Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Стоимость и цена товара

Развитие товарного производства и превращение его в современное рыночное хозяйство осуществлялось на основе действия закона стоимости. Сущность закона стоимости заключается в том, что все товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимого труда. Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Механизм действия закона стоимости основан на разнице между индивидуальной и общественной стоимостями товара. В условиях развитого рыночного хозяйства закон стоимости выполняет следующие функции:

  1. Регулятор пропорций производства. Так как цены на рынке зависят от спроса и предложения, то, если предложение не удовлетворяет спрос, а цены на данный товар растут, это означает, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают значительно большие доходы. В погоне за этими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. И такой процесс идет постоянно.
  2. Дифференциатор товаропроизводителей. Так как товары продаются по стоимости, то те производители, у кого индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных, обогащаются.
  3. Стимулятор развития производительных сил. Производитель, внедривший какое-либо новшество, позволяющее повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью меньшей, чем общественная, а продает их по общественной стоимости. Следовательно, он получит дополнительную прибыль. Это происходит до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения и не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль, нужно совершенствовать орудия труда, организацию производства.

Большинство товаров проходят четыре этапа своего жизненного цикла. Первый этап – это период выведения товара на рынок, внедрения его на рынке и, соответственно, медленного увеличения сбыта. Второй этап – период роста, быстрого расширения сбыта данного товара. Третий этап – период зрелости, когда товар уже добился восприятия большинством потенциальных потребителей, и началось замедление темпов сбыта. Четвертый этап – период упадка, который характеризуется резким падением сбыта товара. Разумеется эти этапы нельзя возводить в абсолют. В реальной жизни имеют место и сезонные колебания, и влияние моды.

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два лица – продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель – купить товар подешевле. В результате этой борьбы продавец и покупатель приходят к единому интересу, то есть обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству – стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Другими словами, закон стоимости – это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара. Однако следует иметь ввиду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами и в первую очередь спросом и  предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью.

В товарном производстве закон стоимости выполняет следующую роль:

  1. выступает в качестве регулятора товарного производства (если цена выше стоимости, то производитель получает выгоду и расширяет свое производство, и, наоборот);
  2. способствует росту производительности труда (чтобы обеспечить при неизменной цене получение прибыли, необходимо снизить индивидуальные затраты на производство путем внедрения новейшей техники и совершенствования производства);
  3. способствует дифференциации товаропроизводителей (те товаропроизводители, которые не занимаются совершенствованием своего производства и не в состоянии обеспечить индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются).

Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она является всеобщим инструментом механизма хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества. В обществе с рыночной экономикой цена выполняет две функции: экономическую и социальную. Экономическая состоит в том, что она:

  1. является ориентиром в стоимости производства товаров; цена под воздействием различных факторов, и в первую очередь спроса и предложения, отклоняется от стоимости, вращаясь вокруг нее. Такой ориентир дает возможность фирме, предпринимателю принимать решения с выгодой для себя;
  2. выполняет учетную функцию, появляется возможность учитывать результаты деятельности, анализировать ее  эффективность;
  3. выполняет стимулирующую функцию; колебания рыночных цен вокруг стоимости сигнализируют об изменениях спроса и предложения на рынке, что дает сигнал производителю об увеличении или сокращении производства;
  4. выполняет распределительную функцию; производитель через цену ориентируется в распределении полученного дохода. Сначала из выручки от реализации по действующим ценам возмещаются издержки производства, затем оставшийся прибавочный продукт делится на две части, одна из которых поступает государству в виде налогов и обязательных платежей, а другая остается у производителя и используется им на свои нужды.

Социальная сущность цены состоит в обслуживании с ее помощью потребностей различных слоев и групп общества, их доходы, жизненный уровень регулируется многогранными процессами экономических отношений, опосредуемых с помощью цен. В рыночном хозяйстве цена формируется в условиях жесткой конкуренции. Различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. В результате этой борьбы устанавливается примерно единая цена на однородную продукцию, в основе которой лежит общественная стоимость, то есть общественно-необходимые затраты труда на производство этого вида продукции. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к единой рыночной стоимости и к единой рыночной цене. Межотраслевая конкуренция – это борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала. Вложив одинаковый капитал в ту или иную отрасль, каждый инвестор вправе рассчитывать на получение приблизительно одинаковой прибыли (рисковые операции в расчет не принимаются), в противном случае капитал будет перемещаться в те отрасли, где доход выше. Перелив капитала из одних отраслей в другие под воздействием межотраслевой конкуренции приводит к тому, что индивидуальные нормы прибыли уравниваются в среднюю норму прибыли, а стоимость товара превращается в цену производства, которая равна издержкам производства плюс средняя прибыль.

В экономической теории стоимость товара принято выражать формулой МЗ+НП+ПП где:
МЗ – материальные затраты, то есть стоимость средств производства, потребленных в данном процессе производства, перенесенная на вновь созданный товар;
НП – необходимый продукт, представленный в форме зарплаты работников предприятия;
ПП – прибавочный продукт, то есть та часть стоимости товара, которая определяет доходы предприятия и государства.
С образованием цены производства рыночные цены колеблются вокруг цен производства.

На рынке особое значение имеет равновесная цена как результат взаимодействия спроса и предложения, как результат рыночного равновесия. Причем, механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству и идеалу, которые полностью никогда не достигаются.





 

Читайте также:

Антимонопольная политика государства

Ценообразование на современном рынке

Налоговая политика

Макроэкономика как объект анализа

Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о таковой деятельности

Вернуться в оглавление: Основы экономики

Просмотров: 13100

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.145.176.252