Научные школы управления

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Первые школы в теории управления появились в Америке и Европе, т.к. это связано с зарождением капитализма и индустриальным развитием (промышленность, производство)

1-я школа Научное управление (1885 - 1920) Тейлор, Френк, Гилберт, Тантт. Книга «Принципы научного управления»

Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы уделялось вопросам эффективности труда на основе анализа содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управленческого)

Ключевые положения школы:

- Научные принципы организации труда; - Рационализация трудовых операций; - Нормирование труда; - Разделение труда в управлении; - Разделение ответственности за результаты труда м/у менеджерами и рабочими- Человек рассматривался как «винтик в машине»

Концепция научного управления показала, что управление является самостоятельной областью научных исследований, что методы и подходы, используемые наукой, могут быть эффективны в практике достижения целей организацииции.

Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте. Среди них:- научный подход к менеджменту и его принципам; - анализ содержания работы и способов ее выполнения; - нормирование труда; - работа с кадрами (отбор, переквалификация…); - мотивация труда работников.

Классическая или административная школа в управлении (1920 - 1950)

Классическая школа возникла на основе идей школы научного управления. Основоположники: Анри Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик, Р. Дейвис, М. Вебер, Ч. Бернард.

Проблемы, рассматриваемые школой:

- принципы и функции менеджмента; - принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления; - построение организации (структура и управление работниками);

- процессный подход к управлению; - власть и ответственность; - справедливость оплаты труда.

Начали изучать человека Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления. А.Файоль выделил 14 основных принципов управления:

1)Разделение труда; 2)власть и ответственность; 3)дисциплина; 4)единство распорядительства (единоначалие); 5)единство руководства; 6)подчинение частных интересов общим; 7)вознаграждение по труду; централизация и децентрализация; 9)иерархия руководства; 10)порядок; 11)справедливость; 12)постоянство состава персонала; 13)инициатива; 14)единение персонала (корпоративность).

Основной вклад школы в современный менеджмент состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, а также в разработке концепции «менеджмента персонала».

Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах. Они старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие закономерности. Традиционно функциями считались финансы, производство и маркетинг.

Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой науки.

7.Сущность, содержание и характеристика управления. Взаимосвязь понятий «управление», «руководство» и «менеджмент».

РУКОВОДСТВО - одно из центральных понятий в теории организации и управ­ления, которое может быть определено: либо как персонифицированная деятель­ность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управле­нием персоналом (деятельность по управ­лению человеческими ресурсами в организации); либо как проявление лидерст­ва в системе формальных отношений; либо как тип организационного поведе­ния, обусловленный определенным должностным статусом и предусматрива­ющий властные полномочия (см.: Персо­нал организации: Лидерство в организации; Организационное поведение; Формальная (официальная) организация; Статус ра­ботника в организации). В ряде зарубеж­ных теорий (Э. Воутилайнен, Й. Ниссенен, П. Поренне, Т. Санталайнен) выде­ление Р. в особый вид управленческой де­ятельности связывается с его принципи­альным разделением на управление дея­тельностью (главная составляющая дея­тельности менеджеров) и управление людьми (руководство

Содержание управления персоналом[править | править исходный текст]

Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Управление персоналом подразделяется на следующие сферы деятельности: поиск и адаптация персонала, оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие персонала, оперативную оценку персонала, организацию труда, управление деловыми коммуникациями, мотивацией и оплатой труда), стратегическая работа с персоналом.

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

среда (система управления);

· средства (механизм управления);

· действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

менеджмент - это:

способ, манера общения с людьми;

. власть и искусство управления;

. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей./ 21 /.

Кроме того, менеджмент -

· это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

· это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

· это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: