Потребности – основной побудительный мотив развития экономики стран. Они очень разнообразны и сложны, как и сама человеческая природа. Люди нуждаются в удовлетворении физических потребностей и духовных знаниях, общении, посещении очагов культуры, путешествиях. Предприятиям необходимы орудия и предметы труда для производства товаров и услуг. Причем один и тот же объект может удовлетворять различные потребности. Обед в дорогом ресторане – это не только способ утоления голода, но и демонстрация определенного социального статуса. По мере развития общества происходит рост потребностей, меняется их структура и качество, возникают новые потребности и отмирают старые. Растет численность населения, что неизбежно требует увеличения массы создаваемых материальных и духовных благ. Потребности не имеют границ, а ресурсы всегда ограничены, то есть общество имеет в своем распоряжении определенное количество земли, рабочей силы и капитала. В обществе всегда существует противоречие между безграничностью потребностей и ограниченными возможностями их полного удовлетворения. Человечеству постоянно приходится решать фундаментальную экономическую проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности при ограниченности ресурсов? Ограниченность распространяется даже на информацию, потребителей и деньги, находящихся у них. Каждый человек и общество в целом стоит перед выбором. Поскольку ресурсы ограничены, то возможность увеличения одного блага достигается за счет снижения производства другого. Отдельному лицу, предприятию, обществу постоянно приходится чем-то жертвовать, то есть платить определенную цену за сделанный выбор. Это противоречие разрешается на каждом конкретном этапе ростом объемов производства. Проблема выбора бесконечна. Это значит, что мы не ограничены каким-то одним решением , а имеем их множество, между которыми и следует сделать выбор. Между чем идет выбор? Между экономическими (наилучшее соотношение результата и затрат) вариантами использования ресурсов. Ведь каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей. Разной может быть и технология его использования. Найти наилучший (оптимальный) вариант применения ресурсов из всех возможных – в этом смысл выбора как экономической проблемы. Экономическая наука и есть теория выбора оптимального экономического решения. Что же считать оптимальным выбором? В самом общем виде оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат. В экономике действуют только три субъекта: потребители (покупатели), производители (продавцы) и общество (правительство). Поэтому принято считать, что для покупателей оптимальный экономический результат – это рост количества и качества удовлетворенных потребностей; для продавцов – прирост прибыли; для правительства – степень удовлетворения общественных потребностей (охрана окружающей среды, поддержка нетрудоспособных, пособия безработным и т.д.) Выбирая то или иное решение, каждый из названных экономических субъектов решает множество вопросов. Покупатель должен как-то ранжировать свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожидаемыми доходами. Продавец должен решить не менее сложные вопросы: что именно произвести, в каком количестве и с каким качеством, какую применить технологию, рассчитать величину ожидаемой прибыли и ее соотношение с затратами. На эти вопросы должно ответить любое общество независимо от его экономической и политической структуры. Перед каждым производителем и страной в целом стоит главный вопрос: что производить? Необходимо определить, какие товары и услуги привлекут потребителя. Каждый производитель должен найти рыночную нишу неудовлетворенных потребностей. Он должен определит объем и структуру потребностей, которые он собирается удовлетворять причем необходимо знать не только текущие потребности, но и будущие. От правильного ответа на этот вопрос зависит непрерывность реализации товаров. Второй вопрос для производителя – как производить, то есть какие использовать технологии, сколько ресурсов и какие из них следует привлечь для создания необходимых благ. На практике это означает поиск путей снижения издержек и возможные комбинации факторов производства при данном объеме ресурсов и существующем уровне техники. Наконец, чтобы ответить на вопрос, кто и в каких объемах будет получать продукцию, необходимо определить величину и уровень доходов потребителей, и реальные возможности производства. Процветанием в экономике любая страна всегда обязана согласованности действий производителей, тогда как кризис – результат их антагонизма. Оптимальный механизм регулирования – вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы. Сторонники противоположного («социалистического») подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько…). Контроль со стороны общества осуществляет его главный властный институт – государство, обладающий правом и силой к внеэкономическому принуждению. Понятно, что директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей. Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими условиями. Но до абсурда она была доведена в «советской экономике». Практика показала тупиковость и этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки – хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное. Рыночная система базируется на принципе экономической целесообразности, то есть на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. К этому подталкивают условия конкуренции, стремление обойти соперника, предложив на рынке товар более высокого качества и по более низкой цене. Здесь коренятся и мощные стимулы к обновлению производства и ликвидации дефицита. А общим результатом является ускоренное развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса. Рыночная экономика формирует и соответствующий ее сути тип личности – энергичной, инициативной, способной к творчеству и оправданному риску. Вместе с тем субъекты рыночных отношений далеко не идеальны, Им свойственен эгоизм, предпочтение собственных интересов интересам общества. А потому цивилизованная рыночная экономика немыслима без хорошо разработанных тонких инструментов социальной регуляции, правовых и общественных институтов, призванных смягчать, обуздывать крайности рыночных отношений. Однако и в этом случае рыночная экономика не страдает от застоя. Развитие идет стихийно, но чрезвычайно бурно, иногда сопровождаясь резкими социальными сдвигами и периодическими кризисами перепроизводства разной силы и глубины. Эти социальные потрясения – оборотная сторона ускоренного развития производительных сил и качественных перемен в структуре производства. Они приводят к неизбежному банкротству предприятий и целых отраслей, усиливая и без того значительное имущественное расслоение в обществе. Таким образом, в рыночной системе высокая эффективность производства, насыщенность рынка товарами сочетается с нарушением принципов равенства, социальной справедливости. Поэтому выбор в пользу общественной связи рыночного типа – это не выбор между наличием проблем и их отсутствием, а между различными «наборами» проблем. Отсюда понятен драматизм ситуации, в которой находится наша страна. Сделав выбор в пользу рынка, мы поставили перед собой задачу огромной сложности: преобразовать путем реформ административно-командную экономику советского типа в высокоэффективную современную систему хозяйства. Решение такой задачи не имеет прецедента в мировой истории, оно займет весьма длительное время, которое будет нелегким. Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть рынок в его простейшем определении. Производство. Такая характеристика первой ступени не случайна: экономика действительно была сведена к производству, исчерпывалась им. Это царство «натурального хозяйства» - замкнутой социальной единицы, в которой производство непосредственно перерастало в потребление (семейное, крестьянское, общинное, родовое…). В натуральном хозяйстве экономические связи производителей ограничивались процессом непосредственного производства. За пределами этого процесса между производителями не возникало никаких экономических отношений. С течением времени натуральное хозяйство видоизменялось, так как увеличивалось число участников натурального хозяйствования. По мере разрастания субъекта натурального хозяйствования возникала уже система общественного разделения труда, которая и обособляет, и объединяет производителей. Это привело к тому, что между производством и потреблением «вклинилось» сначала «распределение», а затем и «перераспределение». В результате возникает «экономика» – единство сфер производственного и непроизводственного взаимодействия производителей. Экономика. Переход от «производства» к «экономике» знаменовал превращение перераспределения в обмен. В экономической теории понятие «обмен» всегда обозначает эквивалентно-возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными производителями, связанными разделением труда. Только такой обмен превращает продукты труда в «товары», а сам обмен – в «рынок». Но от этого рынка, как особой сферы «экономики», до возникновения «рыночной экономики» – еще длинный путь, потому что в рамках второй ступени рынок продолжает подчиняться производству, где цены диктует продавец покупателю. «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – рынок покупателя, в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета от производителя к потребителю, то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя. Диалог взамен монолога – вот что такое «рыночная экономика». |