Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Равновесная цена

В условиях рыночной экономики действия и желания продавца и покупателя координируются рынком, который уравновешивает спрос и предложение. Покупатель хочет купить товар по низкой цене, а продавец стремится продать его по высокой. Разрешается это противоречие с помощью цены. Равновесие спроса и предложения достигается в том случае, если предложение товаров и услуг соответствует их спросу по той цене, которая устраивает и продавца, и покупателя.
При равновесии предложения и спроса не возникает ни избыточного предложения, ни избыточного спроса. Результатом этого соотношения является равновесная цена, или оптимальная цена, которая является своеобразным нормативом для рынка. Она отражает сбалансированный спрос и предложение, когда по этой цене полностью реализуются все товары и производитель обеспечивает себя необходимой прибылью. Продавцы находят покупателей на предлагаемые товары, а покупатели могут их приобрести в желаемом количестве. Следовательно, рынок будет находиться в равновесии в том случае, если товары и услуги продаются и покупаются по равновесной цене. На графике это будет выглядеть следующим образом.

Однако, это характерно для совершенного или идеального рынка. В реальной действительности спрос и предложение не совпадают, и такого равновесия не существует. Поэтому товары на рынке продаются не по равновесным ценам, а по рыночным.

Рыночная цена представляет собой денежное выражение стоимости, по которой продавец и покупатель готовы совершить сделку. Цена – это количество денег, которое потребитель согласен уплатить за конкретный товар или услугу.

Для рынка характерно постоянное нарушение соотношения спроса и предложения. Это происходит под влиянием изменения цен и доходов. При высоких ценах производители хотели бы продать больше своих товаров, но не все потребители в состоянии их купить.  Если продавец необоснованно повышает цены на свою продукцию, то покупатели приобретают товары у конкурентов. Продажа товаров по заниженным ценам вызывает подозрение у потребителя. К тому же продавец не сможет удовлетворить спрос на его продукцию. При низких ценах объем предложения ниже объема спроса, так как потребители хотят купить больше товаров, чем производители желают продать.

Взаимное приспособление спроса и предложения не всегда зависят от цены. Соотношение между спросм и предложением определяет состояние конъюнктуры рынка. При высокой конъюнктуре цены являются относительно устойчивыми и отражают стабильное состояние экономики. На конкурентном рынке покупатель не в состоянии единолично воздействовать на рыночные процессы, и цена является заданной величиной, к которой приспосабливаются и продавцы и покупатели. Превышение объема спроса над объемом предложения называется избыточным спросом. Если цена будет зафиксирована на низком уровне, то возникает дефицит товара, поскольку покупатели не в состоянии удовлетворить полностью свой спрос, то есть найти на рынке необходимое количество товара. В экономической литературе такая ситуация получила название рынок продавца.

При превышении предложения над спросом конкуренция обостряется между производителями, а при обратном соотношении возникает соперничество между потребителями за обладание дефицитным товаром, что неизбежно оказывает повышающее влияние на рыночные цены, которые начинают двигаться вверх от равновесного уровня. Если спрос меньше предложения, а цена зафиксирована на высоком уровне, то налицо избыточное предложение (излишек) товара на рынке. Продавцы не в состоянии найти достаточно покупателей, то есть возникает конкуренция между продавцами, в результате которой происходит снижение рыночных цен. Это состояние не благоприятное для производителей.

Под влиянием покупателей и продавцов рыночная цена начинает двигаться по направлению вниз или вверх от равновесной цены. Поскольку цена устанавливается рынком, то производители товаров и услуг не могут принимать решения об ее уровне. На конкурентном рынке она рассматривается как независимая величина, находящаяся вне контроля участников рынка. Производитель должен приспосабливаться к рыночным ценам, которые зависят от складывающихся в данный момент условий спроса и предложения.





 

Читайте также:

Основные элементы экономической деятельности

Субъекты и объекты собственности

Эластичность предложения

Экономический выбор

Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми

Вернуться в оглавление: Основы экономики

Просмотров: 7323

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.205.141.4