Методы ГМУ и их информационное обеспечение

ГМУ как процесс воздействия субъекта управления на управляемый объект осуществляется с помощью методов управления.

Можно выделить три структурных уровня организации ГУ. Высший - институциональный - являющийся пограничным между политическим и государственным управлением. На нем определяются общая политика и главные задачи ее осуществления. Средний - административный уровень - сфера функционального управления (администрирования). На нем любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты - планирование, организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем - технологическом (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и отдельные граждане или их организации.

Под методом ГМУ понимается способ, средство, приём и воздействие субъекта управления (органа, руководителя) на коллектив людей или отдельных их членов как объектов управления для достижения целей управления.

Метод управления есть конкретный способ, средство, приём осуществления задач и функций субъекта управления, обеспечивающих достижение его целей.

Методы управления разделяются по признакам властной, материальной и моральной мотивации, в связи с тем, что управляющее воздействие ориентировано на мотивы деятельности работника. При этом каждая из указанных мотиваций включает положительную мотивацию (стимулирование) и отрицательную (санкции) в виде принуждения и наказания.

К методам ГМУ на основе властной мотивации относятся административные и организационные методы управления, которые предназначены для воздействия на субординационные, организационные и контрольные управленческие отношения. Эти методы выражают государственно-властный характер управления и определяются обязательностью исполнения предписаний органов ГМУ подчиненными им объектами.

Административные методы управления осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в различной категоричной форме: постановления, распоряжения, приказы, указания.

Постановления – правовые акты, определяющие общие правила, нормы поведения, рассчитанные на неоднократное применение. Принимаются органами ГМУ общей компетенции, как коллегиальными (правительство), так и единоначальными (глава администрации).

Распоряжения – правовые акты, имеющие персонифицированный характер, издаются для решения оперативных вопросов. Издаются представителями правительств и главами администраций территории.

Приказы – издаются руководителями органов ГМУ отраслевой компетенции, осуществляющих управление на единоначальной основе. Руководители коллегиальных органов управления межотраслевой компетенции издают приказы по вопросам деятельности аппарата этого органа.

Указания - руководители органов ГМУ и их структурных подразделений могут давать указания работникам в пределах их компетенции.

Организационные методы представляют собой совокупность организационных взаимодействий субъектов управления на управляемый объект, а также на субъект управления, т.е. на самого себя.

Организационные методы подразделяются на:

v Организационное регламентирование - осуществляется в виде нормативных документов, устанавливающих чёткий порядок в организации деятельности как объекта, так и субъекта управления.

v Организационное нормирование заключается в разработке норм жилой площади на одного человека при получении жилья из муниципальных фондов и т.п.

v Организационно-методическое инструктирование выражается в разработке и утверждении органами ГМУ различного рода инструкций для предприятий и организаций, а также граждан (инструкции по обеспечению пожарной безопасности).

К методам управления на основе материальной мотивации относятся экономические методы, которые базируются на материальных интересах людей и лежат в основе экономического механизма ГМУ. Они выступают как средства реализации требований экономических законов, предназначены для воздействия на экономические управленческие отношения. К ним относятся:

ü Экономическое стимулирование – формирование доходов работников в зависимости от вкладов в общие результаты труда. Это материальное стимулирование, основная форма – зарплата.

ü Экономическая ответственность за результаты деятельности органов ГМУ – устанавливается законодательством. Сюда относят метод компенсации потерь, возникающих по вине органа ГМУ.

ü Хозрасчёт – стимулирование роста эффективности производства на основе широкой интенсификации, соизмерения затрат на производство продукции или услуг с полученным от их реализации доходом. Содержание хозрасчёта характеризуется его принципами: самостоятельность, рентабельность, окупаемость, заинтересованность работников в результате труда.

Методы управления на основе моральной мотивации ориентированы на интересы людей, связанных с самоутверждением и самовыражением человека в трудовом коллективе, его стремлением получить моральное удовлетворение в труде.

Выделяют следующие методы управления на основе моральной мотивации:

Ø Социальные – конкретные способы и приёмы воздействия на социальные процессы формирование и развитие коллектива. Эти методы подразделяются на:

§ Убеждение – издание актов ГМУ, носящих рекомендательный характер, работа аппарата управления по разъяснению актов органов ГМУ;

§ Социальное нормирование – правила внутреннего трудового распорядка;

§ Социальное регулирование – договоры, взаимные обязательства;

§ Моральное стимулирование – объявление благодарности, представление к наградам и т.д.

Ø Психологические – способы, приёмы, воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального психологического климата в группе. Подразделяются на:

§ метод комплектования малых групп и коллективов – определяются оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками в малых группах, возникающие симпатии и антипатии;

§ методы гуманизации труда – исключение монотонности труда, расширение творческих процессов, использование психологического воздействия цвета, музыки и т.д.

Каждый метод управления должен иметь под собой информационную основу.

Под информацией понимается сведения, полученные в результате переработки данных.

В теории управления принято такое определение информа­ции: совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопре­деленности наших знаний о конкретном объекте, это обмен сведе­ниями (данными) между людьми, человеком и автоматом, автома­том и автоматом. И этого определения вполне достаточно для изу­чения проблем управления.

Основные требования, предъявляемые к информации: полнота, достоверность, оперативность, полезность, готовность, однозначность.

Информация с такими характеристиками позволяет руководителю: ориентироваться в ситуации; четко планировать свои действия; отслеживать результативность проводимых акций; уклоняться от неожиданностей; манипулировать отдельными людьми и груп­пировками.

Классификация информации:

- по происхождению (официальная и неофициальная)

- по сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая)

- по материальным носителям (бумажная, электронная).

В практике управления существуют следующие виды информации:

тотальная (даёт общее обзорное представ­ление об интересующей проблеме и участни­ках — индивидах и организациях — проводимой политики);

— текущая или оперативная (держит в курсе изменяющихся событий);

конкретная (заполняет выявленные пробе­лы в данных или отвечает на определенные во­просы);

косвенная (подтверждает или опровергает некие предположения, будучи стыкованной с последними только опосредованно);

оценочная (растолковывает события и даёт прогноз относительно их развития в будущем; это — оптимально обработанные данные).

Управленческую деятельность можно условно разделить на три основные категории. И именно они, на наш взгляд, определяют и характеризуют преобладающие по важности, по распространению виды и категории управленческой информации.

Информация по стратегическому планированию позволяет высшему управлению нести ответственность за установление долгосрочных целей, накопление ресурсов для достижения этих целей и формулирование политики их достижения. Такая информация может включать перспективные оценки среды, экономические прогнозы и демографические тенденции.

Контрольная управленческая информация используется управляющими среднего уровня для координации различных подконтрольных им действий, приведения ресурсов в соответствии с задачами и разработки согласованных оперативных планов. Информация, которая необходима этим управляющим, может включать производственные сводки и действия, предпринимаемые другими управляющими среднего уровня.

Оперативная информация помогает управляющему нижнего уровня выполнять обычные и повседневные операции, такие, как расчёт заработной платы и финансовые расчеты, составление табелей и управление запасами. Этим управляющим были бы необходимы данные о взаимодействии и проблемах, о политике и процедурах, а также о деятельности управляющих в родственных структурах, подразделениях.

Главным источником информации для органов ГМУ является конституция РФ, законы, акты Президента и Правительства РФ, нормативные акты представительной власти субъектов РФ, а также акты федеральных органов ГУ.

Источником внешней информации являются: статистическая отчетность, письменные и личные обращения граждан и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: