Развитие социально-психологических исследований в нашей
стране в значительной мере было стимулировано потребностями
практики. Практические запросы требуют достаточно быстрых решений.
Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.
Положительные моменты: различные области народного хозяйства и культуры финансируют социально-психологические Всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вмешательство исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения. Приход социального психолога не должен разрушить этот естественный процесс. Здесь имеется ряд затруднений, связанных с особенностями методик исследования. Вся стратегия прикладного исследования построена на постоянном взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени. Если исследование проводить в рабочее время, оно может нарушить производственный ритм, если после рабочей смены, придется задержать людей на длительное время, оставить «добровольцев» — допустить смещение выборки. В каждом конкретном случае приходится принимать решение о пути, на котором будут наименьшие потери. Необходимо и соблюдение этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ руководства.
Выявление ряда характеристик групп влечет за собой определенные критические замечания в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки и которые являются заказчиками Возникает трудность в отношении языка. Проблема заключается в адаптации этого языка по отношению к испытуемому. Другая проблема языка связана с применением некоторых специальных социально-психологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств оказываются как бы скомпрометированными их употреблением за пределами науки («конформист», «авторитарный лидер» и т. д.). Социальный психолог не может не считаться с нормами повседневного употребления терминов. Проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности. Наиболее общие для всех отраслей промышленного производства, для любых предприятий темы — психологический климат
коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы,
аттестация кадров, адаптация новичков.
Темой прикладных исследований является проблема управле- Одним из важных является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах.
Развитие организации — самостоятельный блок проблем. В исследованиях проблем школы, осуществляемых в рамках
педагогики и педагогической психологии, участвует и социальная
психология. Создаются специальные психологические службы. Основные виды деятельности школьного психолога — психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция. Одна из относительно новых сфер приложения социальной
психологии — сфера научной деятельности.
Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это
в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного
творчества как творчества отдельных выдающихся личностей. Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. |