В настоящее время транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа осуществляется следующими способами:
1. Железнодорожный транспорт:
a. Железнодорожные цистерны. Объём железнодорожных цистерн колеблется от 54 до 163 кубических метров. Железнодорожные цистерны бывают следующих видов:
i. Обычные железнодорожные цистерны.
ii. Железнодорожные цистерны специального назначения:
1. Железнодорожные цистерны с паровой рубашкой, использующиеся для перевозки высоковязких и парафинистых нефтей и нефтепродуктов с подогревом в процессе перевозки.
2. Железнодорожные цистерны-термосы, использующиеся для перевозки заранее подогретых жидкостей.
3. Специальные железнодорожные цистерны для перевозки сжиженных углеводородов и газов, использующиеся для перевозки этана, пропана, бутана при повышенном давлении, составляющем о двух до восьми мегапаскалей.
b. Железнодорожные тары:
i. Железнодорожные бочки, использующиеся для перевозки светлых нефтепродуктов и масел.
ii. Железнодорожные бидоны, использующиеся для перевозки смазок.
|
|
Достоинства железнодорожного транспорта:
· Возможность транспортировки в любое время года.
· Возможность транспортировки различных грузов одновременно.
· Возможность доставки нефти и нефтепродуктов в любую область, имеющую железную дорогу.
· Относительно высокая скорость доставки.
Недостатки железнодорожного транспорта:
· Высокая стоимость прокладки железной дороги и высокие тарифы на перевозки.
· Ограниченная пропускная способность железных дорог.
· Холостой пробег от потребителя к производителю.
2. Водный транспорт:
a. Сухогрузы: тары.
b. Нефтеналивные суда:
i. Нефтеналивные танкеры. Танкерами перевозятся не только нефти и нефтепродукты, но и сжиженные углеводороды и газы.
Существует три основных вида перевозки сжиженных углеводородов на нефтеналивных танкерах:
§ Перевозка сжиженных углеводородов и газов в обычных резервуарах, под давлением в 1.6 мегапаскалей, и температуре до 45 градусов.
§ Перевозка сжиженных углеводородов и газов при давлении 0.3-0.6 мегапаскалей в теплоизолированных резервуарах.
§ Перевозка сжиженных углеводородов и газов при давлении 0.1 мегапаскаля и температуре от -163 до -40 градусов в теплоизолированных резервуарах.
Существуют следующие виды нефтеналивных танкеров:
1. Морские нефтеналивные танкеры. Средняя грузоподъёмность составляет 240 тысяч тонн.
2. Речные нефтеналивные танкеры.
ii. Нефтеналивные баржи, которые в отличие от нефтеналивных танкеров не имеют собственных насосов. Различают следующие виды нефтеналивных барж:
1. Морские нефтеналивные баржи.
|
|
2. Речные нефтеналивные баржи.
Достоинства водного транспорта:
· Относительная дешевизна транспортировки.
· Неограниченная пропускная способность водных путей.
· Возможность завоза в труднодоступные районы.
· Возможность межконтинентальных перевозок.
Недостатки водного транспорта:
· Сезонность водного транспорта.
· Относительно малая скорость транспортировки.
· Холостой пробег от потребителя к производителю.
3. Автомобильный транспорт:
a. Автомобильные цистерны. Грузоподъёмность автомобильных цистерн составляет от двух до пятнадцати тонн. Автомобильные цистерны бывают следующих видов:
i. Автомобили.
ii. Прицепы.
iii. Полуприцепы.
b. Автомобильные тары:
i. Автомобили.
ii. Прицепы.
iii. Полуприцепы.
Достоинства автомобильного транспорта:
· Большая маневренность.
· Быстрота доставки.
· Возможность использования в местах отсутствия железнодорожных и водных путей.
· Возможность транспортировки в любое время года.
Недостатки автомобильного транспорта:
· Малая грузоподъёмность.
· Относительно высокая стоимость транспортировки.
· Значительный расход топлива на собственные нужды.
4. Трубопроводный транспорт:
a. Нефтепроводы.
b. Нефтепродуктопроводы.
c. Газопроводы.
Основные достоинства трубопроводного транспорта:
· Кратчайший путь перевозки.
· Бесперебойность транспорта.
· Наибольшая степень механизации и автоматизации транспорта.
· Высокая надёжность.
· Простота в эксплуатации.
· Разгрузка других видов транспорта.
Основные недостатки трубопроводного транспорта:
· Большие капитальные вложения на этапе строительства.
· Жёсткость трассы.
· Ограниченность количества сортов или марок транспортируемых жидкостей.
Различные виды транспорта применяются как в чистом виде, так и в сочетании друг с другом.
Доли видов транспорта в перевозках по России:
Трубопроводный транспорт | Железнодорожный транспорт | Морской транспорт | Речной транспорт | |
Нефть | 91% | 6% | 2.7% | 0.3% |
Нефтепродукты | 13.3% | 76.3% | 3.4% | 7% |
Природный газ практически весь транспортируется по газопроводам.