Альтернативные глобализации

П. Бергер предложил термин "альтернативная глобализация" для обозначения "глобальных контркультурных движений, возникающих за пределами Запада и оказывающие на него все более сильное влияние". Эти движения подразумевают не столько отказ от глобализации, сколько вариативность ее форм. Феномен "альтернативной глобализации" говорит о том, что "Запад" выступает не только в качестве "донора" и "поставщика смыслов" для других культур, но и сам подвергается ответному воздействию. Сошлемся снова на Тулу си Шринивас. Она пишет о культурном воздействии Индии на современный Запад:

...я намерена исследовать культурную глобализацию как процесс двусторонний и основное внимание уделить тому вкладу в процесс культурной глобализации, который вносят незападные страны, прежде всего Индия. Если в Инднию вторгаются силы культурной глобализации, то и из Индии исходит все больше моделей культуры. То, что обычно называют упражнениями нового поколения (New Age), которые включают в себя медитацию, йогу, духовное оздоровление, массаж и тантризм, сегодня пользуется большой популярностью на Западе. Такие гуру (или учителя жизни), как Дипак Чопра и Шри Сатья Саи Баба, имеют массу последователей в Нью-Йорке, Сантьяго и Мюнхене. В Касселе (Германия) можно пройти восьмидневный оздоровительный курс аюрведы, предполагающей питание по рецептам аюрведы, травяные чаи, массаж и индивидуальное лечение с частым погружением в горячие целебные источники. В Бирмингеме (Англия) можно отведать настоящую masala dosa и цыпленка карри.

Элементы индийской культуры можно встретить и приобрести во всем мире: шелковое сари и постельные принадлежности, индийские драгоценности и одежду, татуировки из хны, индийские сорта чая.. - все это каждый день покупают и европейцы, и американцы. Эти товары иногда распространяются через американскую торговую сеть, но их культурное происхождение не вызывает сомнении.

Значимое воздействие на западный мир в свое время оказал так называемый "японский менеджмент", хотя этот "продукт" с большим трудом приживался на западной культурной почве. Источником "смыслов" для многих западных "искателей истины" становятся такие религии, как буддизм (и его японский вариант - дзэн) и даосизм, языческие культы Африки и Латинской Америки. Постоянно растет интерес к традиционному искусству разных народов.

Может возникнуть вопрос: а каково же место России в глобальном культурном диалоге? Вклад России в мировую культуру неоспорим, но следует отметить, что хронологически этот вклад относится, в основном, к прошлому. Русское искусство и литература XIX - начала XX вв., несомненно, принадлежат к "золотому фонду" мирового культурного наследия. Более поздний этап оказался менее плодотворным, хотя и он представлен многими громкими именами. На современном этапе следует говорить, наверное, не столько о влиянии отечественной культуры в целом, сколько о вкладе в мировую культуру отдельных выдающихся личностей. Российские музыканты, художники, певцы, представители других видов творческой деятельности, вполне востребованы на мировом "культурном рынке". Некоторые элементы российской традиционной культуры - например, православие, - тоже получают распространение на Западе, хотя значительно уступает в популярности восточным религиозным учениям. Произведения многих российских современных писателей переводятся на иностранные языки (это касается даже не слишком утонченных современных российских детективов). Российские ученые всегда ценились за рубежом. То, что культурное влияние России в мире на современном этапе не слишком велико, обусловлено кризисным состоянием страны и некоторой растерянностью её интеллектуальной элиты, но вовсе не означает, что Россия не может быть активным участником глобального культурного диалога, что ей "нечего дать миру".

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: