ОБРАЗ ОБЩИНЫ – ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ЭТО
ВАЖНО.
В общине Плакучая Ива (Willow Bend) наступили трудные времена. Эта небольшая община в
сельской глубинке на Среднем Западе возникла в начале 90‑х без какой‑либо формулировки образа
поселения и без концептуальных документов. То есть у основателей не было выраженного в словах
представления о желаемом будущем, никакого соглашения о том, «почему мы здесь», которое бы
объединяло и вдохновляло членов общины трудиться для достижения их общих целей и устремлений.
В какой‑то момент наступил кризис в совместном бизнесе поселенцев: пропал спрос на
производимые ими деревянные игрушки. В одно мгновение они потеряли почти половину своего годового
дохода. Придавленные тяжелыми финансовыми обстоятельствами, члены общины вели долгие собрания,
пытаясь решить, что им делать дальше. И в этот момент обнаружилось, что жители Плакучей Ивы имели
очень разные представления о цели существования их общины.
‑ Мы здесь для того, чтобы показать людям устойчивый, ресурсосберегающий образ жизни,
|
|
работающий в современных экономических условиях, ‑ говорил Том. – Нам нужно как‑нибудь покрыть
убытки и наладить бизнес.
‑ Ничего подобного! – восклицала Кэтлин. – Мы здесь для того, чтобы получать радость от жизни, а
не работать до умопомрачения. Уж лучше сидеть на подножном корму, но быть свободным человеком!
‑ Как вы можете говорить такое? – возмущенно спрашивал Энди. – Наша задача пробуждать людей!
Мы должны показать людям, что можно жить без борьбы, без конкуренции, что можно делиться поровну
тем, что есть, и тогда всем будет хорошо!
Тем не менее, у них не получалось, чтобы всем было хорошо, и они продолжали бороться между
собой, пытаясь выявить скрытый фундамент их общей общинной реальности. Поскольку у них не было
записанного на бумаге общего образа, им некуда было вернуться, не было той общей точки
соприкосновения ценностей, целей и устремлений, которая бы придавала смысл их совместной жизни и
определяла бы их отношение к остальному миру. Так как члены Плакучей Ивы использовали для принятия
решений принцип единогласия, то, даже если большинство из них сошлись бы в одном представлении, они
не смогли бы принять решение о целях всей группы. На первый взгляд, казалось, что они спорили о деньгах.
Но, в действительности, это было выражение скрытого структурного конфликта, порожденного тем, что они
не стояли на единой почве. И в отличие от участников формирующейся инициативной группы, здесь люди с
разными представлениями уже не могли просто разойтись и начать создавать свои собственные общины.
|
|
Плакучая Ива была их общим домом, и никто не мог попросить другого уйти из‑за его «неправильного»
видения. Когда конфликт сильно обострился, несколько человек, не видя другого выхода, все‑таки покинули
поселение. И теперь у оставшихся было уже две проблемы: нехватка денег и нехватка людей, чтобы вести
общие дела.
Я думаю, что эта история, взятая из реальной жизни, наглядно показывает, почему так важно с
самого начала определить, «почему мы здесь», и почему все участники общины с самого начала должны
стоять на общей идейной почве.
Кэт Кинкейд, одна из основателей общины Дубы‑Близнецы (Twin Oaks) описывает похожий случай.
Её друзья как‑то раз прочитали документы c описанием образа одного поселения и они им не понравились.
Но потом они встретили одного из поселенцев, и, пообщавшись с ним, пришли в восторг. И решили все‑таки
приехать на место и посмотреть. Приехав же, они были очарованы теплотой и дружелюбием местных
жителей. И решив, что правильнее судить о людях по их поступкам, нежели по их словам, они вступили в
общину, несмотря на свое несогласие с образом и принципами, заявленными в ее концептуальных
документах.
Однако, когда друзья Кэт прожили в поселении несколько месяцев, у них начались трения с его
основателями. Хотя поначалу и те, и другие были дружелюбны и дипломатичны, жизненные цели и
ценности вновь пришедших не были совместимы с целями и ценностями общины. И вскоре это привело к
серьезному конфликту по вопросу направления развития поселения. В конце концов, разногласия и
недоверие стали настолько болезненными, что друзья Кэт решили покинуть общину, и вместе с ними ушли
несколько других участников, разочарованных в своих светлых идеях при виде жестокой борьбы за власть.
«В результате группа осталась опустошенной, слабой и раздраженной, ‑ говорит Кэт. – Это была
трагедия всего поселения. И это далеко не единственный подобный случай».
Я тоже слышала подобного рода истории о самых разных поселениях.
Таким образом, самая первая и главная задача участников формирующейся инициативной группы –
прояснить, сформулировать и записать их общее представление о будущей общине, и удостовериться, что
оно устраивает их всех.
Да, известно несколько довольно старых и, по всей видимости, успешных общин, у которых нет и
никогда не было документа, описывающего их общее видение и цели. Такое может быть, но я не уверена,
что это может работать долго. Если у общины нет общего образа, она может расколоться в момент
серьезного испытания или кризиса. Или же это может медленно и постепенно подтачивать ее
жизнеспособность и благосостояние, ибо каждый небольшой конфликт, возникающий из‑за различия
образов, с годами способствует общему накоплению отчуждения между людьми.
«Общий образ не является ни необходимым, ни достаточным для создания новой общины,
поскольку многие все‑таки создали общину без него, а кто‑то, даже имея образ, потерпел неудачу, ‑
замечает общинный активист Три Брэссен. – Но общий образ существенно увеличивает вероятность успеха.
И если ваша группа все‑таки собирается, невзирая на трудности, окунуться в процесс создания общины, то
разве не было бы непозволительной роскошью отказаться от попытки дать себе максимум шансов на
успех?»