double arrow

Порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, характеризуется следующими правилами, имеющими общее и специфическое содержание.

1. Ущерб гражданину, причиненный ему в сфере уголовного судопроизводства, возмещается в полном объеме (ст. 1064, 1070 ГК).
2. Этот ущерб подлежит возмещению независимо от вины должностного лица, совершившего действие, причинившее вред гражданину (ст. 1070 ГК).
3. Причиненный уголовно-процессуальными действиями ущерб возмещается гражданину за счет государства, то есть за счет, как правило, казны Российской Федерации, а в случаях, указанных в законе, также за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Рассматриваемый ущерб не возмещается за счет сметы расходов государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, либо личных средств их должностных лиц.
4. Государство вправе возместить понесенные расходы в связи с возмещением ущерба гражданину, взыскав их с конкретного должностного лица государственного органа, в порядке регрессного иска при условии наличия его вины, установленной приговором суда, вступившим в законную силу (ст. 1081 ГК).
5. Достаточно обширный, однако исчерпывающий перечень видов возмещаемого государством ущерба изложен в ст. 2 Положения «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда».
Возмещению подлежат:
а) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий. В связи с переходом к рыночным отношениям следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, «под другими трудовыми доходами» в современный период следует понимать все легально полученные доходы, в том числе и от предпринимательской деятельности. Во-вторых, поскольку вред от незаконных действий органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, возмещается в полном объеме (ст. 1070 ГК), постольку государство должно возмещать не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду (ст. 15 ГК);
б) пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;
в) имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест;
г) штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями.

Под «иными суммами» в силу полного возмещения вреда следует понимать расходы, связанные с исполнением удовлетворенного гражданского иска, вынужденным наймом жилья и т. п.;
д) суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.

Этот перечень следует дополнить компенсацией морального вреда. В соответствии со ст. 1000 ГК компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Под моральным вредом понимают нравственные или физические страдания, причиненные действиями (или бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения либо в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право на авторство и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права граждан.

Моральный вред, например, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с:

  1. утратой родственников;
  2. невозможностью продолжать активную общественную жизнь;
  3. потерей работы;
  4. раскрытием семейной, врачебной тайны;
  5. распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина;
  6. временным ограничением или лишением каких-либо прав;
  7. физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и прочее.*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам. М., 2001. С. 235.

Кроме ущерба имущественного и морального характера Положение «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» предусматривает устранение негативных последствий незаконных действий в сфере уголовного процесса, которые непосредственно не поддаются денежному выражению. В частности, производится восстановление трудовых, жилищных прав, возвращение государственных наград, воинских, специальных и иных званий и т. п.

6. При наличии процессуального основания к возмещению вреда (постановления о прекращении дела или оправдательного приговора) орган дознания, следователь, прокурор или суд обязаны разъяснить реабилитированному порядок восстановления его прав. Эта обязанность реализуется путем направления гражданину (а в случае его смерти — наследникам или иждивенцам) специального извещения, форма и содержание которого даны в п. 6 Инструкции от 2 марта 1982 года. В стадии досудебной подготовки материалов оно направляется гражданину вместе с уведомлением о прекращении дела, а в судебных стадиях — вместе с копией оправдательного приговора или определения (постановления) вышестоящей инстанции о прекращении дела.

7. При возникновении сложностей в определении размера ущерба в виде заработка или других доходов, выплаченных штрафов, судебных издержек или иных сумм, оплаты юридической помощи заинтересованные лица вправе в течение шести месяцев со дня получения указанного выше извещения обратиться в соответствующее учреждение с требованием об определении размера ущерба и принятии решения, обязывающего надлежащий государственный орган возместить ущерб. К заинтересованным лицам относятся реабилитированный, а в случае его смерти — наследники или иждивенцы, а по вопросам восстановления чести и доброго имени реабилитированного — его родственники.

Требование об определении размера ущерба, подлежащего возмещению, предъявляется:
а) при прекращении уголовного дела органом дознания или следователем, входящими в системы МВД, ФСБ, ФСНП РФ, — в соответствующие управления (министерства) субъекта Российской Федерации;
б) при прекращении уголовного дела органами дознания, не входящими в системы МВД, ФСБ и ФСНП РФ, или следователем прокуратуры — в прокуратуру субъекта Российской Федерации;
в) при прекращении дела органами дознания, входящими в структуру центрального аппарата МВД, ФСБ и ФСНП РФ, и следователями Следственного комитета МВД РФ, соответствующих подразделений ФСБ РФ и ФСНП РФ, а равно следователями Генеральной прокуратуры РФ — соответственно в МВД РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ, Генеральную прокуратуру РФ;
г) при постановлении оправдательного приговора или прекращении дела судом любой инстанции — в суд, который рассмотрел дело в качестве суда первой инстанции.

8. После обращения гражданина с требованием соответствующий орган обязан в течение одного месяца определить размер ущерба и вынести постановление, форма и содержание которого даны в п. 11 Инструкции от 2 марта 1982 года. Не позднее трех суток после вынесения постановления его копия, заверенная гербовой печатью, вручается реабилитированному. На основании этой копии финансовый орган не позднее пяти дней со дня ее предъявления выдает гражданину чек для получения в местном учреждении Центрального банка России соответствующих сумм в возмещение вреда.

9. В случае несогласия с расчетом размера ущерба, подлежащего возмещению, или иными положениями постановления реабилитированный, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, вправе обжаловать его прокурору или в вышестоящий суд. В судебном заседании жалоба рассматривается в порядке, установленном для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора (ст. 369 УПК), с участием прокурора, с приглашением, как правило, заявителей либо их представителей, представителей финансовых органов.*

* Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 декабря 1988 г. «О некоторых вопросах применения в судебной практике Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года „О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей"»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам. М., 2001. С. 494.

10. Если требования реабилитированного о восстановлении трудовых, жилищных, пенсионных прав, возврате изъятого или конфискованного имущества или компенсации его стоимости не удовлетворены либо он не согласен с принятым решением по поводу устранения таких видов ущерба, то возникший спор разрешается в порядке искового производства. При этом истцы освобождены от уплаты государственной пошлины и судебных издержек (ст. 80 ГПК) и могут по своему усмотрению выбирать подсудность гражданского дела (ст. 118 ГПК).

11. В зависимости от характера возмещаемого ущерба восстановление прав и законных интересов реабилитируемого возложено на:

  1. местные учреждения Центрального банка России;
  2. местные органы социального обеспечения;
  3. администрацию учебных заведений, предприятий, учреждений, организаций;
  4. жилищные органы местной администрации;
  5. органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда;
  6. редакции средств массовой информации;
  7. государственные органы, которые присвоили гражданину соответствующие звания или удостоили его награды.

Особенности восстановления прав лиц, подвергшихся политическим репрессиям. Основаниями восстановления прав репрессированных являются лишение или ограничение прав и свобод по политическим мотивам.

Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде:

  1. лишения жизни или свободы;
  2. помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения;
  3. выдворения из страны и лишения гражданства;
  4. выселения групп населения из мест проживания;
  5. направления в ссылку, высылку и на спецпоселение;
  6. привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы;
  7. а также иного лишения или ограничения прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшегося по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами (ст. 1 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий»).

В 1995 году круг лиц, относящихся к жертвам политических репрессий, был расширен за счет детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении (ст. 11 Закона).

Производство по восстановлению прав жертв политических репрессий может быть начато как по их инициативе, так и по инициативе правоохранительных органов.

Это производство включает в себя:
а) установление факта репрессии по политическим мотивам:

  1. факты применения мер административного содержания (ссылка, высылка и т. п.) устанавливаются органами внутренних дел по имеющимся у них архивным материалам;
  2. факты применения репрессии судами («Особыми совещаниями», «тройками») устанавливаются органами прокуратуры путем изучения уголовных и иных дел;

б) при положительном решении вопроса указанные органы выдают заинтересованным лицам справку о реабилитации. Она является правовым основанием для восстановления нарушенных прав;
в) отказ органов внутренних дел в выдаче справки о реабилитации может быть обжалован в суд, который рассматривает жалобу в порядке гражданского судопроизводства;
г) отказ органов прокуратуры в выдаче справки о реабилитации влечет за собой направление дела с отрицательным отзывом в суд, который рассматривает это дело в порядке судебного надзора. По результатам судебного заседания суд либо вручает жертве репрессий справку о реабилитации, либо выносит определение (постановление) об отказе в выдаче справки.

Пределы восстановления прав репрессированных в целом определяются положениями ст. 1070 ГК. Однако в возмещение заработка им выплачивается компенсация из расчета три четверти минимального размера оплаты труда за каждый месяц незаконного лишения свободы или нахождения в психиатрическом учреждении, но не более ста таких размеров оплаты труда.

Выплаты производятся местными органами социальной защиты населения.

Кроме восстановления в правах и возмещения вреда или выплаты компенсации государство предоставило жертвам политических репрессий различные льготы.

Читайте также:

Предъявление обвинения и допрос обвиняемого

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения вопросов, возникающих при обращении приговора к исполнению и фактическом его исполнении

Розыскная (инквизиционная, следственная) форма уголовного процесса и ее характеристика

Уголовно-процессуальное доказывание: доказательства, предмет, пределы и элементы доказывания

Порядок производства задержания подозреваемого

Вернуться в оглавление: Уголовный процесс


Сейчас читают про: