Современность в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Современность в романе заключается в актуальности проблематики и живых подробностях эпохи Толстого.

Толстой изначально задумал роман как «злободневный». Роман пропитан духом своего времени, т к Толстой описывал текущие события. В нем много прямых откликов на текущие события: от научных споров до войны на Балканах. Толстой описывает до мельчайших подробностей балы, светские салоны, дела высокопоставленных лиц, чиновников, поднимает идеи и вопросы, волновавшие общество того времени. Описывает жизнь крестьян и рабочих.

В романе 2 сюжетные линии:

1) обличение светской и буржуазной жизни, культуры общества того времени (через историю Анны)

2) изображение патриархально-усадебного уклада жизни (через Левина)

Идея романа – «мысль семейная». На примерах своих героев Толстой показывает счастье и несчастье.

Проблематика романа – вопросы о браке, любви и семье. Отображение времени, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные.

Главная нравственная проблема – соотношение человеческого эгоизма, естественного стремления к личному счастью и долга человека перед обществом. По сути, это трагедия Анны. Она предается эгоистической страсти, забыв о долге перед мужем, в итоге оказывается в нравственном и жизненном тупике. Она теряет свой естественный образ, главное для нее – быть интересной для Вронского, чтобы не потерять его любовь. Она продолжает интересоваться жизнью и искусством, но уже мотив другой – чтобы в глазах Вронского выглядеть глубокой натурой. Трагический финал Анны Толстой связывает с виной общества. Причина ее гибели – не только лицемерие света и препятствие к получению развода, но и разрушающее действие страсти к Вронскому на ее душу, невозможность быть с сыном (одновременно и с Вронским), не могла найти себя в мире, где «неправда, ложь, все обман, все зло».

Критерий подлинной семьи для Толстого: взаимопонимание и душевное согласие супругов. Соответственно, брак Анны с Карениным не мог стать основой настоящей семьи, т к она его не любит, имеет внутреннее расхождение. С Вронским аналогично. Его отвергло светское общество, лишился военной карьеры, но кровно привязан к свету. Толстой не осуждает Анну. Она «жалкая и не виноватая», приводит ее к трагической развязке.

Левин – противоположность Анны. Он стремится к истокам народного бытия. Анна от всего этого отходит. Анна «естественная и простая» в начале романа: она говорит только по-русски, искренность ее поступков и мыслей противоречит устоям света. К концу же романа она утрачивает естественность и простоту (по меркам Толстого): начинает использовать французские румяна, говорить на английском и на французском.

Внутренняя связь сюжетных линий – не в общности судеб героев, а в психологических ситуациях. Каждый из них по-своему не мирится с ложью и злом окружающего мира. Отсюда: трагедия Анны и драма Левина.

Толстой исследовал неразрешимые проблемы частной жизни людей из высшего общества, что позволило ему проникнуть в социальную, нравственную, идеологическую проблематику эпохи.

Действие романа – не больше 3 лет.

Особенность поэтики романа: элементы символики или аллегории приобретают характер лейтмотивов. Повторяются мотивы не только с предметным смыслом, но и символическим. Пример: Железная дорога – символ пореформенной России, приносят людям новые бедствия. Отсюда – сначала гибель мужчины на станции, потом гибель Анны.

Перед смертью Анна думает о торжестве неправды и зла, эти рассуждения не давали покоя Левину. Он видит (как Толстой), что нарождающиеся буржуазные порядки не устранили крестьянской нищеты, породили новые формы социальной несправедливости. Он одержим мечтой о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина: вместо бедности – общее богатство, вместо вражды – согласие и связь интересов. Но крестьяне Левина не хотят его преобразований. Дело в изначально противоположных интересах крестьян и помещиков.

Это роман из жизни светского общества, направленный против него. «Мне отмщение, и аз воздам». Толстой хотели обличить общество, которое с холодной жестокостью изгоняет из своей среду гордую и благородную по натуре женщину, не сумевшую совладать своей страстью.

На мой взгляд, есть еще два важных аспекта. Если вы готовы потратить 5 мин, то продолжайте читать)

1. Монолог Анны перед смертью – это метод «потока сознания» как способ осмысления и отражения действительности (Джеймса Джойса). Это новое в русской литературе. «Поток сознания» - прем в литературе ХХ века модернистского направления, которые непосредственного воспроизводит душевную жизнь, переживания, ассоциации, мысли. Это воспроизведение ментальной жизни. Джеймс: сознание – это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, постоянно перебивают друг друга «нелогично», это внутренний диалог. Толстой был первым, кто использовал «поток сознания», как раз в «Анне Карениной», это тоже современность.

Далее приведен фрагмент из романа – монолог Анны перед смертью. Прочтение займет пару минут, это нужно для понимания.

«Чего он искал во мне? Любви не столько, сколько удовлетворения тщеславия». Она вспоминала его слова, выражение лица его, напоминающее покорную легавую собаку, в первое время их связи. И все теперь подтверждало это. «Да, в нем было торжество тщеславного успеха. Разумеется, была и любовь, но большая доля была гордость успеха. Он хвастался мной. Теперь это прошло. Гордиться нечем. Не гордиться, а стыдиться. Он взял от меня все, что мог, и теперь я не нужна ему. Он тяготится мною и старается не быть в отношении меня бесчестным. Он проговорился вчера — он хочет развода и женитьбы, чтобы сжечь свои корабли. Он любит меня — но как? The zest is gone. Этот хочет всех удивить и очень доволен собой, — подумала она, глядя на румяного приказчика, ехавшего на манежной лошади. — Да, того вкуса уж нет для него во мне. Если я уеду от него, он в глубине души будет рад».

Это было не предположение, — она ясно видела это в том пронзительном свете, который открывал ей теперь смысл жизни и людских отношений.

«Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, — продолжала она думать. — И помочь этому нельзя. У меня все в нем одном, и я требую, чтоб он весь больше и больше отдавался мне. А он все больше и больше хочет уйти от меня. Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны. И изменить этого нельзя. Он говорит мне, что я бессмысленно ревнива, и я сама говорила себе, что я бессмысленно ревнива; но это неправда. Я не ревнива, а я недовольна. Но… — Она открыла рот и переместилась в коляске от волнения, возбужденного в ней пришедшею ей вдруг мыслью. — Если б я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим. И я этим желанием возбуждаю в нем отвращение, а он во мне злобу, и это не может быть иначе. Разве я не знаю, что он не стал бы обманывать меня, что он не имеет видов на Сорокину, что он не влюблен в Кити, что он не изменит мне? Я все это знаю, но мне от этого не легче. Если он, не любя меня, из долга будет добр, нежен ко мне, а того не будет, чего я хочу, — да это хуже в тысячу раз даже, чем злоба! Это — ад! А это-то и есть. Он уж давно не любит меня. А где кончается любовь, там начинается ненависть. Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и все дома, дома… И в домах все люди, люди… Сколько их, конца нет, и все ненавидят друг друга. Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой. Ну? Я получаю развод, Алексей Александрович отдает мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского». Вспомнив об Алексее Александровиче, она тотчас с необыкновенною живостью представила себе его, как живого, пред собой, с его кроткими, безжизненными, потухшими глазами, синими жилами на белых руках, интонациями и треском пальцев, и, вспомнив то чувство, которое было между ними и которое тоже называлось любовью, вздрогнула от отвращения. «Ну, я получу развод и буду женой Вронского. Что же, Кити перестанет так смотреть на меня, как она смотрела нынче? Нет. Сережа перестанет спрашивать или думать о моих двух мужьях? А между мною и Вронским какое же я придумаю новое чувство? Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мученье? Нет и нет! — ответила она себе теперь без малейшего колебания. — Невозможно! Мы жизнью расходимся, и я делаю его несчастье, он мое, и переделать ни его, ни меня нельзя. Все попытки были сделаны, винт свинтился. Да, нищая с ребенком. Она думает, что жалко ее. Разве все мы не брошены на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и потому мучать себя и других? Гимназисты идут, смеются. Сережа? — вспомнила она. — Я тоже думала, что любила его, и умилялась над своею нежностью. А жила же я без него, променяла же его на другую любовь и не жаловалась на этот промен, пока удовлетворялась той любовью». И она с отвращением вспомнила про то, что называла той любовью. И ясность, с которою она видела теперь свою и всех людей жизнь, радовала ее. «Так и я, и Петр, и кучер Федор, и этот купец, и все те люди, которые живут там по Волге, куда приглашают эти объявления, и везде, и всегда», — думала она, когда уже подъехала к низкому строению Нижегородской станции и к ней навстречу выбежали артельщики.

Дальше путь Анны до станции «Обираловка», ее все раздражает, даже маленькая девочка кажется уродливой. Села в поезд.

«Да, на чем я остановилась? На том, что я не могу придумать положения, в котором жизнь не была бы мученьем, что все мы созданы затем, чтобы мучаться, и что мы все знаем это и все придумываем средства, как бы обмануть себя. А когда видишь правду, что же делать?»

— На то дан человеку разум, чтобы избавиться оттого, что его беспокоит, — сказала по-французски дама, очевидно довольная своею фразой и гримасничая языком.

Эти слова как будто ответили на мысль Анны.

2. Анна – женщина эмансипированная.

Это тоже современность в романе, так как это первый подобный образ в русской литературе.

Эмансипированная женщина – освободившаяся от зависимости и предрассудков. Она независима, хозяйка своей жизни. Ей все равно, что о ней подумают. Это новый образ для того времени, т к в светском обществе (а Анна его представительница) были определенные правила и устоя, все, что выходило за рамки – подвергалось отчуждению из этого общества.

Анна – идеал эмансипированной женщины: много читает, пытается писать, увлекается искусством, говорит умно и небрежно. Левин говорит: «Какая удивительная, милая и жалкая женщина» - это отношение Толстого к Анне. Он воспринимает все это как разные формы лжи, т к для Анны нет правды в главном, т е в семье. Право на выбор для женщины существует только во внешних формах, по мнению Толстого.

Поведение Анны. Ради любви к Вронскому оставляет мужа и ребенка. Ее натура истерическая, непостоянная, а у таких людей априори нет счастливого конца. Самоубийство Анны – не результат раскаяния, а жизненного тупика. Это не слабость, а сила, т к не каждый способен броситься под поезд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: