Научная картина мира

Научное знание можно структурировать также и по степени обобщенности материала. Наиболее общую систему научных теорий называют научной картиной мира. Научная картина мираэто целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, результат обобщения и синтеза основных научных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования (например, естественнонаучная картина мира), картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, географическая и др.). Природа не знает деления на науки. Объект изучения естествознания – природа в ее единстве. Предмет – образ (или картина) мира и место человека в нем.

Картины мира и соответствующие мировоззрения были разными. Была, например, религиозная картина мира: в современном варианте Библии помещена даже фотография нашей планеты из космоса (создание мира Богом за 7 дней). В структуре научной картины мира выделяют понятийную и чувственно-образную составляющие. Чувственно-образная составляющая – это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах, например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др. Понятийная составляющая представлена философскими категориями («материя», «движение», «пространство», «время» и др.) и принципами (принцип материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук («поле», «вещество», «Вселенная», «биологический вид», «популяция» и др.).

Научная картина мира отличается от научной теории сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов. Если картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую (искусство нахождение истины – система логических приемов и методических правил теоретического исследования) роль в процессе построения научных теорий. Научная картина мира может быть представлена в виде суммы частных картин мира (физической, биологической, географической и т.д.), которые, в свою очередь, включают соответствующие концепции. Научные картины мира и концепции складываются из научных фактов, гипотез, проблем, принципов, законов, теорий и т.д.

В науковедении под гносеологическими предпосылками науки понимаются те упрощения, огрубления, идеализации отображаемой действительности, которые принимаются той или иной наукой на определенной стадии ее развития при ее построении, обосновании и применении. Рассмотрение вопроса о гносеологических предпосылках связано с тем, что никакая наука, а тем более отдельная научная теория, не в состоянии отобразить мир во всей полноте его связей и отношений. Поэтому каждая наука (научная теория) из всего многообразия связей и свойств окружающего мира выбирает только одну сторону действительности, изучением которой занимается в дальнейшем. При этом все остальные стороны действительности отбрасываются как несущественные для данной науки (теории).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: