность между итоговой суммой и близлежащим к ней высшим числом, кратным 10.

Код EAN не классифицирует, а идентифицирует товары таким образом, что никакой другой товар не может иметь такого же кода. Его наличие позволяет потребителю определить страну-импортёра товара, его конкретный номер, предъявить при необходимости претензии к качеству товара и его безопасности.

Печатаются коды на светлом без изображения фоне темными красками: черной, темно-синей, темно-зеленой, темно-коричневой.

В международной практике наибольшее распространение получили коды EAN.

В зависимости от применения существует три группы товарных кодов EAN:

- международные;

- национальные;

- локальные.

Международные коды используются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой.

Национальные коды могут использоваться только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости могут быть прочитаны и в другой стране.

Локальные коды могут быть использованы торговым предприятием только в системе управления данного предприятия и преследуют вполне определенные цели.

Коды России и СНГ – 460-469.

Признаки позволяющие отличить подлинные штриховые коды от фальсифицированных:

- размеры штрихового кода;

- цветовое исполнение отдельных элементов штрихового кода: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов совпа­дающий по цвету с фоном, белый допускается желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается приме­нение любых оттенков красного и желтого цвета для штрихов, так как они не считываются сканером;

- место нанесения штрихового кода: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки;

- штриховой код не должен размещаться на месте, где уже есть другие элементы маркировки;

- нанесение на упаковку только одного штрихового кода EAN или UPC; нанесение двух кодов допускается в слу­чае, если товаропроизводитель произвел регистрацию в двух ассоциациях и в этом случае коды наносятся в про­тивоположных концах упаковки.

Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изго­товитель наносит следующим образом:

на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки;

на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз (по соглашению с потреби­телем она может быть нанесена на обечайку);

на флягах и баллонах — на дне.

Маркировка должна содержать следующую информа­цию: наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации, в соответствии с которыми изго­товлена тара. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».


29. Формирование и планирование ассортимента товаров в магазинах. Коэффициенты устойчивости, полноты, стабильности ассортимента.

Ассортимент - это совокупность их видов, разновидностей, сортов, объединенных по определенному признаку.

Производительный ассортимент - это номенклатура товаров, выпущенных промышленным или с\х предприятием.

Торговый ассортимент - это перечень товаров, подлежащих продажи в разной торговой сети.

Непродовольственных товаров - 70 тыс. наименований

Продовольственных - 30 тыс.

Планирование ассортимента – обоснованный отбор изделий для будущего производства и сбыта, а т.ж. приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей.

Признаки формирования ассортимента:

  1. В зависимости от однородности сырья различают товары, изготовленные из меха, кожи, стекла;
  2. По потребительскому назначению: спортивные, одежда, обувь;
  3. С учетом ограниченности сроков реализации: скоропорт и нескоропорт;
  4. По сложности ассортимента: мыло хозяйственное, спички;
  5. По частоте спроса: повседневные продукты питания;

Периодического спроса: косметика, бытовая химия, обувь;

Редкого спроса: мебель, колодки, автомобили;

  1. По комплентарности (степень совместимости в процессе потребления): субституты (взаимозаменители) масло сливочное - маргарин, майонез - сметана, комплентарные (взаимные, употребляются вместе): фотопленка, принтер- дискета.

Показатели ассортимента:

1. Глубина ассортимента - количество наименований товара в одной группе.

2. Широта ассортимента - количество групп товаров, предлагаемых в торговом предприятии, молочные, сыры, чай, кофе.

3. Коэффициент обновления ассортимента – отношение количества новых наименований товаров за год к общему количеству наименований товаров, предложенных данным предприятием.

4. Структура ассортимента - доля в % соотношении каждого товара в т\о магазины

5. Насыщенность товарной номенклатуры - общее количество проданных товаров во всех ассортиментных группах.

6. Гармоничность товарной номенклатуры - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения

7. Товарный каннибализм - процесс поглощения новым товаром рыночной доли существующего раннее товара

Принципы формирования ассортимента.

  1. Обеспечение стабильности ассортимента в магазине достигается путем соблюдения магазином ассортиментным перечнем.
  2. Обеспечение рентабельности работы магазина.
  3. Сортирование ассортимента товаров по характеристике спроса населения в районе магазина.
  4. В торговом магазине должны предлагаться товары с разным уровнем цен для покупателей с разным уровнем доходов.
  5. Учитывать фазу жизненного цикла товаров.
  6. Расширение ассортимента товаров за счет товаров новинок.

Влияние факторов макро и микро среды на формирование ассортимента.

  1. Макроэкономическая группа факторов: Состояние производства; Доходы населения; Таможенная политика; Инфляция; Экспорт / импорт.
  2. Демографические: Плотность; Численность; Половозрастной состав.
  3. Микрофакторы: Климатические; Финансовое положение магазина; Наличие холодильного оборудования; Влияние наступления праздников; Влияние сезонов; Влияние конкурентов; Специализация магазина; Условия товароснабжения магазина (удаленность от поставщиков).

Этапы формирования ассортимента (открытие нового магазина):

1. Определение специализации магазина

2. Сформировать групповой ассортимент товара

3. Сформировать ассортимент товаров внутри групп

Оптимизация ассортимента:

Различают наращивание вверх, что означает добавление в ассортимент более качественных, но и более дорогих товаров; вниз добавление среднего уровня качества по низким ценам; двустороннее наращивание - и то, и другое; прореживание ассортимента - изъятие товаров, не пользующихся спросом.

Методы анализа ассортимента:

1. .Анализ рентабельности ассортимента - считается, что товарный ассортимент слишком узок, если прибыль увеличивается после добавления в ассортимент нового товара; и слишком широк, если прибыль увеличивается после прекращения добавления в ассортимент новинок.

Показатель рентабельности: Рm=П/Т*100%

П – прибыль; Т – товарооборот.

2. ABC анализ (функционально- стоимостной) цель: выявить перспективы ассортиментной политики. В ассортименте торгового предприятия выделяют 3 блока:

А - дает наибольший товарооборот и прибыль (кондитерские изделия, алкоголь, рыба, мясо, фрукты)

В - дает меньшую прибыль (мука, крупа, табак, чай, кофе, молочные сыры)

С - 3 % в товарообороте, не ходовые, трудно реализовываемые, не приносящие прибыль товары

Анализ рентабельности ассортимента следует проводить в специальных магазинах, тогда показатель будет более объективным и точным. Хлеб размещается в самом конце торгового зала. АВС анализ используется в торговой практике для того, что бы не допускать перебои в продаже товаров, относящиеся к блоку А, для этого ежедневно следует следить за размерами ассортимента и заблаговременно давать заявку поставщикам на поставку того или иного товара; следить за товарами блока В следует следить раз в неделю или реже; товары группы С анализируют и выявляют товары, относящиеся к ним и больше их не заказывают.

3. Матрица BKГ – бостонской консалтинговой группы.

  Большая доля рынка Малая доля рынка
Высокий темп роста «Звезды» «Знаки вопроса или трудные»
Низкий темп роста «Дойные коровы» «Собаки»

Матрица разделена на 4 квартала, в каждом из которых представлены различные стадии.

«Знаки вопроса или трудные дети» характеризуются низкой долей рынка. Большинство предприятий начинают свою деятельность с продажи этих позиций, то есть выйти на рынок с высоким темпом роста, но на которой уже обосновывался лидер. Требуется значительные денежные средства представителю для того, что бы выкупать товар, стремление отстать от конкурентов, может попытаться обойти лидера, увеличить долю рынка.

«Звезды» характеризуются относительно высокой долей рынка, но они не всегда обеспечивают компании существенный приток денежных средств. Заняв доминантные позиции на растущем рынке, компания обычно нуждается в больших инвестициях для увеличения объема производства. Это обеспечивает или низкий уровень издержек производства за счет большего объема производства. Отсутствие в ассортименте товаров «звезд» является серьезным поводом для руководства компании.

«Дойными коровами» являются товары, которые имеют достаточно высокую долю рынка на медленно растущих отраслях, дающие стабильность товарооборота и высшую прибыль.

«Собаки» - это товары, которые характеризуются низкими долями на медленнорастущим рынком. Фирма решает, будут ли эти товары в их ассортименте или лучше избавиться от них.

4. Матрица Ансоффа:

  Имеющие рынки Новые рынки
Имеющие рынки Обработка рынка Развитие рынка
Новые рынки Развитие товаров Диверсификация

Основные стратегические рекомендации:

  1. Обработка рынка, который включает усиленные мероприятия по маркетингу, чтобы стабилизировать или расширить долю рынка и увеличение объема продаж. Для этого рекомендуется снижать цены, интенсивно рекламировать товар, стимулировать сбыт при помощи всех средств маркетинга.
  2. Развитие рынка представляет выход со старым товаром на новые сегменты рынка через географическое позиционирование.
  3. Развитие товара предусматривает внедрение инноваций, ноу-хау, что позволяет продавать модернизированные, усовершенные товары на старых рынках (обувная фабрика)
  4. Диверсификация предусматривает применение специализации предприятия, переход на новую, совершенно иную специализацию товаров. Уменьшают риск банкротства, у него есть несколько источников прибыли от разных деятельностей.

Расходы, связанные со стратегическими рекомендациями по матрице Ансоффа не одинаковые. Если расходы по обработки рынка принять за 1, то на развитие продукции необходимо 0.8 единиц, на развитие рынка и на диверсификацию- 12-16 единиц.

5. Модель Портера:

  Преимущественно все товары Преимущественно с/с
Вся отрасль Дифференциальные товары Лидерство по затратам
1 сегмент рынка Концепция на сегменте

Модель Портера содержит разрешительную концепцию конкретной стратегии, когда деятельность предприятия направлена не только на удовлетворение потребностей покупателей, но и на учет конкурентов на рынке. Модель Портера- это матрица конкуренции.

1. Лидерство по затратам - вся деятельность фирмы, направленная на сохранение затрат на производстве и реализацию товаров. Вся деятельность фирмы направлена на снижение затрат. Достигается при помощи доступа к дешевому сырью, строительство промышленных помещений оптимальной мощности, очень эффективного исполнения имеющихся основных фондов и оборотных средств и строжайший контроль за расходами, достигается преимущество по Р товара (ниже, чем у конкурентов)

2. Стратегическая дифференциация товара- продукция должна отличаться от продукции конкурентов, иметь неповторимые особенности для потребителей. Это позволяет установить высшею цену на товар. Это временно придает популярности бренда потребителю

3. Концепция на сегменте - основная цель заключается в обработке одного или нескольких сегментов рынка и достижения лидерства или особого положения. Предприятию необходимо наиболее эффективно обслуживать сегмент рынка по сравнению с конкурентами.

6. Матрица совместных покупок это метод анализа ассортимента выявивший связи между продавцами, образующих в результате взаимное удовлетворение для удовлетворения потребителей или устойчивого ассортимента, позволяющий покупателям приобретать этот товар одновременно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: