III. Дополнительная технологическая обработка ткани

I. Крашение – процесс нанесения красителя на ткань с целью получения равномерной окраски определенного цвета. Выбор вида красителя и способа крашения зависит от волокнистого состава, ее назначения и требований, которые предъявляются к прочности окраски. В процессе крашения получают гладкокрашеные ткани.

Крашение текстильных материалов является сложным процессом, зависящим от целого ряда факторов: структуры материала, вида волокна, диффузионной способности красителя, состава электролита, температуры красильной ванны и др. Текстильные материалы окрашиваются главным образом синтетическими красителями, которые обеспечивают сочную, глубокую и прочную окраску, безвредны для человека, не ухудшают свойств волокон.

II. Печатанье – процесс нанесения и закрепления красителя на отдельных участках ткани. Такие ткани называют набивными. Печатание может осуществляться различными способами, среди которых выделяется два основных подхода:

- машинный;

- ручной.

1. Машинное печатание – наиболее распространенный способ печати — осуществляется на цилиндрических печатных машинах; применяется для получения одноцветных и многоцветных рисунков на ткани. Основным печатающим органом машины является печатный вал — пустотелый толстостенный цилиндр из меди или стали, покрытой слоем меди необходимой толщины. На поверхности печатного вала углублениями выгравированы рисунки. Специальной круглой щеткой загущенный краситель из ванны подается на печатный вал. Острая металлическая пластинка (ракля) счищает краситель с гладких частей вала, оставляя его в углублениях. Барабан-пресс, покрытый сукном и чехлом, прижимает ткань к печатному валу. Различают одновальные и многовальные печатные машины, имеющие до 16 валов. Машинное печатание широко используется для нанесения рисунков на хлопчатобумажные, шелковые и другие ткани.

Различают две основные технологии машинной печати: прямая и трансферная.

1.1. Прямая печать – предполагает способ непосредственного нанесения изображения на ткань, без промежуточных носителей изображения. Перенос изображения подобен обычной печати на бумаге или иных стандартных носителях, но требует принципиально иного печатного блока и красок на основе оксидов металлов, способных надёжно удерживаться на ткани.

Различают однофазную и двухфазную печать. При однофазном способе печатания краситель и все необходимые для его проявления и фиксации компоненты находятся в печатной краске с момента ее приготовления. При двухфазном способе печатания на ткань сначала наносят печатную краску, содержащую только краситель, а вещества, необходимые для его проявления, наносят непосредственно перед обработкой ткани в паровом зрельнике. При двухфазном способе печати краситель проявляется сильнее, яркость окраски увеличивается на 20-35 %, окраска получается более сочная и чистая.

Различают несколько видов прямой печати:

Накладная печать – это нанесение краски на предварительно окрашенную в светлые тона ткань.

Вытравная печать – это печать по окрашенной ткани разрушающим краситель составом, обесцвечивающим ткань на заданном участке. После нанесения состава, ткань проходит последующую обработку горячим паром, при которой краситель разрушается, и возникают белые рисунки на окрашенной ткани. С помощью вытравки можно получить и цветные узоры по окрашенному фону. Для этого вместе с вытравкой на ткань наносится краситель, который не разрушается от данной вытравки (кубовый, сернистый и др.).

Резервная печать – это печать по неокрашенной ткани составами, химически или механически препятствующими образованию окраски в местах рисунка при последующем гладком крашении. Если по этому способу нужно получить цветной рисунок, то вместе с резервирующим веществом на ткань наносят соответствующий краситель, для которого данное вещество не является препятствием. При крашении черным анилином в состав резервирующего вещества вводят кубовые красители, при крашении сернистыми красителями – азокрасители, при крашении азокрасителями – кубозоли, диазотированные амины, а также активные красители в смеси с предконденсатом термореактивной смолы.

Трехцветная печать – это способ воспроизведения на ткани многоцветного рисунка с использованием трех печатных красок: ярко-голубой, ярко-красной и ярко-желтой. Рисунок трехцветной печати образуется путем оптического или субтрактивного смешения цветов. При наложении одна на другую различно окрашенных точек получается субтрактивное смешение цветов. Различная тональность краски определяется диаметром и глубиной растровых точек на печатном валу. Этот способ улучшает художественное оформление тканей и более экономичен, чем обычный способ. Применяется он главным образом для расцветки платьевых и мебельно-декоративных тканей.

Растровая печать – рисунок наносят системой точек или штриховых полос разной величины, получаются рисунки с плавными переходами тонов. Цвет, получают на основе оптического смешения, основаного на том, что глаз не различает мелкие цветные элементы, лежащие друг около друга, цвета их сливаются при этом в один смешанный цвет.

Полутоновая печать (под акварель) – рисунок печатают по увлажненной ткани, при этом получают его с размытыми краями, напоминающий акварельный.

Перламутровая печать сообщает ткани переливающийся эффект за счет использования пигментов, содержащих диоксид титана и слюду.

Печать бронзовым и алюминиевым порошком имитирует металлическую нить (люрекс).

Эффект печати под серебро (глитторэффект) получают в результате использования блестящей полиэфирной пленки с размером частиц более 1,4 мм.

При рельефной печати объемный выпуклый узор образуется в процессе сушки тканей с печатными узорами при температуре 130-150 °С в течение 1,5-5 мин. Для печатания используют цилиндрические печатные валы, имеющие глубину гравюры 0,25-0,3 мм, а также специальные одно-, двух- и трехкомпонентные составы.

Трафаретная печать (шелкография) – это процесс переноса красок через печатную форму. Это одна из самых древних технологий печати, применяемых и сегодня. Принцип состоит в нанесении на изделие вязкой краски продавливанием ее сквозь мелкое сито-трафарет с помощью специального эластичного ножа – ракеля. Особенностью шелокографии является возможность получения более толстого красочного слоя, чем при других способах печати, изображения получаются яркими и насыщенными, в том числе и на материалах с выраженной фактурой.

При данном способе печати можно использовать самые разнообразные цвета и оттенки, и красители, создавая различные эффекты:

- печать флуоресцентными краскам;

- печать металлизированными красками (золото, серебро и их оттенки);

- печать светоотражающими и светонакапливающими красками;

- печать глиттерами крупными блестящими частицами (блестками);

- печать с эффектами 3D изображения объёмного флока, замши, губки, резины, пенопласта.

1.2. Трансферная печать на тканях относится к непрямым методам трафаретной печати. Этот способ предполагает перенос краски на изделие через промежуточный носитель, в роли которого выступает бумага. Таким образом, для получения рисунка на ткани достаточно напечатать его на бумаге, а затем, используя какую-либо технологию переноса, осуществить перевод.

С некоторых точек зрения трансферная печать имеет значительные преимущества перед прямой. Печать трансферов, т.е. изображений на бумаге для последующего переноса, не требует приобретения специальных станков. Достаточно иметь традиционный плоскопечатный станок. В отличие от прямой печати в трансферной имеющееся оборудование не налагает ограничений по количеству цветов в изображении. Трансферная печать имеет неоспоримые преимущества в точности совмещения цветов, а также при печати тонких линий и растра. Разрешение растровых изображений может значительно выше. Это связано с тем, что в отличие от ткани, бумага, на которой печатают трансферы, является гладкой и почти невпитывающей. К экономической выгоде можно отнести тот факт, что в случае возникновения брака при печати будет испорчен лишь только лист бумаги, а не дорогостоящее текстильное изделие. Трансферы, отпечатанные, как один тираж, можно затем переносить на различные изделия, например на футболки, бейсболки, куртки. При этом эти изделия могут быть изготовлены из разных тканей, как натуральных, так и синтетических.

Все существующие технологии трансферной печати по типу сцепления красочного слоя и подложки можно разделить на две основных группы:

- термопластические,

- сублимационные.

Термоплатические трансферы

В термопластическом (или клеевом) переносе в качестве печатной подложки используется силиконовая бумага, а изображение формируется из нескольких слоев, причем печать производится в обратном (зеркальном) отображении.

Для печати данного типа трансферов можно использовать самые разные краски: водные, пластизолевые или на основе растворителей и термопленки.

Существенная особенность этого способа заключается в способе фиксации рисунка на ткани. Единственный надежный способ удержания изображения на ткани – сварка (обычные клеи не способны прочно удерживать изображение на текстильной поверхности), поэтому изображения имеют особый термоактивируемый клеевой слой, который наносится последним слоем поверх красочного или пленочного материала.

Поскольку в холодном состоянии клей не активен и не мешает работе, он наносится на внешнюю, не защищенную подложкой сторону. Подложка, в свою очередь, несет не функцию защиты клея, как у обычных самоклеящихся пленок, а предназначена только для удобства раскроя на плоттере и скрепления готового изображения (одновременно она защищает внешнюю, рабочую сторону материала).

При переносе под воздействием высокой температуры клей размягчается и проникает в структуру ткани, а при охлаждении снова затвердевает, в результате чего рисунок оказывается перенесенным на ткань. После этого силиконовая бумага (подложка) легко отделяется. В большинстве случаев бумага должна сниматься только после ее охлаждения, то есть когда клей, вплавленный в ткань, застынет полностью.

Способ термопластического перевода можно применять для большинства типов термостойких тканей, причем их химический состав не имеет значения, так как с подложкой контактирует только клей. Нельзя использовать только нейлоновые ткани, ткани содержащие силикон, текстиль с водоотталкивающими пропитками.Цвет ткани может быть как светлым, так и темным, поскольку при печати трансферов используются в основном кроющие краски, а в случае необходимости может быть нанесена также белая подложка.

Этот способ позволяет получать изображения высокой прочности и надежности, в том числе отличающиеся по фактуре (гладкие, бархатистые, шероховатые, под ткань), флюоресцентные и световозвращающие.

Сублимационная печать. Это способ печати, при котором изображение на бумаги переносят на ткань.

Сублимационная печать на ткани включает в себя два этапа:

1). Формирование изображений на промежуточном носителе. Их печать производится цифровыми струйными принтерами. Под управлением компьютера заранее подготовленные изображения печатаются на специальной термотрансферной бумаге сублимационными чернилами нескольких базовых цветов. Изображение, переносимое на бумагу, является зеркальным.

Промежуточный носитель – сублимационная бумага сильно отличается от чертежно-графических и фотобумаг. Ее покрытие не впитывает чернила, а наоборот, удерживает их на поверхности, предотвращая их впитывание. Одновременно при печати покрытие позволяет чернилам смачивать поверхность, но предотвращает их растекание.

2). Перенос изображений с промежуточного носителя на ткань. Предварительно все виды сублимационных тканей проходят специальную подготовку к печати – ткань подвергается воздействию высоких температур. Данный этап называется процессом «усадки» материала. Необходимо отметить, что для печати методом сублимации подходят не все виды тканей, а лишь те, в состав которых входит не менее 65% полиэстера. Для переноса изображений требуется 30-40 секунд контакта краски с тканью при температуре 200-220ºС. Следование данным параметрам позволяет получить высокое качество изображения с необходимой интенсивностью цветов и оттенков.

Сублимационные чернила отличаются тем, что при нагреве переходят из твердого в газообразное состояние. Пары краски глубоко проникают в поверхность, буквально впитываясь в синтетический материал, что позволяет получить яркое и стойкое изображение.

Нанесение изображения возможно только на белые или светлые поверхности.

Данный метод позволяет наносить на ткань фотографические изображения с высоким качеством, которое не дают другие виды печати.

Получаемые изображения характеризуются устойчивостью к воздействию света, влаги, высоких и низких температур, моющих средств, многократного сминания, т.к. краска проникает глубоко в структуру запечатываемого материала.

Возможна запечатка полной поверхности изделия в отличие от таких методов, как шелкография или вышивка, при которых изображение наносится только на определенный участок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: