Виды правонарушений. V. Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену

V. Примерный перечень КОНТРОЛЬНЫХ вопросов к ЭКЗАМЕНУ

1. Цель и задачи курса «Правоведение».

Правоведение – это учебная дисциплина, изучающая основы некоторых наиболее важных юридических наук.

Цели изучения курса:

усвоение категориально - понятийного аппарата юридического языка, без знания которого невозможно понимание современного права;

получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

повышение правовой культуры.

В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются:

овладение понятийным аппаратом;

вооружение студента правовым кругозором;

привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности;

формирование умения осмысливать правовые явления и процессы

2. Государство и право как объект изучения юридической науки. Система юридических наук. Методология юридической науки.

Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны, государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти

Система юридических наук.

Теоретико-исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, римское право и тд).

Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское, уголовное, трудовое и тд).

Межотраслевые науки (прокурорский надзор, нотариат, адвокатура и тд).

Прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная бухгалтерия и тд).

Международно-правовые (международное, публичное и международно-частное право и тд). Юридическая наука имеет и свою собственную структуру, опять же организованную по предмету изучения. Ее можно представить следующим образом:

1. Общетеоретические и исторические науки. Сюда относятся теория и история государства и права, история политических и правовых учений, политология.

2. Отраслевые юридические науки. Это науки конституционного права, государственного права, гражданского права, уголовного права, трудового права, семейного права, гражданско-процессуального права, торгового права, налогового права и т.д.

3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов. Например, организация суда и прокуратуры, прокурорский надзор и др.

4. Науки, изучающие международное право международное публичное право, международное частное право, международное гуманитарное право, космическое право, право, регулирующее новые способы мировых коммуникаций, основанных на современных информационных технологиях, средствах массовой информации и т.д.

5. Прикладные юридические науки. К ним относятся судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминология и т.п.

Следует обратить внимание, что к юридическим наукам относятся не государственное право, а наука государственного права, не гражданское право, а наука гражданского права, не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические знания о государстве и праве.

теория государства и права прежде всего имеет своим предметом, т.е. изучает, не какие-либо отдельные общественные законы, относящиеся к отдельным сторонам государства и права, а именно всю систему этих законов, взятых в комплексе и в самом общем, абстрактном виде. Она, таким образом, изучает закономерности, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов, рассматривает государство и право как целостные социальные институты.

3. Роль и значение власти в обществе.

Власть имеется в каждом обществе, но только в государственно организованном обществе эта власть приобретает черты государственной власти.

Иными словами, если власть вообще – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, подчинения, регламентирующих актов и т.п., то государственная власть – это способность и возможность оказывать подобное воздействие с помощью государственного принуждения. Государственная власть структурно – это государственно организованная система чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих соответствующие общие и классовые интересы. Государственная власть распространяется на всю территорию государства, вершится от имени государства, она одна из форм политической власти.

Разумеется, не следует понимать государственную власть как способ воздействия исключительно с помощью насилия

4. Понятие государства и его признаки.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и др. интересов в пределах определенной территории.

Государство – совокупность граждан, людей, обладающих собственными законами, судами, должностными лицами.

Государство – продукт общественного развития, возникающего на определенной ступени зрелости человеческого общества, вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей. Государство становится основной управляющей системой общества.

Государство – это политико-территориальное, суверенная организация, обладающая политической властью.

Основные признаки государства:

Граница

Наличие власти

Суверенитет

Также к признакам государства можно отнести:

Классовость

Совокупность людей – народ

Территория как предел действия власти

Гражданство, подданство иностранных лиц и лиц без гражданства

Территориальное верховенство

Армия, полиция, ГУИН и т.п.

5. Типы и формы государства.

1) Правление:

а) Монархия - государство, в котором высшая государственная власть сосредоточена в руках одного человека.

Монархия бывает:

- Абсолютная (ничем не ограничена) – монархи одновременно являются главой государства, правительство формируется в основном из членов семьи, сосредоточена в восточных странах (Саудовская Аравия, Оман)

- Конституционная (ограничение конституцией) – главным субъектом принятия решений выступает парламент, разделены функции главы государства и главы правительства. Особенность ее во взаимоотношениях главы государства, правительства и парламента. Ни короли, ни императоры не имеют права возглавлять правительственный кабинет. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности. Принятие законов является исключительным правом парламента Англия, Испания.

б) Республика - форма правления, при которой органы власти выбираются.

Республика бывает:

- президентская – президент является главой государства, формирует правительство, осуществляет подбор министров и контроль за их деятельностью, избирается всеобщим голосованием. Правительство отчитывается перед президентом (США, Россия).

- парламентская – правительство формируется парламентом, отчитывается перед ним. Главой парламента является председатель правительства (Германия, Италия, Израиль).

2)Государственные устройства:

а) Унитарное государство - власть сосредоточена в центре, нет разбиения на части. Территория государства подразделяется на административно – территориальные единицы. Единая для всего государства Конституция, общая система права, единая судебная система. Принцип унитарного государства характерен для маленьких по территории государств (Латвия, Эстония)

б) Федеративное государство – существует центр, отдельные края, области и автономные округа, подчиняющиеся власти центра. Территория федерации состоит из территории отдельных субъектов. Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную систему. На местах самоуправление, единая валюта, армия, закон (США, Россия)

в) Конфедеративное государство – объединение относительно самостоятельных государств для решения определенных целей. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат, а исполнительная Федеральному Совету (правительство) из семи федеральных советников (министров), избираемых на 4 года. (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

3) Политический режим:

С помощью политического режима осуществляется государственная власть. Через политический режим государство оказывает влияние на общество.

а) Демократический режим – народ – источник власти в обществах, его воля является решающей. Равенство всех перед законом. Каждому гражданину гарантируются права и свободы. Ключевые органы власти выбираются.

- прямая демократия – народ участвует в самоуправлении

- представительная демократия – народ выбирает своих представителей во власть.

б) Тоталитарный режим – насильственный контроль и всевластие государства над обществом. Народ отстранен от власти и ограничен в правах и свободах.

Авторитарный режим - жесткий контроль власти над определенными сферами (политика, экономика, безопасность, силовые структуры). Власть осуществляется одним конкретным лицом. Народ отстранен от власти и ограничен в правах и свободах.

6. Формы правления, государственного устройства, политического режима.

Монархия – верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

Монархия бывает:

- сословно представительская

- абсолютная монархия

- конституционная

- парламентарная

Республика – верховная государственная власть осуществляемая выборными органами, избираемыми населением, на определенный срок.

Республика бывает:

- парламентарная

- президентская

- республика советов

Виды государственного устройства:

Унитарное государство - представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией

Федеративное государство

Конфедеративное государство

Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Демократический - Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. (в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы).

Авторитарный - при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма

Тоталитарный - режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения.

Переходный - в некоторых странах существуют промежуточные

7. Государство и гражданское общество.

Государство – организация политической власти, существующая в единой

стране.

Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права.

Черты гос.:

1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и монополией принуждения на всей территории страны.

2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или, по крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан.

3. Государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, чиновников, а также постоянную армию.

4. Государство учреждает и собирает налоги, за счет которых создается и пополняется государственная казна, откуда производятся расходы на содержание государственного аппарата и армии.

5. Современное представительное государство официально признает юридическое равенство граждан, их права и свободы, а также гарантии этих прав и свобод.

Функции:

- исполнительная

- законодательная

- судебная

- контрольно – надзирательная

Функции:

- охранительная (охраняет права и свободы человека, соблюдение законностей и правопорядка)

- регулятивная (направлена на организацию общественного производства страны, на достойные социальные условия)

- экономическая (может быть сведена к обработке экономической политики, установление основ ПД и условной политики)

- социальная (выражается в оказании социальной помощи нуждающемуся населению; здравоохранение, просвещение, строительство)

8. Правовое государство: понятие и признаки.

Основными чертами и признаками правового государства считаются:

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот принцип означает высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предоставлении жилья и т.д.) вносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.

Все граждане, должностные лица, органы государства и организации должны неуклонно исполнять и соблюдать законы государства. Основной Закон государства — Конституция, в которой сформулированы принципы государственной и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность правового порядка в обществе.

Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей «собственностью». Ведь в основе закона лежит воля народов России, их мудрость. Вот почему, разрабатывая законы, государство выносит законопроекты на всенародное голосование или обсуждение. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования правового гражданского общества. Свобода человека в обществе выступает как его право. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы.

Взаимная ответственность государства и личности в рамках действующего законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость и равенство в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей Перед конституцией и законом все равны.

Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах.

Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.

9. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю.

В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни страны, получили новое направление, новое содержание: возникло Советское государство. Его первая Конституция 1918 г. закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. Диктатура представляет собой власть, которая не связана законами. В этих условиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался правовой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, институтов, норм, процедур и гарантий в общественной и политической жизни.

В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством.

Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о необходимости создания правового государства.

В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 13 Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 г.

Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.») закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства:

1. «Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»);

Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ — представительный и законодательный орган Российской Федерации); Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.

Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти.

2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

3. В правовом государстве человек, его права и свободы — высшая ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев после октябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека.

Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины — административно-управленческой системы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конституция исходят из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.

5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.

6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе.

10. Понятие, признаки и функции права.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки:

Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера).

Общеобязательность - обязательно для всех.

Системность - не просто совокупность, а стройная система.

Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение).

Формальная определённость.

Волевой характер - в праве выражена воля: 1. Воля народа + 2. Воля господствующего класса = общая воля, которая и выражена в праве.

Функции - основные направления исследовательской деятельности.

Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

Гносеологическая - (гносеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

Прогностическая (предсказательная) - на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

Прикладная (политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

Учебная - обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.

В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.

11. Право в системе социальных норм.

1. Некоторые обычаи признаются в качестве источников права (правовые обычаи). С другой стороны, право стимулирует прогрессивные обычаи. Обычаи, которые противоречат законам, классифицируются как правонарушения (например, кровная месть).

2. Мораль как социальный регулятор использовалась и до появления права. Она охватывает более широкую область общественных отношений, чем право (отношения дружбы, любви и др.). Многие общечеловеческие моральные нормы закреплены в нормах права (например, право на жизнь). Нормы права не должны требовать от людей выполнения безнравственных поступков. С другой стороны, мораль поддерживает нормы права, отвечающие ее требованиям (моральное право).

3. В некоторых странах религиозные нормы выступают в качестве источников права (Иран, Пакистан). Но в большинстве стран право создает возможность для беспрепятственного выполнения гражданами своих религиозных воззрений, но не создается на основе религиозных норм.

4. Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Так, Конституция РФ создает правовую основу для организации и деятельности различных объединений граждан.

5. Связь между несоциальными нормами и правом.

Нормы права могут иметь ссылки на несоциальные нормы, соблюдение которых признается юридической обязанностью (правила техники безопасности). Нарушение таких несоциальных норм расценивается как правонарушение.

12. Норма права, ее структура.

Норма права – общеобязательное правило поведения, устанавливаемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой, структурная единица всей правовой системы.

Структура нормы права:

- гипотеза – условие действия нормы, устанавливает при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения;

- диспозиция – указывает каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, обозначенных гипотезой;

- санкция – последствия – могут быть позитивными (поощрение) и негативными (система мер государственного взыскания).

Классификация норм права:

- императивные (не предусматривают вариантов поведения для субъектов)

- диспозитивные (предусматривают варианты поведения)

- рекомендательные (управомочивающие и обязывающие)

По субъекту:

- нормы закона

- нормы подзаконного акта

По сфере действия:

- общего действия

- ограниченного действия

- локальные нормы

Отрасли права – объективно обособившаяся совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Институт права – совокупность норм, регулирующих однотипные отношения в рамках отрасли.

13. Формы (источники) права.

Право – совокупность правил поведения, установленных и охраняемых государством от нарушений.

Источники права – документы, содержащие нормы права:

Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате постоянного повторения. Примеры: первые сборники правовых обычаев: Русская Правда (Киевская Русь); Законы Дракона (Афины); Законы XII таблиц (древний Рим); Законы короля Альфреда (Великобритания).

Судебный прецедент – правило поведения по конкретному делу, являющиеся образцом для разрешения аналогичных дел в будущем (Англо – Саксонская правовая система)

Доктрина – высказывание выдающихся ученых юристов (Англо – Саксонская правовая система).

Нормативный договор – договор, содержащий нормы права (коллективный договор на предприятиях)

Нормативно – правовой акт в РФ и других странах Романо – Германской системы права является основным источником права. Состоит из:

1) Федеральных законов, которые принимаются парламентом. ФЗ, в свою очередь они делятся на: Федеральные Конституционные Законы, необходимость их принятия предусмотрена в конституции (ФКЗ о президенте РФ; ФКЗ о правительстве РФ).; Кодифицированные законы (УК; ГК; ЖК; СК…); Обыкновенные законы (все остальные законы (ФЗ об АО; ФЗ об ООО)).

2) Подзаконные нормативные акты (соответствие ФЗ) делятся на: Указы президента РФ; Постановления правительства; Распоряжения министерств

14. Нормативно-правовые акты: понятие, виды.

Понятие и признаки нормативно-правового акта.

Под нормативно-правовым актом понимается документ органов государственной власти, содержащий нормы права.

Признаки нормативно-правового акта (отличия от других документов):

Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти.

2. Содержит нормы права.

3. Создается в особом, процессуальном порядке.

4. Оформляется в определенном виде.

5. Образует единую, иерархическую систему.

6. Обязательно доводится до сведения населения.

Классификация нормативно-правовых актов.

Для упорядочивания нормативно-правовых актов используются различные классификации и способы систематизации нормативно-правовых актов.

Основания для классификации:

1. Юридическая сила нормативно-правового акта.

2. Содержание нормативно-правового акта.

3. Субъекты, издавшие нормативно-правовой акт.

4. Объем и характер действия нормативно-правового акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта отражает его место в иерархической системе нормативно-правовых актов.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ – основной закон государства.

Все множество нормативно-правовых актов по юридической силе делится на 2 подмножества:

1. Законы

2. Подзаконные нормативно-правовые акты.

По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Однородные нормативно-правовые акты.

2. Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Пример однородных нормативно-правовых актов:

Трудовой Кодекс РФ

Пример комплексного нормативно-правового акта:

Федеральный закон «Об образовании».

По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют:

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).

3. Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления).

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Акты общего действия.

2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на беженцев).

Законы: признаки и виды.

Признаки:

1. Регулируют наиболее важные общественные отношения.

2. Принимаются в результате всенародного волеизъявления на референдуме, либо органами законодательной власти.

3. Обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

Виды:

По юридической силе законы подразделяются на:

1. Конституцию.

2. Федеральные конституционные законы

3. Федеральные законы.

4. Законы субъектов РФ.

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды.

Подзаконный нормативно-правовой акт – это нормативно-правовой акт, принятый органами исполнительной власти.

Выделяют в порядке убывания юридической силы следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1. Указы Президента РФ.

2. Постановления Правительства РФ.

3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб).

4. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

15. Конституция – основной закон государства и общества.

Особенности: Закон прямого действия, основополагающий источник всех остальных отраслей права, приоритетная цель Конституции связана с ограничением действия публичной власти в отношении прав и свобод человека.

Принята 12 декабря 1993 г.

Содержание:

Нормы, охватывающие политические, экономические, социальные и духовные отношения. Конституция имеет высшую юридическую силу прямого действия на всей территории России.

Конституция состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает в себя 9 глав и 137 статей. Классификация Конституции:

По происхождению:

- установленные волей народа (РФ)

- дарованные (октроированные)

По единству документа:

- кодифицированные

- не кодифицированные (РФ)

По порядку внесения в нее изменений и поправок:

- гибкие – не предусматривающие особого порядка изменения

- жесткие – предусматривающие (РФ)

По субъектам конституционно – правовых отношений:

- социальные (индивидуальные, коллективные)

- организационные

Права человека – мера возможного поведения лица, как участника общественных отношений, не зависимо от того в каком государстве возникают эти отношения.

Структура правового статуса личности:

- права

- свободы

- обязанности

- ответственность

Классификация прав личности:

По статусу субъекта:

- права человека

- права гражданина

По количественному признаку:

- индивидуальные

- коллективные

По происхождению:

- естественные

- позитивные

По производности:

- базовые

- производные

По содержанию:

Личные

- политические

- социально – экономические

- социально – культурные

Особенности личных прав и свобод человека:

- гарантированность человеческой жизни, защиту от всяких форм насилия, жестокости, унижения.

- обеспечение неприкосновенности в его частной и семейной жизни.

- беспрепятственный выбор своего поведения

Особенности политических прав:

- реализация народного суверенитета.

- привлечение граждан к осуществлению народовластия.

Особенности социально – экономических и социально – культурных прав:

- защита от безработицы, право частной собственности, право на охрану здоровья и т.д.

16. Отрасли права: понятие, система, общая характеристика.

ОТРАСЛЬ ПРАВА - относительно самостоятельное подразделение, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения в государстве, составляют отрасль финансового права). В свою очередь О. п. подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются. Важным признаком для выделения О. п. является наличие у нее специфического.

В зависимости от предмета и метода правового регулирования обычно выделяются следующие отрасли российского права: аграрное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, конституционное (гос.), семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, финансовое, экологическое право.

Отрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы - конституционное право; материальные отрасли - гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.2. Специальный отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право.3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право.

СИСТЕМА ПРАВА - строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасли права делятся на институты права. Например, такая отрасль права, как, делится на институты права, авторского права, права наследования и др.

17. Основные правовые семьи современности.

Национальная правовая система – совокупность норм права отельных стран, также используемые механизмы правотворчества, реализации и государственного долга.

Правовые систем современности:

- Романо – германская (континентальная) – Франция, Германия, Испания, Италия.

Право делится на частное и публичное.

Источники права: писанная Конституция (высшая юридическая сила), кодексы, нормативно – правовые акты органов исполнительной власти (декреты, постановления, инструкции).

- «Общее право».

Источники права: прецеденты – совокупность судебных решений, которые обязательны для других судов при решении аналогичных дел, статусное право, законы или акты парламента, вносящие поправки и дополнения, подзаконные акты органов исполнительной власти.

- Социалистические системы (ряд стран Восточной Европы, Азии, Латинской Америки).

Преобладание идеологии, политики и практики правящей партии.

- Мусульманское право (пророк Мухаммед).

Источники: Коран, Сунна – совокупность приданий и высказываний о делах пророка, Иджма – общее мнение авторитетных правоведов ислама, Кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

18. Правовое сознание: понятие, структура, виды.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая является идеальным отражением правовых явлений в сознании людей.

Правосознание - это часть субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни. Правосознание - это субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.

Структура правосознания включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие:

· правовую идеологию;

· правовую психологию.

Правовая идеология - это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология - это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения - правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально - разумом, рассудком, но и эмоционально - ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Существуют определённые виды деформаций правосознания:

· правовой нигилизм - это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;

· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;

· правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права.

Уровни правосознания в целом совпадают с уровнями правовой культуры, включая индивидуальный, корпоративный, общий и цивилизационный.

Виды правосознания:

· обыденное правосознание, которое основано на здравом смысле и жизненном опыте людей;

· профессионально-юридическое правосознание, которое основано на специальном образовании и юридической практике;

· научное правосознание ученых-правоведов, базирующееся на систематизированном научном знании.

19. Правовая культура.

Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства систем права и законодательства, правотворческой и правоприменительной деятельности, правосознания и правовых навыков личности.

В зависимости от субъектов права различают три вида правовой культуры:

1. Правовая культура личности. Выражается в виде знания и понимания права, в осознанном исполнении правовых предписаний человеком.

2. Правовая культура социальной группы. Выражается в правоотношениях. В ней находят отражение такие ценности, как компромисс, примирение позиций различных социальных групп.

3. Правовая культура общества. Выражается в праве. Высокий уровень правовой культуры общества рассматривает право как инструмент общественного согласия, а низкий уровень правовой культуры – как принудительную силу.

20. Понятие и состав правоотношения.

Правоотношения - это фактически существующие индивидуально-определенные связи социального порядка между управомоченными и обязанными субъектами, урегулированные нормами права.

Правоотношение - объективно сложное явление правовой действительности. Ему, так же, как и другим видам общественных отношений, присущи свои особенности и специфические формы взаимосвязей между их участниками (субъектами). Характерной особенностью правоотношений является прежде всего то, что они всегда осознаны их участниками и созданы по их воле, т.е. это индивидуально-волевые отношения.

В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:

а) субъектов (участников) правоотношения (Субъекты права — это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения — это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права — участник того или иного конкретного правоотношения.);

б) субъективные юридические права и обязанности (которые именуют также юридическим содержанием правоотношения) Юридическое содержание правоотношения – это субъективные юридические права и обязанности, выражающие то специфическое, что свойственно правоотношению как особой идеологической форме фактических общественных отношений;

в) фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (его называют материальным содержанием правоотношения) Материальное содержание правоотношения – это то фактическое поведение, которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Материальное содержание правоотношения складывается из дозволенного поведения управомоченного и должного поведений правообязанного;

б) объекты правоотношения (Объект правоотношения – всегда нечто внешнее к юридическому содержанию правоотношения, т.е. то, что находится вне субъективных прав и обязанностей.).

21. Участники (субъекты) правоотношений.

Субъект или участник правоотношения - это правосубъектное лицо, у которого в рамках правоотношения возникают субъективные юридические права или обязанности.

Субъектами правоотношения могут быть лица, наделенные правосубъектностью.

Правсубъектость включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность - это способность лица иметь права и нести обязанности.

Дееспособность - это способность лица самостоятельно, по своему усмотрению, осуществлять свои права и обязанности. Деликтоспособность - это способность лица нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения.

Правосубъектность позволяет лицу на законных основаниях участвовать в правоотношении. При этом понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» по своему юридическому содержанию различны. И это различие необходимо чётко уяснить. Субъект права - это потенциальный участник правоотношения, лицо имеющее юридическую возможность стать участником правоотношения, но фактически данное лицо может так никогда и не стать участником правоотношения ввиду отсутствия у него в этом необходимости. Например, все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия, могут заключить договор купли-продажи автомобиля, но не все реализуют эти юридические возможности.

Субъект правоотношения - это фактический участник правоотношения, носитель конкретных субъективных прав и обязанностей по данному правоотношению. Субъект правоотношения - это всегда субъект права, поскольку обладает правосубъектностью, но не всякий субъект права - субъект конкретного правоотношения. Таким образом, понятие "субъект правоотношения" по своему объёму входит в понятие "субъект права".

Субъектами правоотношения могут быть:

· Индивиды или физические лица;

· Территориальные образования такие как государства, регионы, города, муниципальные образования;

· Юридические лица - организации, которые имеют обособленное имущество, и от своего имени осуществляют юридические права и обязанности, могут выступать в суде в качестве истца и ответчика и т.д.

22. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношений.

Субъективное право - это предусмотренная нормой права мера дозволенного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственной защиты.

Основным свойством субъективного права является возможность его использования по собственному усмотрению субъекта без угрозы применения государственных санкций.

Виды субъективных прав:

· Право требовать от другого участника исполнить свои обязанности. Например, требование исполнения обязательства

· Право на собственные активные действия. Например, право голоса, право вступления в трудовые отношения и т.д.

· Право обладать, пользоваться, распоряжаться определенным благом - материальным либо нематериальным

· Право обратиться к государству за защитой нарушенных субъективных прав, то есть возможность прибегнуть к государственному принуждению, чтобы обеспечить реализацию субъективного права.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственного принуждения.

У обязанного участника правоотношения отсутствует свобода выбора, поскольку от исполнения обязанности нельзя отказаться. В случае отказа или недобросовестного выполнения государство по собственной инициативе или по требованию другого участника правоотношения принудительно обеспечивает выполнение юридических обязанностей. В этом главное отличие обязанности от субъективного права, которое всегда реализуется добровольно, по свободному усмотрению субъекта.

Юридические обязанности одних участников правоотношения обеспечивают использование субъективных прав другими участниками. Они гарантируют субъективные права, делают их реальными, практически действующими. Субъективные права не существуют без соответствующих обязанностей. В этом состоит основное назначение обязанностей.

Юридическая обязанность может иметь две формы - активную и пассивную. Активная форма юридической обязанности предполагает совершение активных действий, предусмотренных нормативно и возложенных на участника правоотношения.

Пассивная форма исполнения юридической обязанности - это воздержание от определенных действий. Активная форма вытекает из обязывающих норм права, пассивная - из запрещающих.

23. Объекты правоотношений.

Объект правоотношения - это материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складывается правоотношение.

Побудительным фактором для вступления субъекта в правоотношение выступают различного рода социальные ценности, необходимые для удовлетворения тех или иных потребностей субъекта в какой-либо сфере жизни общества.

Объектами правоотношения могут быть:

· Материальные объекты - имущество, деньги, ценные бумаги, другие предметы материального мира.

· Нематериальные блага такие как объекты духовного творчества - произведения науки, искусства, литературы.

· Личные неимущественные блага такие как жизнь, честь, здоровье, деловая репутация, свобода и безопасность, неприкосновенность частной жизни и т. п.

· Действия лица или результаты таких действии такие как, например, участие в выборах, дача свидетельских показаний, оказание услуг и т.д..

Таким образом, можно определить объект правоотношения как различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных лиц.

24. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Юридический факт - это закрепленное в гипотезах норм права конкретное жизненное обстоятельство, наступление которого влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридическими являются не все жизненные факты, а лишь предусмотренные нормативно. Юридические факты закрепляются и описываются в гипотезах правовых норм как определенные, потенциально возможные ситуации. В случае возникновения такой ситуации в реальной жизни наступают предусмотренные нормой правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Классификация юридических фактов.

По правовым последствиям:

· правообразующие юридические факты;

· правоизменяющие юридические факты;

· правопрекращающие юридические факты.

По волевому критерию.

Юридические факты-события и порождаемые ими последствия, которые не зависят от воли людей. Наиболее распространёнными юридическими фактами-событиями являются рождение или смерть человека, достижение определенного возраста, наступление установленной даты, истечение срока, стихийное бедствие и т.д.

Юридические факты-деяния, выражаемые в виде действия или бездействия, которые являются обстоятельствами, наступление которых определяется сознанием и волей людей. Деяния можно разделить на:

· правомерные действия - действия соответствующие праву: договоры, сделки, правомерные поступки;

· неправомерные действия - деликты или правонарушения.

Виды правомерных деяний:

Юридические поступки - это поступки, которые вызывают юридические последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение. Например, создание автором изобретения.

Юридические акты - это действия, непосредственно направленные на достижение юридических результатов.

Состояние - это длительно существующее юридическое свойство, выраженное в длящимся правоотношении. Например, гражданство, брак, судимость и т.д. Таким образом, некоторые правоотношения сами по себе способны выступать в виде юридических фактов.

Фактический состав правоотношения - это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих определенное правоотношение. Для возникновения трудового правоотношения между работником и работодателем требуется достигнуть возраста трудовой правоспособности, написать заявление о приёме на работу, заключить трудовой договор, издать приказ о зачислении лица на работу.

25. Понятие, признаки и виды правонарушения.

Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, влекущее за собой государственное принуждение.

Признаки:

Общественная опасность (материальный признак) - наносит ущерб общественным отношениям, либо создаёт реальные предпосылки для наступления ущерба.

Противоправность (формальный признак) - ущемляет права и свободы участников общественных отношений, либо влечёт за собой неисполнение юридических обязанностей.

Правонарушение - это всегда деяние (действие/бездействие), выраженное в окружающей человека физической среде, а не мысль или намерение.

Правонарушение - это виновное деяние, характеризующее отрицательное психическое отношение лица к интересам общества и других индивидов (субъектов).

Правонарушение влечёт за собой государственное принуждение, в том числе и юридическую ответственность. Государственное принуждение - это осуществляемое государством психическое или физическое насилие, имеющее целью подчинение поведения субъекта воле органов государственной власти.

Правонарушением признаётся только акт жизнедеятельности человека.

Виды правонарушений

По характеру и степени общественной опасности:

Преступления - это наиболее тяжкий вид правонарушения, зафиксированный только в уголовном законодательстве и влекущий самую суровую ответственность - в виде наказания.

Проступки - это остальные правонарушения, именуемые в совокупности проступками, они делятся на виды, в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) Административные - под административным проступком понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР).

б) Дисциплинарные - представляет собой противоправное и виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

в) Гражданско-правовые - противоправное деяние, направленное на нарушение имущественных или личных неимущественных прав других лиц. Основным юридическим фактом, порождающим гражданско-правовые отношения, выступают сделки (акты свободного волеизъявления лиц), а среди них чаще всего - договоры (двух- и многосторонние сделки).

г) Процессуальные - выражаются в намеренном или неосторожном отходе от процедурных стандартов в области правоприменительной деятельности государства и особенно - в сфере правосудия.

д) Экологические - состоят в виновном противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью людей.

е) Другими разновидностями правовых проступков считаются международные, налоговые, финансовые и другие правонарушения.

По объективной стороне:

Действия

Бездействия.

По субъективной стороне:

Умышленные правонарушения.

Неосторожные правонарушения.

26. Состав правонарушения.

Состав правонарушения – это совокупность необходимых и достаточных элементов для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

Юридический состав правонарушений образуют следующие элементы:

Объект правонарушения – это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и которой этим деяние причинен вред.

Объективная сторона правонарушения – это характеристика самого деяния (способ его совершения, обстоятельства совершения, последствия деяния и др.).

Субъект правонарушения – это характеристика лица, совершившего правонарушение, прежде всего определение деликтоспособности правонарушителя.

Субъективная сторона правонарушения отражается в возможности признания деяния того или иного лица виновным.

Различают следующие формы вины:

1. Умысел. В случае умысла лицо предвидело и желало наступления вредных и опасных последствий от своего деяния.

2. Неосторожность.

Неосторожность бывает двух видов:

1. Самонадеянность – это когда лицо признавало вредными и опасными последствия своего деяния, но рассчитывало на возможность избежать их.

2. Небрежность – это когда лицо не предвидело и не желало наступления вредных и опасных последствий от своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

Форма вины учитывается при определении наказания за правонарушение.

27. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность – необходимость лица подвергнуться мерам гос. принуждения за совершенное правонарушение.

Меры:

o личного характера (лишение свободы);

o имущественного характера (штраф);

o организационного характера (увольнение).

Признаки ЮО:

o устанавливается гос-вом в правовых нормах;

o опирается на гос. принуждение;

o связана с возложением новой дополнительной обязанности;

o выражается в определенных отрицательных последствиях;

o возлагается в процессуальной форме;

o наступает только за совершенное правонарушение.

Виды ЮО:

o Уголовная характеризуется наиболее жесткими мерами гос. воздействия; суд – единственный орган, уполномоченный привлечь к уголовной отв-ти (лишение свободы, смертная казнь и т.д.);

o Административная основана на факте совершения административного проступка(штраф, лишение специального права и т.д.);

o Гражданск-правовая имеет имущественный характер, носит компенсационную направленность, цель – восстановление нарушенных имущественных прав (полное возмещение вреда + выплата нейстойки);

o Дисциплинарная наступает вследствие совершения дисциплинарных нарушений (выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);

o Материальная сфера трудовых отношений.

28. Общая характеристика основ российского конституционного строя.

В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.

Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционнго строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо.

Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционых норм. Это находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Данное предписание адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.

Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.

Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический режим (на этих моментах мы остановимся более подробно в дальнейших главах данной работы). Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотренны в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры.

29. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы.

Правовой статус (ПС) человека и гражданина-это совокупность всех прав,свобод и обязанностей,законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-

правовых актах.

Основы правового статуса человека и гражданина,закрепленные в Конституции,

называются конституционным статусом (КС).Они образуют относительно небольшую

часть всех прав,свобод и обязанностей.

ПС > КС

Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права.(гражданском, трудовом,

семейном и др.)

КС определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе.Структурно

включает:

1.права и свободы

2.обязанности

Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах

деятельности(имущественной,трудовой,семейной и т.п.)

КС основывается на след. основных принципах:

1.человек,его права и свободы –высшая ценность Признание,соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства.

2.граждане от рождения имеют равные права и свободы

3.осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц

4.основные права и свободы гарантированы государством

30. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

ГАРАНТИИ КС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Эта такие условия и средства,с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается на государство и всю

систему государственных органов(Ст.45,ст.80).

Ст.18 КРФ гласит: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.Это означает,что все законы,деятельность органов гос. власти и местного самоуправния должны ориентироваться на права и свободы человека и гражданина,

исходить из них,обеспечивать и защищать эти права и свободы.

Сам человек вправе защищать свои права всеми способами,не запрещенными законами,

вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбурге(ст.46)

Различают общие(политичесие,социально-экономические) и юридические гарантии.

Юридические гарантии-это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства,обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Предпосылкой некоторых прав и обязанностей является гражданство человека.

Гражданство-это определенное политико-правовое состояние человека,выражающее

его юридическую принадлежность к конкретному государству.ФЗ «О гражданстве РФ»

Конституционные права-это такие юридически признанные возможности человека и граж-

данина,к. могут быть реализованы путем использования соответствующей юридической

обязанности со стороны органов власти и других субъектов права(право на охрану здо-

ровья и медицинскую помощь,на жилище и т.п.).

Конституционные свободы-это такие юридически признанные возможности человека и гражданина,которые он может реализовывать самостоятельно,не вступая в правоотношения

с органами власти и другими субъектами права. Реализация свобод предполагает лишь

невмешательство при этом со стороны других лиц и органов власти (свобода слова, вероис-

поведание и т.п.)

Правами и свободами пользуются по желанию.Нежелание ими пользоваться по закону

не преследуется.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Это предписанный и закрепленный в КРФ определенный вид и мера должного поведения.

За неисполнение обязанностей к обязанному субъекту могут быть применены юридические санкции

1О. соблюдать Конституцию РФ и законы РФ(ст.15)

2.О


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: