Основные принципы системного подхода

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин.

Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. В частности, для достижения успеха в исследовательской деятельности (например, в области правоведения) учёный должен овладеть «секретом» метода и обладать эвристической технологией научного мышления[1]. Овладеть существующей методологией необходимо, потому что далеко не каждый исследователь может создать собственную, оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы достаточно последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы. Поэтому основная часть исследователей должна примкнуть к существующим направлениям (методикам), используя проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов.

6 вопрос

Натурфилосо́фия (от лат. naturaприрода) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания [1] . Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в средние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется философией науки, отсекающей всякую гипотезу, которая не представляется необходимой для доказательства. Тем не менее, различные натурфилософские системы появлялись в XIX и XX веках. Под натурфилософией обычно понимается философская и естественно-научная дисциплина, в рамках которой делается попытка свести все доступные на данный момент знания о природе в единую систему, основанную на некоторых исходных принципах. Неизбежные пробелы в естественно-научных знаниях заполнялись при этом экстраполяцией уже известных фактов, основанной на принятой в данную эпоху научной картиной мира. В круг интересов натурфилософов попадали вопросы космологии, космогонии, строения вещества, сущности движения. Различные натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.

7 вопрос

Становление механистической картины мира справедливо связывают с именем Галилео Галилея, который установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в том, что он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений. Если эксперименты спорадически ставились и раньше, то математический их анализ впервые систематически стал применять именно он. Подход Галилея к изучению природы принципиально отличался от ранеесуществовавшего натурфилософского способа, при котором для объяснения явлений природы придумывались априорные, не связанные с опытом и наблюдениями, чисто умозрительные схемы. Натурфилософия, что следует из ее названия, представляет собой попытку использовать общие философские принципы для объяснения природы. Такие попытки предпринимались еще с античной эпохи, когда недостаток конкретных данных философы стремились компенсировать общими философскими рассуждениями. Иногда при этом высказывались гениальные догадки, которые на многие столетия опережали результаты конкретных исследований. Достаточно напомнить хотя бы об атомистической гипотезе строения вещества, которая была выдвинута древнегреческим философом Левкиппом (V до н.э.) и более детально обоснована его учеником Демокритом (ок. 460 до н.э.—год смерти не изв.), а также об идее эволюции, высказанной Эмпедоклом (ок. 490—ок. 430 до н.э.) и его последователями. Однако после того, как постепенно возникали и отделялись от нерасчлененного философского знания конкретные науки, натурфилософские объяснения стали тормозом для развития науки.

8 вопрос

Уже в прошлом веке физики дополнили механистическую картину мира электромагнитной. Электрические и магнитные явления были известны им давно, но изучались обособленно друг от друга. Дальнейшее их исследование показало, что между ними существует глубокая взаимосвязь, что заставило ученых искать эту связь и создать единую электромагнитную теорию. Действительно, датский ученый Эрстед (1777—1851), поместив над проводником, по которому идет электрический ток, магнитную стрелку, обнаружил, что она отклоняется от первоначального положения. Это привело ученого к мысли, что электрический ток создает магнитное поле. Позднее английский физик Майкл Фарадей (1791—1867), вращая замкнутый контур в магнитном поле, обнаружил, что в нем возникает электрический ток. На основе опытов Фарадея и других ученых английский физик Джеймс Клерк Максвелл (1831—1879) создал свою электромагнитную теорию. Таким путем было доказано, что в мире существуют не только вещество в виде тел, но и разнообразные физические поля. Одно из них было известно и во времена Ньютона и теперь называется гравитационным полем, а раньше рассматривалось просто как сила притяжения, возникающая между материальными телами. После того как объектом изучения физиков наряду с веществом стали разнообразные поля, картина мира приобрела более сложный характер. Тем не менее это была картина классической физики, которая изучала знакомый нам макромир. Положение коренным образом изменилось, когда ученые перешли к исследованию процессов в микромире. Здесь их ожидали новые необычайные открытия и явления.1 Изучение экономики предполагает и предварительное рассмотрение панорамы современного естествознания, поскольку исследование происходящих экономических процессов невозможно без применения современных научных методов для понимания природных явлений как неотъемлемой части жизнедеятельности человека, в том числе и экономической. В то же время рассмотрение тенденций развития современного естествознания позволит различать экстенсивный и интенсивный характер изменения способов познания природы по аналогии с экстенсивным и интенсивным развитием экономики. Так, экстенсивное развитие естествознания обеспечивается проявлением и совершенствованием уже имеющихся способов исследования природы, в то время как интенсивный — возникновением качественно новых способов.

9 вопрос

На смену электромагнитной кар­тины мира пришла квантово-полевая картина мира. В квантово-полевой картине мира углубляются и обогащаются понятия вещества и поля, рассматривается вместо двух четыре взаимодействия: гравитационное, слабое, электромагнитное и сильное. В отличие от электромагнитной картины мира здесь не проводится резкого различия между полем и веществом. Элементарные частицы (вещество) и кванты электромаг­нитного излучения (поле) обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами; при взаимодействиях вещество (частицы и анти­частицы) может превращаться в поле (гамма-фотоны) и, наоборот, фотоны могут порождать частицы. Особенностью мира элементарных час­тиц является их взаимопревращаемость и вероятностный (статистический) характер Поведения в явлениях природы. Так, например, при ра­диоактивном распаде невозможно предсказать, какой конкретно атом из двух соседних (или из ряда соседних) распадется первым, невозможно ответить на вопрос: в какую сторону отклонится фотон, пролетая через щель шириной, сравнимой с длиной волны фотона.

Исследование свойств элементарных частиц и, в частности, их структуры требует наличия «снарядов» (частиц), обладающих большой энергией. Чем больше энергия «снарядов», тем меньше их длина волны, тем больше «деталей» можно обнаружить в изучаемом объекте (микрочастице) и больше свойств, характеризующих этот объект. Частицы больших энергий получают с помощью ускорителей, которые раз­гоняют элементарные частицы практически до скорости света.

Законы физики и физические методы исследования широко используются при изучении свойств небесных тел и происходящих в них процессов, природы космических лучей, свойств межзвездной среды. Построены телескопы, с помощью которых изучается приходящее из космоса электромагнитное излучение, для этих же целей применяются лазерная локация и космические корабли. Полученная разными способами информация обрабатывается с опорой на законы физики.

10 вопрос

Современная естественно-научная картина мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картины мира и опирается на научные достижения современного естествознания.

В конце XIX и начале XX века в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили наши представления о картине мира. Прежде всего, это открытия, связанные со строением вещества, и открытия взаимосвязи вещества и энергии.

Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в мире находится в форме вещества и поля. По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир. Для них характерны четыре фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий.

Если раньше последними неделимыми частицами материи,

своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считали атомы, то в конце прошлого века были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов.

В 30-е годы XX века было сделано другое важнейшее открытие, которое показало, что элементарные частицы вещества, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Это явление получило название дуализма волны и частицы - представление, которое никак не укладывалось в рамки обычного здравого смысла.

Таким образом, в современной естественно-научной картине мира, как вещество, так и поле состоят из элементарных частиц, а частицы взаимодействуют друг с другом, взаимопревращаются. На уровне элементарных частиц происходит взаимопревращение поля и вещества. Так, фотоны могут превратиться в электронно-позитронные пары, а эти пары в процессе взаимодействия уничтожаются (аннигилируются) с образованием фотонов. Более того, вакуум так же состоит из частиц (виртуальных частиц), которые взаимодействуют как друг с другом, так и с обычными частицами. Таким образом, исчезают фактически границы между веществом и полем и даже между вакуумом, с одной стороны, и веществом и полем, с другой. На фундаментальном уровне все грани в природе действительно оказываются условными

11 вопрос

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство[1].

Сведение множества к единому — в этом первооснова красоты.

Пифагор

В повседневной практике слово «система» может употребляться в различных значениях, в частности[2]:

· теория, например, философская система Платона;

· классификация, например, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

· завершённый метод практической деятельности, например, система Станиславского;

· способ организации мыслительной деятельности, например, система счисления;

· совокупность объектов природы, например, Солнечная система;

· некоторое свойство общества, например, политическая система, экономическая система и т. п.;

· совокупность установившихся норм жизни и правил поведения, например, законодательная система или система моральных ценностей;

· закономерность («в его действиях прослеживается система»);

· конструкция («оружие новой системы»);

· и др.

истемный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи)[ источник не указан 18 дней ].

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

· Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

· Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

· Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

· Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

12 вопрос

Вся объективно существующая действительность представляет собой единую материальную систему. При изучении ее условно делят на локальные системы - биологические, социологические, экономические, экологические, физические, химические и др. В свою очередь перечисленные системы делятся: на абстрактные и конкретные, естественные и искусственные, социальные, машинные и системы «человек-машина», открытые и замкнутые, постоянные и временные, стабильные и нестабильные, детерминированные и вероятностные, однородные и неоднородные, устойчивые и неустойчивые.
В зависимости от числа элементов все системы делятся на две группы: простые - (микро) системы и сложные - (макро) системы. Сложные системыхарактеризуются большим числом элементов и связей между ними. Как число элементов, сила межэлементных связей, так и их локализация могут неконтролируемо изменяться, что делает поведение таких систем непредсказуемым. Сложные системы не обладают свойством аддитивности, т. е. свойства системы не являются суммой свойств ее элементов. Развитие сложной системы имеет важную особенность: элементы системы приобретают все более специализированные функции.
Сложные системы обладают определенным набором «свойств», главными из которых является:
неоднородность и большое число элементов;
эмерджентность - не сводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом;
иерархия - наличие нескольких уровней и способов достижения целей соответствующих уровней;
многофункциональность - способность к реализации некоторого множества функций при заданной структуре;
адаптация - изменение целей при изменении условий функционирования системы и др.
Перевозочные системы относятся к сложным системам. В простых системах поддержание эффективности осуществляется за счет регулирования процессов, а в сложных за счет регулирования параметров.
Абстрактные и конкретные системы. Система называется абстрактной, если ее элементы являются понятиями. Абстрактные системы связаны с теоретическими структурами и состоят из идей. К типичным абстрактным системам относят экономическую теорию, общую теорию относительности, теорию организации и др.
Конкретные (реальные) системы представляют собой совокупность функционально связанных друг с другом реальных элементов (людей, машин, материалов, энергетических ресурсов и других физических объектов). В области транспорта существуют такие конкретные системы, как, например, система грузового транспорта, система общественного пассажирского транспорта, территориально ограниченные транспортные системы и т. п.
Естественные ч искусственные системы. Естественные системы. связаны с природой. Каждый живой организм является уникальной естественной системой (например, солнечная система).
Искусственные системы возникли тогда, когда люди впервые собрались в группы, чтобы жить и охотиться вместе. Искусственные системы подразделяются на материальные и нематериальные системы. Материальные системы в соответствии с субстанциями материи включают производственные системы, энергетические и информационные. В силу основного свойства материи - движения - под этот признак подпадают и перевозочные системы, обеспечивающие перемещение составляющих материи. В настоящее время искусственные системы появляются в бесконечно разнообразных вариантах от производственной системы какого-либо автотранспортного предприятия до системы исследования космоса. Их цели варьируются в чрезвычайно широких границах.

13 вопрос

Хотя смысл понятия структуры также представляется интуитивно ясным, дать ему удовлетворительное определение не так-то легко. Может быть поэтому в литературе встречается большое число различных определений структуры. В качестве примера приведем некоторые из них, на наш взгляд наиболее типичные.

- Структура системы - это устойчивая упорядоченность ее элементов и связей.
- Структура есть форма представления некоторого объекта в виде составных частей.
- Структура - это множество всех возможных отношений между подсистемами и элементами внутри системы.
- Под структурой понимается совокупность элементов и связей между ними, которые определяются, исходя из распределения функций и целей, поставленных перед системой.
- Структура системы - это то, что остается неизменным в системе при изменении ее состояния, при реализации различных форм поведения, при совершении системой операций и т.п.

В совокупности данные определения достаточно хорошо отражают то главное, что присутствует в любой структуре: элементный состав, наличие связей, инвариантность (неизменность) во времени. В сущности лишь последнее свойство позволяет разграничить понятия системы и структуры. Однако, учесть только инвариантность структуры еще недостаточно. Поскольку структура - это часть системы, необходимо четко указать, какая именно часть, какие свойства и признаки системы являются структурными, а какие - нет. Ответы на эти вопросы, естественно, зависят от целей исследования системы, что также необходимо учитывать. Поэтому далее под структурой будем понимать совокупность тех свойств системы, которые являются существенными с точки зрения проводимого исследования и обладают инвариантностью на всем интересующем исследователя интервале функционирования или на каждом непересекающемся подмножестве, на которые разбит интервал функционирования.

В зависимости от целей изучения исследователя будут интересовать различные инвариантные во времени свойства системы. Из определения следует, что для одной и той же системы можно построить различные структуры и между системой и ее структурой отсутствует однозначное соответствие.

Подводя итоги, можно сказать, что формирование структуры является частью решения общей задачи построения системы, причем такой, которая не определяет заранее систему в целом, а лишь выявляет ее конфигурацию. Следовательно, построение структуры - самостоятельная задача, предваряющая синтез системы в целом и облегчающая его проведение.

Система выделяется человеком из внешнего "фона" по функциональным или пространственным признакам (например, живые и технические системы - скорее по пространственному; экономические, организационные - по функциональному).

Системы, как правило, имеют различные структуры. Но в зависимости от степени централизации управления элементами в системе можно выделить три основных типа:

- ЦЕНТРАЛИЗОВАННУЮ (ИЕРАРХИЧЕСКУЮ, ЗВЕЗДООБРАЗНУЮ);
- СКЕЛЕТНУЮ;
- СЕТЕВУЮ.

Возможны комбинации, о которых - ниже...

Интересно, что тип структуры в очень большой степени определяет свойства (поведение) системы в той или иной среде. Об этих свойствах мы поговорим ниже и этот разговор будет очень важным.

Теперь несколько слов о функции системы.

ФУНКЦИЯ системы (от лат. functio - исполнение, совершение) характеризует проявление ее свойств в данной совокупности отношений и представляет собой способ действия системы при взаимодействии с внешней средой.

Другими словами, функция - это ПОВЕДЕНИЕ системы в некоторой среде.
Важным является уяснение того, что функция с одной стороны определяется внутренним строением (СТРУКТУРОЙ) системы, с другой стороны - ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ. Последнее обычно очень часто забывают.
Внешнюю среду образуют внешние по отношению к рассматриваемой системе целостные объекты, а также вещественные, энергетические и информационные ресурсы среды. Следовательно, в основе функции лежат объективно существующие СПОСОБНОСТИ структуры системы перерабатывать вещественные, энергетические и информационные ресурсы, а также способность перемещаться в пространстве. Способности реализуются в структуре и вследствие ее относительной консервативности относительно постоянны.

Функция системы является проявлением свойств, качеств системы во взаимодействии с другими (внешними) объектами.

Из всего сказанного выше о функции следует, что

НЕЛЬЗЯ ИЛИ БЕССМЫСЛЕННО РАССУЖДАТЬ О ФУНКЦИЯХ (СВОЙСТВАХ) СИСТЕМЫ, НЕ ОПРЕДЕЛИВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СРЕДУ, В КОТОРОЙ ЭТА СИСТЕМА ФУНКЦИОНИРУЕТ, И СУБЪЕКТА, НАДЕЛЯЮЩЕГО СИСТЕМУ ФУНКЦИЯМИ.

14 вопрос

1. Правило необратимости эволюции, или принцип Долло (Луи Долло, бельгийский палеонтолог, 1893): исчезнувший признак не может вновь появиться в прежнем виде. Например, вторично-водные моллюски и водные млекопитающие не восстановили жаберного дыхания.

2. Правило происхождения от неспециализированных предков, или принцип Копа (Эдуард Коп, американский палеонтолог-зоолог, 1904): новая группа организмов возникает от неспециализированных предковых форм. Например, неспециализированные Насекомоядные (типа современных тенреков) дали начало всем современным плацентарным млекопитающим.

3. Правило прогрессирующей специализации, или принцип Депере (Ш. Депере, палеонтолог, 1876): группа, вступившая на путь специализации, в дальнейшем развитии будет идти по пути все более глубокой специализации. Современные специализированные млекопитающие (Рукокрылые, Ластоногие, Китообразные), скорее всего, будут эволюционировать поп пути дальнейшей специализации.

4. Правило адаптивной радиации, или принцип Ковалевского-Осборна (В. О. Ковалевский, Генри Осборн, американский палеонтолог): группа, у которой появляется безусловно прогрессивный признак или совокупность таких признаков, дает начало множеству новых групп, формирующих множество новых экологических ниш и даже выходящих в иные среды обитания. Например, примитивные плацентарные млекопитающие дали начало всем современным эволюционно-экологическим группам млекопитающих.

5. Правило интеграции биологических систем, или принцип Шмальгаузена (И. И. Шмальгаузен): новые, эволюционно молодые группы организмов вбирают в себя все эволюционные достижения предковых групп. Например, млекопитающие использовали все эволюционные достижения предковых форм: опорно-двигательный аппарат, челюсти, парные конечности, основные отделы центральной нервной системы, зародышевые оболочки, совершенные органы выделения (тазовые почки), разнообразные производные эпидермиса и т. д.

6. Правило смены фаз, или принцип Северцова-Шмальгаузена (А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен): различные механизмы эволюции закономерно сменяют друг друга. Например, алломорфозы рано или поздно становятся ароморфозами, а на основе ароморфозов возникают новые алломорфозы.

15 вопрос

Механизм - более высокий уровень познания чем "закон", он позволяет понять, как происходят те или иные явления. Только понимание механизмов обеспечивает целенаправленное и безошибочное применение тех или иных законов. Выявление механизма закономерности – лучший способ обеспечить распространение этой закономерности на другие системы и условия. И также помогает выявить новые закономерности, а также факты, ранее остававшиеся незамеченными.

Развитие науки практически всегда включает три последовательных этапа:

• Выявление закономерностей путем подбора и группировки фактов
• Выявление механизмов, создающих эти закономерности
• Создание методов, позволяющих использовать выявленные механизмы для тех или иных практических целей

В истории науки неоднократно возникали попытки отказа от выявления механизмов закономерностей. Начиная от знаменитого высказывания Ньютона «Гипотез не измышляю» ("hypotheses non fingo"). После смерти Ньютона возникло научно-философское направление, ньютонианство, абсолютизировавшее отказ от придумывания гипотез и призывавшее к феноменологическому изучению явлений при игнорировании фундаментальных научных гипотез. Это направление впоследствии развилось в трудах по научной методологии позитивистов О. Конта, Г. Спенсера, Д. Миля и других. В конце 19 века в науке расцвел так называемый «физический позитивизм» Эрнст Мах выдающийся физик, и (на взгляд авторов) очень посредственный и путанный философ сформулировал задачу научного познания как "приспособление мыслей к фактам и приспособление мыслей друг к другу". Задачей теории, по его мнению, является не получение знания о действительности, стоящей позади явлений, а лишь представление этих явлений в простой и элегантной взаимосвязи. Именно этот подход позитивистов (Мах назвал ее «принцип экономии мышления») и обусловил жестокий кризис в физике в конце 19 века. Выявляя механизмы мы находим объяснения тех или иных процессов, помогающие если понадобиться влиять на них. Поэтому механизмы эволюции можно назвать также «объяснительные механизмы». Нужно отметить, что многие механизмы эволюции очень универсальным, могут действовать в самых разных системах, и в одной системе могут действовать снова и снова, на разных этапах развития, при этом так или иначе модифицируясь. И при этом большинство реальных явлений происходит благодаря взаимодействию нескольких различных механизмов, которое само также задается каким-то «механизмом управления механизмами». Типовая ошибка исследователей - непонимание множественности механизмов, попытки, найдя один хороший механизм, все объяснять только через него. В эволюции сложных систем могут существовать и взаимодействовать также множество других весьма разнообразных механизмов. Некоторые из них очень универсальны, другие ограничены рамками той или иной области или конкретной системы. Выявление и изучение этих механизмов позволяет намного лучше понять особенности развития разных систем и, соответственно управлять этим развитием. Можно сформулировать ряд принципов, которым должны удовлетворять типичные «механизмы эволюции».

• Принцип существования механизма. "Нет явлений без механизма", то есть если в какой-то области существует подтвержденная фактами (например, статистической корреляцией) закономерность, значит могут быть построены отдельные объяснительные механизмы или их сочетания, объясняющие данную закономерность.
• Принцип связи системы, явления и механизма. Если в какой-то системе регулярно повторяются некоторые явления (даже если это явления, кажутся нам вредными или ненужными для системы), значит они каким-то образом с системой связаны и есть механизм их порождающие.
• Принцип автоматического действия механизмов. Биологические, психические, социальные и т.п. механизмы не требуют, чтобы люди понимали их действие
• Принцип подчинения механизмов законам развития. Процесс построения и развития объяснительных механизмов во многом аналогичен процессу развития технических систем и подчиняется аналогичным законам развития.
• Принцип внутренней логики (непротиворечивости) механизмов. Каждый объяснительный механизм не должен содержать внутренних противоречий, нарушений логики, требовать заведомо невозможных или неизвестных науке эффектов типа телепатии, магии и т.п.
• Принцип универсальности механизмов. Любой выявленный в конкретной, частной области объяснительный механизм следует считать потенциально универсальным при наличии соответствующих условий, пока не доказано обратное.
• Принцип относительной независимости механизмов разных системных уровней. Объяснительные механизмы разных системных уровней относительно слабо зависят друг от друга. Механизмы, действующие в биологии нет необходимости (а чаще и невозможно) объяснить с точки зрения химии или квантовой физики, а механизмы социального развития мало зависят от биологии, а механизмы технического развития только косвенно связаны с социальными.
• Принцип согласования системных уровней. Объяснительный механизм должен «действовать» на том же системном уровне на котором описана объясняемая им закономерность.
• Принцип неоднозначной связи закономерностей с механизмами. Любая закономерность может объясняться одним или несколькими взаимно дополнительными механизмами, любой механизм может объяснять одну или несколько взаимосвязанных закономерностей.
• Принцип ограниченной достоверности механизмов. Каждый объяснительный механизм соответствует реальному механизму только с определенной степенью точности и в определенных границах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: