Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Абстракционизм

Другой крупный направление модернистской живописи, архитектуры и т. д. - абстракционизм (абстрактивизм, абстрактное искусство - от лат. Abstraktio - отвлечение). Абстрактивизм - тенденция художественного мышления к абстрагированию, предотвращения изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Примечательно, что первая полностью абстрактная картина, насколько известно, появилась еще в XIX с. В 1883 г. французский художник А. Альфонс показал работу «Девушки под снегом», который является натянутым на подрамник письмом чистой белой бумаги. Эту картину можно посчитать просто шуткой, увидев в ней вполне конкретное изображение белого снега, покрывающего фигуры девушек. Но суть явления состоит в том, что абстрактность - это прежде всего наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей - это один из основных неотъемлемых способов мышления вообще. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно. В своем крайнем выражении она приводит к геометризации, превращая в декоративном искусстве изображение в орнамент, а в станковой - в абстрактную картину. Минимальный проявление абстрактного мышления ведет, наоборот, к предельной иллюзорности, натурализма. Вероятно, именно это имел в виду П. Пикассо, когда говорил, что «абстрактного искусства не существует».

«Абстрактивизм реалистический» - утверждал в 1917 г. А. Лот, подразумевая, что именно абстрактивистськие тенденции в искусстве адекватно, во всяком случае намного правдивее, чем солонная натуралистический живопись, отражают тенденции отчуждения художника начала XX столетия от ужасающей его действительности. Чем ужаснее становился мир, тем более абстрактным становилось искусство. Реализм - это не обязательно конкретность, а абстрактность вовсе не означает отказ от реалистичности, поскольку реализм и идеализм - другая пара категорий, чем абстрактное и конкретное. В истории искусства не раз бывало, что именно натурализм оказывался идеалистическим, а отвлеченное от конкретного художественное мышление - реалистичным.

Нельзя не заметить, что художники, не захваченные развитием формальных идей, обычно переходят рубеж, за которым художественное творчество как выражение образа мира перестает быть самим собой и превращается в чистую эстетику, отвлеченную игру форм и конструкций.

Абстрактивизм - правильное название, чем абстракционизм, - как конкретный художественное направление, в котором абстракция стала основным принципом формообразования, появился в самом начале XX в, хотя его предпосылки сложились еще в искусстве раннего модерна. В 1892-1893 гг А. Ван де Велде уже создавал свои абстрактные рисунки и акварели.

В абстрактивизме XX в. обычно выделяют два основных течения: абстрактный экспрессионизм, так называемая линия В. Кандинского, и конструктивный геометризм - «линия» Т. Ван Дусбурга, П. Мондриана, К. Малевича.

В. Кандинский считал, что новая абстрактная язык живописи поможет прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь тело - к душе, сквозь материальную оболочку вещей - к божественному «звона» духовной сути, заполняющего Вселенную. Художник, по В. Кандинскому, «слуга высших целей», которая с помощью кисти и карандаша создает «вибрацию» души, приобщая ее к «Духу музыки», Большого Космоса и грядущего Духовного царства. Именно об этом мечтал сам В. Кандинский, именно это он хотел выразить в своих произведениях. В вихревом космическом столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира, где все смешалось со всем и, теряя привычную плоть, легко и звонко звучало видимой глазу музыкой. Абстракционизм Кандинского и действительно напоминает музыку. Его живопись праздничный и апокалиптична одновременно. Распадается, разлетается, превращается в осколки, в кусочки, пятна и блики грубый материальный мир, мир вчерашнего дня, которым задавлена человеческая душа с ее «вибрациями». Абстрактная язык живописи В. Кандинского - язык свободы, гибкий, «открытая», не зависящая ни от сюжета, ни от человеческого образа. Иными словами, в живописи В. Кандинского заключено «восхождение» от частного к общему, последовательное отвлечение от конкретности форм, изображаемых с целью наибольшей «экспрессии».

Другой ведущий представитель абстракционизма - К. Малевич, реформируя язык живописи, заявлял о своем мессианстве, о намерении создать новый образ мира и, более того, - новый мир. Знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» был представлен Малевич в 1913 г. на выставке как «планетарный знак». Ничто, которое вмещает в себя Все, в том числе и потенции будущего. В подобных художественных претензиях еще оживал дух романтической утопии. Образ мира, сжатый до супрематичной фигуры, может легко стать планетарным знаком высшей гармонии. Данное течение предполагает конкретизацию общих, абстрактных идей в геометрических формах. Это, если можно так выразиться, движение сверху вниз ».

Абстрактивизм противоречив. С одной стороны, он возник закономерно в результате тех, усилившиеся в искусстве последней трети XIX с. французских импрессионистов и постимпрессионистов тенденций анализа художественной формы, с другой - отражал кризис творческого мышления, выражавшийся в последовательной подмене художественно-образного выражения простой гармонизацией форм, цветовых пятен, линий. А эстетическая конструкция, отвлеченная от конкретно-предметного содержания, какой бы совершенной с формальной точки зрения она не была, в изобразительном искусстве способна вызывать лишь простые эмоциональные реакции, подобно сигналам светофора. Это, в частности, объясняет, почему абстрактная картина, как правило, остается зашифрованной для зрителя, и ее действие сводится лишь к эмоциональному переживанию отвлеченных, произвольных ассоциаций.

В архитектуре, декоративном искусстве восприятие художественного образа происходит в контексте широких композиционных связей с пространственным и историко-культурной средой, и поэтому оно всегда конкретное, даже если выражено в полностью абстрактных формах. Например, содержание геометрического орнамента всегда понятно в его отношении к поверхности, на которой он расположен. Геометрические объемы зданий обусловлены их функцией и конструкцией в архитектурной композиции. Но в произведениях станковой живописи, графики, скульптуры композиция изолирована от окружающей среды и имеет автономный художественный смысл.

Все это говорит, что абстрактное искусство по своей сути является не художественным творчеством, а развитием идей, носящих, безусловно, творческий, но только эстетический смысл. Поэтому абстрактивизм не имеет стиля, он несет в себе лишь отдельные формальные признаки.

Абстракционизм обогатил экспрессию палитры и ритмико-динамичеську выразительность живописи, предсказал важные принципы пластико-пространственных решений в современной архитектуре, оказал влияние на развитие дизайна, индустриальное, прикладное и декоративное искусства. Однако, при всем том абстракционизм потерпел крушение в главном - в своих претензиях дать философско-художественную концепцию современной эпохи. Прокламируемыми абстракционизмом лицо, отказалась не только от познания и осмысления реального мира, но и от всякой связи с ним, эмигрирующих в свет своей опустошенной души, оказалась несостоятельной, неспособной решить проблемы века.





 

Читайте также:

Культурометрия

Мике Баль

Сталкинг

Аккультурация

Культурный империализм

Вернуться в оглавление: Культурология

Просмотров: 4386

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 174.129.163.89