Монархия Республика

власть принадлежит - власть принадлежит

одному человеку главе выборным органам

государства (парламент, президент)

Абсолютная – власть не Парламентская

ограничена Президентская

Парламентская власть Смешанная – власть принадлежит

Ограничена парламентом. и парламенту, и президенту.

Дуалистическая – власть

у монарха и парламента

Билет №2

1. Потребности человека.

Потребность – нужда человека в том, необходимо для поддержания организма и развитии личности.

Виды:

1. Биологические – поддержание жизнедеятельности организма (питание, вода, движение, самосохранение)

2. Социальные – потребность в общении (любовь, дружба, товарищество, внимание, поддержка сочувствие).

3. Духовные – саморазвитие и самоутверждение (эстетика: красота, гармония, музыка, живопись, поэзия)

4. Материальные – создание необходимых условий существования (труд, собственность предпринимательство.)

2. Правовое государство, его основные признаки.

Правовое государство – государство, где властвует закон.

Признаки:

1.верховенство закона.

2.гарантированность прав и свобод.

3.взаимная ответственность государства и личности.

а) государство управляет обществом через законы.

б)государство несет ответственность в случае нарушения

4. Принципы разделения властей.

а) ни одному государственному органу не принадлежит вся государственная власть.

б) каждый осуществляет управление только своей ветви.

Есть ли в современной России правовое государство?

Билет № 3.

1.Способности человека.

- внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Виды:

1.Общие – связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (способность к обучению)

2.Специальные – связаны с условиями отдельной деятельности профессий).

Характеристика способностей:

талант – способность к достижению высшего порядка.

Гений – открытие ранее неизвестного.

Факторы, влияющие на развитие способности:

1.врожденные задатки;

2.время выявления;

3.развитие деятельности, к ней интерес.

4.всестороннее развитие интересов и способностей.

5. соперничество и сотрудничество.

2. Право, его роль в жизни человека и общества.

Право – система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Признаки:

1. Общеобязательность – обязательны для всех

2. Регулирует общественные отношения

3. Принимается определенными государственными органами.

4. Гарантированно государством.

5. Безличность – обращено ко всему общему

6. Многократность применения.

Отрасль – совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений.

1.Конституционное право – закрепляет форму управления; государственного устройства, права и обязанности граждан, избирательное право.

2. Административное – регулирует отношения должностных лиц и органов государственного управления (правила дорожного движения, санитарию.

3. Семейное

4.Гражданское процессуальное право – регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам.

5.Трудовое

6.Уголовно-процессуальное –регулирует порядок производства по уголовным делам.

7.Уголовное – какие деяния считаются преступными и какие наказания за них назначаются.

8.Финансовое – финансовая деятельность государства, государственный и местный бюджет.

9.Гражданское – имущественные отношения

Билет № 4.

1.Человек и культура.

Культура – комплекс включающий знания, верования, искусство, мораль, законы и обычаи, а Также и иные способности и навыки усвоенные человеком как членом общества.

- материальные вещи, созданные людьми.

- духовные ценности, научные знания, житейский опыт.

Формы:

а) элитная (классическая музыка и. т. д.)

б)народная (национальная)

-индивидуальная

- коллективная (групповая)

- массовая

Человек и культура

1.усваивает ранее созданную культуру (уровень развития человека)

2. сам творец культуры.

2.Юридическая ответственность, ее виды

- способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту.

Отношение государства и правонарушителя:

Последствия:

а) личные (смертная казнь, лишение свободы)

б) имущественные - (штраф, конфискация имущества)

в) престижные (выговор, лишение наград)

г) организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности).

д) их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав)

Виды юридической ответственности:

1.дисциплинарная – нарушение трудовой дисциплины, замечание, выговор, увольнение)

2.административная – посягательство на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если нарушения не влекут уголовной ответственности (штраф, конфискация, исправительные работы, арест)

3. материальная – возмещение имущественного вреда.

4.гражданско – правовая – нарушение имущественных и личных неимущественных,прав граждан и организаций (признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки)

5.уголовная – деятельность опасная для общества и запрещенная УК (штраф, лишение свободы, смертная казнь, пожизненный срок).

Обстоятельства исключающие юридическую ответственность.:

1.Недееспособность 5.Обоснованный риск

2.Необходимая оборона 6.Исполнение приказа

3.Задержание преступников 7.Малозначительность

4,Крайняя необходимость 8 Самозащита

Билет № 5.

1. Взаимосвязь природы и общества.

Природа – естественная среда обитания человека, кладовая ресурсов, которые необходимы человеку.

Человек - биосоциальное существо

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.

Взаимодействие общества и природы:

1. Воздействие природы на общество:

- источник средств, жизни (пища,вода, тепло)

- источник средств производства (метал, уголь)

- среда обитания (климат, растительность и животный мир)

а) воздействие общества на природу:

- изменение природы (извлечений полезных ископаемых, вырубка лесов, уничтожение животного и растительного мира).

- создание нового (новые породы скота, ирригационных систем)

- разрушение и созидание

Формы взаимодействия:

1.Природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения потребности человека.

2. Охрана окружающей среды.

3. Обеспечение экобезопасности - защита от угроз возникающих в следствии деятельности человека и стихийных бедствий.

2. Конституция. Основы конституционного строя.

1. была принята 12 декабря 1993 года.

2. содержит нормы о разделении властей

3. закрепила права человека в соответствии с международными нормами.

4.обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.

Роль Конституции:

1.закрепить и гарантировать права человека

2. упорядочить государственную власть

3. утвердить правосудие

4.регулировать образование законодательных и образовательных органов власти

5. установить избирательную систему

Билет № 6.

1. Особенности межличностных отношений.

Межличностные отношения – взаимосвязи отдельных личностей.

-деловые - приятельские -семейные

- личные - товарищеские

Система взаимосвязей:

а) взаимодействие – согласованность действий

б) взаимопонимание - понимание друг друга

в) взаимовосприятие – восприятие одним человеком других людей.

При формировании межличностных отношений большую роль играют чувства:

а) сближающие людей

б) разъединяющие людей

В межличностных отношениях иногда возникают конфликты.

Конфликт – столкновение противоположных целей, интересов.

Причины:

1) Неумение сдерживать гнев, раздражение.

2) Негативные чувства: зависть и.т.д.

3) Возраст.

4) Разное представление по принципиальным вопросам.

5) Разные ценности.

6) Невоспитанность, бестактность

2. Правонарушение, виды правонарушений.

- нарушение норм права, порядка, противоправное поведение гражданина или учреждения (кража, обман, разбой, мошенничество)

Виды:

а) Преступление предусмотренное УК общественно опасное действие, приносящее вред личности или организации

б) Проступок - общественно вредное действие, не считается общественно опасным (пьянство, прогул, безбилетник)

Правонарушитель – гражданин, достигший 16 лет, а за убийство с 14 лет.

Противоправное поведение выражено как в активной деятельности, так и в бездействии (зная о готовящемся преступлении)

Состав преступления – может быть только в действии – умышленно или по неосторожности совершено предусмотренное законом общественно опасное деяние.

Билет № 7

1.Общение. Культура общения

- обмен между людьми информацией, мыслями, оценками, чувствами.

Виды:

а) речевое – слова, звуки

б) неречевые - мимика, жесты

Форма: - служебное

- повседневное

Общение:

а) передача опыта

б) усвоение культурных ценностей

в) оценивать поступки и отношения людей

г) усвоение правил поведения и применение их на практике

д) развитие интересов человека

е) важные качества человека проявляются и формируются в общении (доброта и.т.д.)

Культура общения:

1) Доверие 4) уступчивость

2) Уважение 5)не навязывать своих вкусов, привычек.

3) Внимательность

2.Права человека. Защита прав человека.

- охраняемая обеспеченная государством узаконенная возможность что – то делать, осуществлять

а) Личные – права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (на жизнь, свободу, честь, достоинство и.т.д.)

б) Политические – возможность участвовать в политической жизни страны (избирать, свобода слова, печати, собраний)

в) Экономические – свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (собственность, наследование, труд, отдых)

г) Социальные – право на благосостояние и достойный уровень жизни (социальное обеспечение, образование, медицинская помощь).

д) Культурные – обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности (свобода, творчество и.т.д.)

Защита прав:

1) Правильно составить исковое заявление

2) Представить факты нарушения прав.

3) Обратиться в соответствующий суд – районный; - городской; - областной; - республиканский; или краевой;

- Верховный; в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

4) Обратиться к уполномоченному по правам человека при Государственной Думе – содействие тем, чьи права были ущемлены.

Билет № 8

1.Малая группа. Человек в группе.

Человек не может жить в полном одиночестве.

Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в личном контакте (от 2 до 40 человек)

а) общая цель

б) совместная деятельность

в) личный контакт

г) длительность существования

Малые группы бывают:

1. Условные – члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом

2. Реальными – члены группы имеют постоянные контакты друг с другом.

3. Естественные – складывающиеся сами по себе.

а) формальные – созданные в рамках официальных организаций.

б) неформальные – созданные на базе личных интересов, вне официальных организаций.

Статус - положение человека в группе (он определяет права, обязанности и привилегии человека.

В группе человек всегда играет роль (сына, ученика и.т.д.)

Принимает нормы ценности, определенные правила поведения человека в группе.

Лидер - человек имеющий влияние на других.

Малая группа и человек в ней сопровождают его от рождения до глубокой старости. Роль, поведение, цели и задачи человека постоянно изменяются. Изменяется и сама малая группа.

2.Религия. Атеизм и свобода слова.

Религия – форма мировоззрения, который делит окружающий мир на реальный и потусторонний.

Религии включают:

1.учение (догматику)

2.нравственные нормы

3.культ – система ритуальных действий.

Мировые религии:

-иудаизм

-буддизм

-ислам

-христианство

Атеизм- система взглядов, отвергающая веру в бога и в сверхъестественные силы.

Билет № 9.

1.Общество. Основные сферы общественной жизни.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Основные сферы общественной жизни:

1.Экономическая - служит удовлетворению материальных потребностей человека.

2.Социальная – удовлетворяет потребность человека в контактах, общении с другими людьми.

3. Политическая - удовлетворяет потребность людей в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.

4. Духовная – в самореализации, самоутверждении в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании.

2. Глобальные проблемы человечества.

- проблемы, возникшие во второй половине ХХ в. Перед всем человечеством, от решения которых зависит существование всего человечества

1) проблема предотвращения новой мировой войны.

- экологическая катастрофа

- генетическое изменение человека

- вымирание человечества.

2) проблема преодоления экономического кризиса и его последствий

- истощение природных ресурсов

- загрязнение окружающей среды

- вымирание видов животных, растений

- ухудшение генофонда человечества.

3. Проблема демографического роста

- ресурсы земли ограничены

-ограничение рождаемости

4. проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами запада и развивающими странами «третьего мира»

Билет № 10.

1.Экономика и её роль в жизни общества.

Экономика наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления.

Структура экономики:

1) Производство – процесс создания вещественных благ и оказание материальных услуг (фирмы)

2) Потребление - удовлетворение потребности в чем – либо.

3) Распределение - предоставление каждому определенной части прибыли.

4) Обмен - форма распределения производимых обществом ценностей (денежный, безденежный, натуральный (рынок).

Ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, информация.,

Существует связь между состоянием экономики и уровнем жизни населения. Потребление связано с производством, т.к. уровень жизни – это увеличение или уменьшение потребления материальных и духовных благ на душу населения, который зависит от объемов производства в собственной стране.

Экономика

Развивается кризис (инфляция)

повышение уровня жизни людей. понижение уровня жизни людей.

2.Всеобщая декларация прав человека.

(принята ООН 10 декабря 1948 года)

а) минимум прав и свобод, которыми должен обладать человек.

(право на труд, соц. обеспечение, свободу собраний и.т.д.)

б) все права разделены на три группы:

1) «Ограждающие»: право на жизнь, неприкосновенность личности, жилища, защита чести и достоинства.

2) Активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения

3) Обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни.

Всеобщая декларация прав человека – общечеловеческий идеал право, к которому должны стремиться все народы и все государства.

Главная мысль Декларации: у каждого человека на Земле есть неотъемлемые права, они являются основой свободы,справедливости и всеобщего мира.

В центре внимания Декларации находится человек, его права и свободы.

Многие идеи Декларации нашли отражение в Конституции РФ.

Билет № 11.

1. Рыночная экономика. Спрос и предложение.

- экономическая система, основная на частной собственности, частной инициативе людей, их предпринимательской деятельности, самостоятельном принятии решений что, как и для кого производить.

Признаки рыночной экономики:

1). Частная собственность на средства производства.

2). Свобода предпринимательства

3) Свобода выбора экономических партнеров.

4). Личная выгода

5). Саморегулирование

6). Минимум вмешательства государства в экономику.

Закон спроса и предложения.

Спрос - желание покупателя приобрести товар.

Предложение - желание производителя произвести товар.

Чем выше спрос на товар, тем больше прибыли больше выпускают товара. Чем ниже спрос, тем меньше прибыли, меньше товара (снятие с производства). Закон спроса и предложения регулирует рынок товаров и производство.

Достоинства и недостатки рыночной экономики:

1)стимулирует высокую предприимчивость 1)усиливает неравенство в обществе

и эффективность 2)нестабильность в экономике

2)отторгает неэффективное производство 3)не заботиться о создании необходимых

3)справедливое распределение обществу, но бесприбыльных благ

доходов по труду 4) безразлична к ущербу, который может

4)Больше прав и возможностей наносить бизнес человеку и природе

у потребителей

5)не требует большого аппарата управленцев

2.Гражданин. Участие граждан в политической жизни.

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующий его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Правоспособность (до 18 лет) – возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.

Дееспособность (18 лет)- способность приобретать и осуществлять гражданские права.

Гражданин имеет права:

а)политические г)экономические

б)гражданские д)культурные

в)социальные

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности.

Обязанности граждан:

1)исполнять законы, установленные государством

2)не нарушать законы

3)не причинять вред здоровью других людей, окружающей среды

4)стоять на защите личности и государства

Участие граждан в политической жизни:

1)избирать (с 18 лет)

2)выдвигать свою кандидатуру в депутаты (с 21 года)

3)в президенты (с 35 лет).

Билет № 12.

1.Социальная сфера жизни общества.

- удовлетворяет потребность человека в контакте, общении с другими людьми, в той или иной форме общественности.

Социальные нормы – правила регулирования отношений людей в обществе:

а)обычаи – исторически сложившиеся правила поведения.

б)правовые нормы - законы

в) моральные нормы – нравственные ценности.

г) политические нормы – между личностью и властью

д) религиозные нормы

е) этикет правила поведения.

Социальное неравенство – разделение общества на группы занимающие разное социальное положение в обществе:

а) экономическое неравенство – различие доходов,уровня жизни в существовании бедных, богатых и средних слоев населения

б) политическое неравенство –деления общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу

в) профессиональное неравенство –выделение в обществе различных групп по ряду их деятельности, престижные и не престижные профессии

Социальная политика регулирование государством социально – экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Основные направления:

а) предоставления гражданам возможность для труда или занятия предпринимательской деятельностью

б) обеспечение социальных гарантий (пенсии, пособия)

в) государственная поддержка семьи, материнства, детства.

г) охрана труда и здоровья людей

д) установление минимума зарплаты

е) улучшение демографической ситуации в стране

ж) развитие социальной структуры

2. Государство и экономика.

Причины государственного регулирования рыночной экономики:

а) монополизм

б) безработица

в) перепроизводство

г) неравенство в обществе

д) нестабильность

Государство вмешивается в экономику, чтобы свести к минимуму негативные последствия экономики. Оно использует различные методы

Методы регулирования экономической жизни:

1.Правовые методы:

а) антимонопольное законодательство

б) поддержка мелкого и среднего бизнеса.

2. Финансово – экономические методы:

а) налоги (способствует развитию производства, либо тормозит его)

б) денежная политика

в) пошлина (поддержка отечественного производителя, снижение импорта).

3. Экономическое программирование: Государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период (носят рекомендательный характер)

4.Кредитно – денежная система. Государственный банк ограничивает или расширяет возможности получения кредита

Билет № 13.

1.Социальные группы и общности.

Социальные группы – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других:

а) первичные – каждый член такой группы видит других членов, как личностей и индивидуальностей (семья, компания)

б) вторичные – социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер – бригада, тренер – команда)

Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Элементы социальной структуры общества:

1) Классы (рабочие, служащие)

2) Жители города и деревни

3) Представители умственного и физического труда

4) Сословия (духовенства)

5) Социально – демократические группы (молодежь, женщины, мужчины)

6) Социальные общности (нации, народности)

2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности»

Мораль - определенные принципы, идеалы, нормы, которые регулируют и строго направляют поведение людей.

Моральные ценности – особые общечеловеческие, духовные ценности идеалы – гуманизм, любовь к человеку, милосердие.

Моральная оценка – нравственное поведение

- безнравственное

Основа морали:

1) Совесть- нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла.

2) Долг – готовности поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении.

3) Добро – главная ценность человека, его моральная святыня.

Золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Быть человеком моральным – это значит предвидеть результат своих поступков и уметь отвечать за них перед собственной совестью.

Билет № 14.

1. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.

Нации - большие группы людей, возникшие на основе языковой, территориальной, культурной, экономической общности.

Межнациональные отношения:

1. Дифференциация – стремление к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры (отделение, Ирландия).

2. Интеграция – расширение связей между национальностями, ломка национальных перегородок. (Евросоюз, объединение)

3. Межнациональные конфликты. (Чечня)

Причины:

а) территориальные споры

б) исторически сложившаяся напряженность

в) дискриминация малых народов

г) стремление выйти из многонационального государства.

2. Правовые основы брака и семьи.

Семья – группа, состоящая из двух или более человек, связанных друг с другом браком или кровным родством, ведущих совместное хозяйство.

Задачи семьи:

1) Рождение детей

2) Воспитание детей

3) Физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи.

Брак – союз двух взрослых людей.

Юридическая основа брака:

1) Взаимное согласие

2) Не близкие родственники

3) Фамилия определяется по взаимному согласию

4) Имущество находится в равноправном распоряжении

5) Достижение 18 летнего возраста.

Защита семейных прав осуществляется судом по правилами, предусмотренными Семейным кодексом:

- условия заключения брака

- права и обязанности родителей и детей

- расторжение брака

- права и обязанности супругов и.т.д.

Виды брака:

-гражданский - официально зарегистрированный

- «открытый» - совместное проживание без регистрации

- религиозный.

Билет № 15.

1.Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть.

Политика – система управления обществом, сутью которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

- внутренняя (экономика, социальные отношения, оборона, здравоохранение, образование, культура)

-внешняя – взаимодействие с другими странами.

Функции политики:

1. Определение целей и задач общества

2. Выработка программ в соответствии с интересами общества

3. Мобилизация ресурсов общества

4. Контроль за распределением ценностей

5. Объединение общества вокруг общих целей и ценностей.

Политические средства:

1.избирательные компании

2.забастовки

3.митинги

4.вооруженные действия

Методы политики:

1.убеждение

2.принуждение

3.поощрение

4.насилие

Политическая власть – воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Признаки политической власти:

1.Законность в использовании силы в пределах государства

2.верховенство – обязательность решений для всякой иной власти

3. публичность - обращение ко всем гражданам от имени общества с помощью закона.

Цели политической власти:

1.удовлетворение интересов людей

2. поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы.

3. осуществления принуждения в предусмотренных законами случаях.

Субъекты политики – участники политического процесса (группы, партии, общественные объединения, отдельные личности)

Объект политики – сфера политической деятельности государства

2.Добро и зло – основные понятия этики Моральный выбор.

Мораль - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом.

Основные категории морали:

1. Добро главная ценность человека, его моральная святыня

2. Зло – представление о безнравственном, антигуманном, недобром

3. Добро и зло служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира.

Моральный человек строит свою деятельность т.о., чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

В центре нравственных ценностей стоит представление о благе.

Отсюда исходят: доброта, великодушие, сострадание им противостоят пороки – ненависть, зависть, гордыня, эгоизм.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе, для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

Моральный выбор начинается тогда, когда человек сталкивается с необходимостью действовать, «правильно», т.е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами.

Билет № 16.

1.Политические партии и движения. Многопартийность.

Политические партии – организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Функции политических партий:

1. Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства

2. Участие в осуществлении власти

3. Участие в формировании органов власти

4. Формирование общественного мнения

5. Выражение интересов социальных групп

6. Подготовка кадров политиков

7. Политическое воспитание

Виды партий:

1.Левые – выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, социалистическое общество.

«коммунистические»

«социалистические»

«социал – демократические»

2. Правовые - отстаивают неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть.

3. Центристские – пытаются примирить крайние интересы в политике.

Многопартийность – существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

Черты многопартийности:

1)выявление мнений, интересов и их гармонизация

2)легитимация (узаконение) демократического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа

3)возможность выбора общественных сил, способных реализовать стоящие перед обществом задачи

4) чередование партий у власти.

2. Духовная жизнь человека.

К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

Элементы духовной жизни:

1.мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле.

2.Наука – теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его в форме понятий, теории, законов, основанные на результатах научных исследований.

3. Искусство – отражение окружающей действительности в художественных образах.

4. Религия совокупность мифов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Духовные потребности не даны человеку от рождения. Они формируются в процессе деятельности личности в обществе.

Особенность духовных потребностей:

1.не существует пределов роста

2. ограничители:

а)объем накопления человечеством ценностей

б) желание человека участвовать в их приумножении.

Билет № 17.

1. Собственность, ее формы

Собственность – право владеть, пользоваться и распоряжаться средствами производства.

Формы собственности:

а) акционерная

б) частная

в) государственная

г) кооперативная

д) коллективная

Субъект собственности – отдельные лица, трудовые коллективы, социальные группы, владеющие ресурсами или факторами производства.

Объект – то, чем владеет собственник.

Способы получения собственности:

- покупка - приватизация -наследование – находка

- производство - дарение - обмен

Право собственности закреплено в законе и может быть защищено в судебном порядке. Нормы, регулирующие имущественные отношения закреплены в Основном законе,

в Гражданском праве, в Законе о защите прав потребителя

2. Права и обязанности граждан РФ.

1)Личные права – это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (право на жизнь, свободу, неприкосновенность)

2)Политические – права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны, (избирать и быть избранными, создание партий).

3) экономические – узаконенная возможность свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления (быть собственниками, право на труд, выбор профессий, отдых)

4)Социальные – право на благосостояние и достойный уровень жизни (пенсии, пособия, право на жилье, медицинскую помощь)

5) Культурные –права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.(свобода, творчество, пользование родным языком, доступ к культурным ценностям)

«Права человека закреплены в Конституции РФ

Права могут быть ограничены только законом

Человек может защитить свои права всеми законными способами

Государство гарантирует права граждан.

Гражданин РФ обязан:

1. Строго соблюдать Конституцию РФ и законы

2. Не допускать нарушение прав других людей при осуществлении своих.

3. Не допускать пропаганды возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную вражду.

4. Заботиться о своих детях, их воспитании

5. По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях

6. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

7. Платить налоги

8. Охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

9. Защищать Отечество и нести военную службу.

Билет № 18.

1.Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.

Труд - процесс по созданию материальных и духовных ценностей.

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, труда работников, меру охраны.

Право на труд относится к основным правам и свободам человека закреплено в Конституции РФ.

Согласно закону:

Гражданин в 16 лет может поступать на работу.

Если обратившийся подходит, заключается трудовой договор (контракт) в нем определяются взаимные права и обязанности.

- поступающий обязуется выполнять работу, подчиняться внутреннему распорядку.

- предприятие обязуется выплачивать зарплату, обеспечивать необходимые условия труда.

- при первом поступлении на работу заводится трудовая книжка

Работник имеет право поменять работу (за 2 недели в письменной форме предупредить администрацию предприятия)

Администрация может уволить работника:

- работник не соответствует занимаемой должности.

- нарушение правил внутреннего распорядка:

а) прогулы

б)появление в нетрезвом состоянии

в)хищения

льготы для тех, кто совмещает работу с учебой:

- сокращение рабочего дня

- дополнительный отпуск

2.Права ребенка

Ребенком считается человек от рождения до 18 лет.

Свидетельство о рождении (до получения паспорта) является для ребенка главным документом, удостоверяющим его личность и регулирующим его личные и имущественные правоотношения.

К личным правоотношениям относятся: право ребенка на ФИО, на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав

К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителям одежду, обувь, книги, иметь собственность, право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов на свое содержание, право на посещение дошкольных учреждений, право на получение бесплатного школьного образования

До 14 лет ребенок не может быть привлечен к уголовной ответственности (исключение – особо тяжкие преступления)

Ребенок не может содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Ребенок имеет право на защиту чести и достоинства.

Билет № 19.

1.Федерация, ее субъекты.

Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в ее состав единицы имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы, образуются единые для всех субъектов федерации органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица.

Основы федеративного устройства:

1) Государственная целостность

2) Единство системы государственной власти

3) Разграничение полномочий между органами государственной власти и ее субъектами

4) Равноправие и самоопределение народов РФ

В составе РФ 89 субъектов (республики; края, области, города, автономная область, автономные округа).

1. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию

2. РФ гарантирует права коренных малочисленных субъектов

3. Республики в праве устанавливать свои государственные языки, но в органах государственной власти, пользоваться русским.

4. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

5. Статья 71 Конституции РФ определяет перечень положений, которые находятся в ведении федерального центра:

а внешняя политика

б) оборона и безопасность

в) судоустройство

е) единый рынок, деньги, таможня

6. основным принципом является равноправие всех субъектов РФ

2. Право на образование: содержание и гарантии

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков.

Цель: 1. передача учащимся накопленного предшествующим накоплениям опыта

2.подготовка учащихся к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий.

Функции: 1. Создание условий для общественной подвижности человека

2. Сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение

Пути образования:

1.Начальный этап – семья – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, начала грамота, приобщение к ценностям жизни и культуры

2.Детсад – начало грамоты, рисование, музыка, лепка.

3.Школа – дается начальное, основное. полное общее образование

4.Училище, ВУЗ и.т.д.- можно получить профессиональное образование

Гражданам России гарантируется: общедоступность и бесплатность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, наличия судимости и.т.д.

Билет № 20.

1.Законодательная, исполнительная, судебная власти в РФ.

Законодательная - представляет интересы граждан, издает законы

Парламент- Федеральное собрание

1. верхняя палата - Совет федерации (178 человек) - входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации (89 чел.)

2. нижняя палата Государственная Дума (450 чел.) избирается по пропорциональной системе, т.е. избиратель голосует не за личность, а за партию

- разрабатывать законы

- финансовый контроль за деятельностью правительства.

Исполнительная – управляет государственными делами

Правительство РФ, заместители и федеральные министры

- разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики

- оборона страны

- управление федеральной собственности

Судебная – следит за соблюдением законов органами власти

1. Конституционный Суд РФ (19 судей), назначаются Советом Федерации по представлению Президента)

- соответствии федеральных законов Конституции РФ;

- не вступивших в силу международных договоров;

- споры между федеральными органами власти;

- споры о компетенции между федеральными и региональными органами власти;

- проверяет конституционность законов;

- дает толкование Конституции РФ;

2.Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

- надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции

- проверяет законность и обоснованность приговоров

- разрешение гражданских, административных и уголовных дел.

3. Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по решению экономических споров и иных дел.

- рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений

4.система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

5.система арбитражных судов

Судьи:

- граждане РФ, 25 лет, высшее юридическое образование, стаж 5 лет

- независимы и подчиняются Конституции РФ

-несменяемы. неприкосновенны.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправии сторон. Допускается участие присяжных заседателей.

Законодательная, исполнительная, судебная власти РФ действуют независимо друг от друга в рамках. Каждая из ветвей власти осуществляет только свою. Присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.

2. Предпринимательская деятельность.

Предпринимательство – осуществляемая по собственной инициативе, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получении прибыли.

Предприниматель – главное действующее лицо и стержень любой экономической системы, построенной на конкурентных началах.

- производит товары

- доводит их до потребителей

- оказывает разнообразные услуги гражданам и другим предпринимателям.

- платит налоги.

Юридическое лицо – учреждение, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей.

Виды:

1) Индивидуальное – любая созидательная деятельность одного человека и его семьи.

2) Коллективное - дело, которым занят целый коллектив:

а) мелкий бизнес (до 50 человек).

б) средний бизнес (до 500 человек).

в)крупный бизнес (до нескольких тысяч человек)

Функции:

1) Ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое.

2) Организационная – использование своих способностей для получения высокого дохода.

3) Творческая – связана с новаторством в предпринимательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: