Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Мировая экономика

Экономически все страны сегодня так или иначе связны друг с другом: продают сырье, топливо, технику, технологии, лицензии, ноу хау («знаю, как использовать»), продовольствие, одежду, мебель и т. д. можно сказать, что сегодня в мире образуется единый рынок товаров, капитала, рабочей силы. Международная торговля составляет около 7 трлн. Долларов. Здесь не учтены поставки, производимые внутри транснациональных корпораций (ТНК).
Все более международным становится не только рынок, но и производство: в одной стране делают одни технологические операции, в другой – другие, а в третьей – собирают готовую продукцию. В принципе все страны получают выгоду от участия в международном разделении труда, например: приобретают те товары и услуги, которые сами не умеют производить, получают положительный эффект от масштаба производства, снижают уровень издержек производства, приобретая современную технику и технологию. Однако этот выигрыш может распределяться не поровну: одни страны или группы населения могут выигрывать больше, чем другие. Некоторые могут даже проигрывать, например отечественные предприниматели не выдерживают конкуренции иностранных товаров и разоряются. В ходе глобализации могут ломаться не только судьбы отдельных людей, но и могут быть разрушены национальные производственно-культурные традиции, связанные с ремеслами.

 

Необходимость международной торговли

Мировой рынок – более сложный организм по сравнению с внутренним рынком. Здесь острее проявляется конкуренция и различна степень государственного вмешательства в экономику. В каждой стране существуют законы, которые по-разному влияют на отношения между участниками рынка и на движение цен. Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

  1. находится за пределами конкретной страны, предполагает необходимость перемещения товаров и услуг между государствами;
  2. функционирует под воздействием как внутреннего, так и внешнего спроса и предложения;
  3. способствует повышению эффективности использования факторов производства;
  4. выбраковывает из международного обмена товары и услуги, которые не соответствуют мировым стандартам.

Выходя на мировой рынок, фирме следует учитывать и такой фактор, как валютные курсы. От их колебаний зависит уровень цен на товары.
Неравномерность экономического развития как стран. Так и отдельных отраслей внутри различных стран, продукцию которых зачастую невозможно реализовать на внутреннем рынке, заставляет страны обмениваться друг с другом. Рост производства фактически не знает границ, а емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения. Выход предложения товаров за пределы платежеспособного спроса означает снижение прибыльности производства. В этом случае производители вынуждены искать рынок сбыта своей продукции за пределами национальных границ. Для многих стран внешняя торговля является важнейшим условием развития национальной экономики. В таких странах как Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Канада развитие экономики зависит от конъюнктуры на мировых рынках. Многие отрасли промышленности развитых стран могут существовать лишь благодаря своей ориентации на внешний рынок. Это относится, прежде всего, к таким отраслям, как электроника, услуги, судостроение, химическая промышленность, автомобилестроение. И если раньше основным условием вывоза товаров за границу было поддержание равновесия внешнеторгового баланса, то в настоящее время он рассматривается как фактор экономического роста. Современная дорогостоящая техника предполагает высокие затраты на ее создание и окупает себя лишь при изготовлении продукции в больших объемах.

Важнейшим фактором развития внешней торговли являются глубокие сдвиги в международном территориальном разделении труда, которые характеризуются специализацией отдельных стран в рамках мирового хозяйства на производстве определенной продукции и услуг. Происходит обособление отдельных видов человеческой деятельности. Международное разделение труда – это распределение факторов производства между странами, которое означает не только различную степень обеспеченности природными и людскими ресурсами, но и накопленным капиталом, знаниями. Страна производит определенный товар потому, что в ее распоряжении имеются такие факторы, которые позволяют производить его более эффективно по сравнению с другими странами. Например, не может возникнуть желание выращивать рис в стране, если не соответствующих природно-климатических условий.

Международное разделение труда, наличие неравномерного распределения ресурсов предполагает, что ни одна нация не имеет возможности изготавливать абсолютно все на высоком уровне. Каждая страна нуждается в товарах извне.

Внешняя торговля представляет собой совокупность экспорта т импорта товаров всех стран мира и одновременно выступает основной формой международных экономических связей. Как и на любом рынке, основными субъектами мирового рынка являются продавцы (экспортеры) и покупатели (импортеры). Под «экспортом» понимается продажа товаров за рубежом, произведенных на национальной территории. Это – объективная потребность развития экономики любой страны. Под «импортом» понимается закупка товаров у хозяйствующих субъектов и ввоз их из-за рубежа.
Стимулы к экспорту товаров:

  1. использование избыточных мощностей;
  2. снижение себестоимости единицы изделия;
  3. повышение прибыльности;
  4. стремление продлить жизнь производимых товаров;
  5. уменьшение риска сбыта.

Стимулы к импорту товаров:

  1. более дешевые поставки товаров;
  2. расширение ассортимента;
  3. снижения риска нарушения поставок товаров.

Обратной стороной международного разделения факторов производства является кооперация усилий различных стран, в результате чего происходит устойчивый обмен между ними продуктами, производимыми с более высокой экономической эффективностью. Углубляющее разделение труда и специализация производства усиливает экономическую взаимозависимость не только лиц и предприятий, но и национальных экономик. Это ведет, с одной стороны, к зависимости производителя от состояния экономики в других странах, а с другой стороны, дает возможность ослабить негативные явления, используя потенциал других стран. Полное неучастие страны в международном разделении труда является основным условием консервации общей отсталости. Мировой опыт показывает, что те страны, которые длительное время находились в изоляции, оказались на стадии значительного технологического, экономического отставания и очень низкого уровня потребления.

 

Регулирование международной торговли

Конечной целью экономической политики государства в целом является создание условий для экономического роста, поскольку необходимо удовлетворять постоянно увеличивающиеся потребности населения и создавать наиболее благоприятные условия для деятельности национального капитала на мировом рынке. Экономический рост достигается за счет экстенсивных ( труд и капитал) и интенсивных факторов (технический прогресс, рост квалификации рабочей силы и изменение ее структуры, рациональные масштабы производства).

Несмотря на то, что свободная торговля повышает благосостояние как импортеров, так и экспортеров, однако она никогда не развивалась без вмешательства государства. ни одна страна не может позволить провозить через свою границу нерегулируемый поток товаров. В результате развития внешнеторговых отношений сталкиваются интересы различных групп населения, отраслей, компаний, и государство вынуждено учитывать их. Поэтому не случайно эта политика зачастую носит непоследовательный и противоречивый характер. Государственное воздействие на импорт и экспорт преследует экономические, политические и социальные цели.

Регулирование внешней торговли со стороны государства осуществляется по двум направлениям: проведение протекционисткой торговой политики и политики свободной торговли. При осуществлении своей внешнеторговой политики цель государства состоит в оказании помощи своим экспортерам на мировых рынках и ограничении импорта (защита внутреннего рынка). Для этого используются тарифные инструменты и применяются в основном в таможенной деятельности. Таможенный тариф состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, используемых как налог на импортные или экспортные товары. Ввозные пошлины выступают, как правило, средством увеличения цен на ввозимые товары, с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Одновременно пошлина способствует росту государственных доходов, особенно для стран со слабой экономикой.
Таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения его цены и снижения конкурентоспособности.

В современных условиях воздействие государства на международную торговлю осуществляется в основном за счет нетарифных торговых ограничений. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота ил контингент, которая ограничивает объем конкретных товаров, разрешенных для импорта или экспорта конкретного товара в течение определенного промежутка времени. крайней формой квотирования является полное запрещение торговли с определенными странами, то есть установление эмбарго. Чаще всего эта форма применяется в политических целях, хотя последствия являются экономическими.

С квотированием тесно связано лицензирование внешнеэкономической деятельности. Речь идет о разрешениях, выдаваемых государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.





 

Читайте также:

Основные типы собственности

Налоговая политика

Экономический выбор

Понятие о рынке

Международное перемещение рабочей силы

Вернуться в оглавление: Основы экономики

Просмотров: 4480

 
 

54.224.19.6 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.